Владимир Кривцов еще в детстве увлекся самолетами

Владимир Кривцов еще в детстве увлекся самолетами
В феврале доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Госпремии Украины, почетный гражданин Харькова Владимир Кривцов отмечает ректорский юбилей.
15 лет он возглавляет Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт».

С детства манила высота


Наверное, шансов не связать свою жизнь с авиацией у Владимира Кривцова просто не было. С детства будущий конструктор увлекался самолетами и даже сам мастерил их.

– С начальных классов школы занимался в Волчанском доме пионеров в кружке авиамоделизма, – рассказывает Владимир Станиславович. – А еще в Волчанске была летная школа ДОСААФ, где летчики проходили переподготовку на учебно-тренировочных самолетах Як-18, Л-29. И я с раннего детства мечтал стать летчиком.

Впервые Владимир Кривцов поднялся в небо лет в девять: отец взял его с собой в командировку в Харьков. После воздушного путешествия Владимир Кривцов еще больше увлекся самолетами. Первый летательный аппарат, который принес юному авиастроителю успех, он создал, когда ему было 14 лет.

– На соревнованиях в Коротиче я стал чемпионом Харьковской области среди школьников по свободно летающей модели планера: планер, который я склеил из набора «Юный техник», показал самые высокие результаты, – вспоминает Владимир Станиславович.

Он не собирался изменять небу


Однако сначала Владимир Кривцов поступил в Харьковский гидрометеорологический техникум – настояли родители.

– Там я получил специальность техника-гидролога. Мне не было еще и 18 лет, а я уже побывал в экспедициях на Урале и в Казахстане. Так что и в техникуме, и в экспедициях я многому научился, – не жалеет о годах учебы в техникуме Владимир Кривцов.

Но авиация была для Владимира Кривцова вне конкуренции, так что после техникума он решил поступить в Харьковское летное училище. Но, как выяснилось, ростом не вышел: максимальный рост для летчика-истребителя не должен был превышать 185 см, а Владимир Кривцов на 8 сантиметров перерос стандарты. Впрочем, абитуриент не опустил руки, а поступил в ХАИ.

«В ХАИ легче поступить, чем учиться»


– Но в ХАИ легче поступить, чем учиться, – признается ректор. – Исторически в этом вузе много отчисляли тех, кто не хотел учиться или переоценил свои возможности. Мне учеба давалась нормально, успевал и отлично учиться, и заниматься общественной работой и спортом.

А еще приходилось много работать. Зато по тем временам студент Владимир Кривцов был почти богачом:

– За одну за ночь в ХТТУ на реконструкции трамвайных путей можно было заработать 10 рублей, – улыбается ректор. – Для сравнения: студенческие свадьбы отмечали, как правило, в ресторане «Родничок», и на нормальную свадьбу хватало 10 рублей с человека.

После окончания ХАИ Владимир Кривцов остался на кафедре прочности летательных аппаратов.

– Мы занимались испытанием агрегатов и самолетов, – отмечает Владимир Кривцов. – Это было обязательное требование при создании всех новых летательных аппаратов: они сначала должны были пройти испытание в лаборатории. Тогда же в ХАИ была разработана комплексная система автоматизации испытаний самолетов на прочность, которая называлась «Харьков». Эта система использовалась, например, при испытании сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Мы работали по заказам ведущих КБ, в том числе и КБ Олега Антонова, центрального аэрогидродинамического института. Позднее я занялся вопросами проектирования и расчета на прочность конструкций из композиционных материалов: стеклопластика, углепластика. По сравнению с традиционными металлами композиционные материалы обладают меньшей массой, но характеристики прочности у них даже выше, чем у стали. Антоновское КБ первым в СССР стало широко применять эти конструкции в самолетах.

Беспризорников в те годы не было


У молодого ученого также был опыт комсомольской и партийной работы. Владимир Кривцов работал в комитете комсомола ХАИ, с 1978 по 1980 годы трудился заместителем секретаря парткома ХАИ. В 1980 г. Владимира Кривцова утвердили инструктором отдела науки и учебных заведений Харьковского обкома Компартии Украины, затем он работал заместителем заведующего и заведующим отделом науки и учебных заведений.

– Я побывал практически во всех уголках Харькова и области, а когда в 1986 г. в отдел науки было передано еще и здравоохранение и социальное обеспечение, на отделе замыкались практически все гуманитарные вопросы, – рассказывает Владимир Кривцов. – Тогда ни в городе, ни в селе не было детей, которые бы не учились, а болтались по улицам: все они были под контролем. Одним из важнейших направлений нашей работы было строительство детских садов и школ: там, где строилось жилье, обязательно предусматривались учебные заведения. В те годы среди ответственных партийных работников непорядочных людей были единицы, да и то их быстро выгоняли. К образованию и науке тогда относились очень серьезно, по-государственному.

В обкоме Владимир Кривцов трудился девять лет.

– У меня была реальная перспектива дальнейшей политической карьеры, но я понимал: это не мое, – не скрывает Владимир Станиславович. – Я должен вернуться в ХАИ и заниматься наукой.

После развала Союза о науке забыли


В 1989 г. Владимир Кривцов занял в ХАИ освободившуюся должность проректора по научной работе. В то время вуз был на взлете: имея хоздоговоров на сумму около 25 млн рублей (рубль тогда стоил больше доллара), институт мог позволить себе колоссальные научные разработки.

– Но потом начался кошмар 90-х, – вспоминает Владимир Кривцов. – В те годы ХАИ много потерял. Резко ухудшилось состояние научной и учебной базы, наши сотрудники по полгода не получали зарплату, многие ученые уволились, причем не пенсионеры, а самый качественный научный потенциал в возрасте от 30 до 40 лет. До этого периода у нас в науке было штатных 1250 человек, сейчас – 400. Но, слава богу, ведущие специалисты остались и научный потенциал мы сохранили.

В феврале 1998 года Владимира Кривцова назначили ректором ХАИ и он приступил к наведению порядка по трем главным направлениям: кадровому, экономическому и правовому. Проблем была масса, в том числе и весьма прозаических. В безденежных 90-х пришло в упадок и вузовское хозяйство: крыши протекали, были разрушены заборы и на территории ХАИ – закрытого объекта – паслись козы.

Сейчас вуз восстановлен. А вот восстановить учебную, научную и экспериментальную базы было намного сложнее: по словам ректора, после развала Союза о науке на государственном уровне напрочь забыли. Например, уже второй год правительство не выделяет деньги на энергоносители, и вузы находятся под угрозой закрытия.

Однако ХАИ все также остается авторитетнейшим вузом страны. На 2012/2013 учебный год вуз набрал 1050 первокурсников по госзаказу и около 550 контрактников, причем половину из них – за деньги предприятий. Каждый год растет число иностранных студентов. Сегодня в ХАИ учится около 1500 иностранцев, 80% из них по направлению «авиация и космонавтика» – как поясняет ректор, за границей хотят развивать авиацию и ракетно-космическую технику.

ХАИ – один из ведущих вузов в Украине по количеству международных грантов и договоров.

– ХАИ очень ценят за рубежом, – гордится Владимир Кривцов. – Мы проводим совместную подготовку специалистов с итальянцами, немцами, шведами. Делаем проекты для европейского аэрокосмического агентства. На днях к нам приезжали послы Бразилии и Индии: ХАИ будет готовить специалистов для этих стран. У нас заключены суперпроекты с партнерами из Китая.

В ХАИ выполняют международные проекты по подготовке магистров и докторов наук в Мексике, действует научная программа с Магдебургским университетом Отто-фон-Герике и концерном «Фольксваген», заключены контракты по подготовке магистров и докторов наук для авиастроительной иранской фирмы HESA.

Выпускники университета объединены в Международную ассоциацию выпускников ХАИ, которую возглавляет Владимир Кривцов. Ассоциация поддерживает связь с «хаевцами» во всех странах мира, помогает родному университету в учебном процессе и социальной сфере.

Кроме того, уже 14 лет Владимир Кривцов заведует кафедрой технологии производства летательных аппаратов. Он создал новое научное направление – информационные технологии в производстве авиационной техники. Является научным консультантом четырех докторов наук.

Из досье «ВХ»
Владимир Станиславович Кривцов – член Комитета по государственным премиям Украины в области науки и техники, член бюро Северо-Восточного научного центра НАН Украины, главный редактор журнала «Авиационно-космическая техника и технология», председатель научно-методического совета Министерства образования и науки Украины по направлению «Авиация и космонавтика». Среди ведомственных и правительственных наград – Государственная премия Украины в области науки и техники (2001 г.); почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Украины» (2005 г.); почетное звание Украины «Заслуженный работник ракетно-космической отрасли» (2005 г.); орден «За заслуги» III степени (2007 г.); медаль «За трудовую доблесть» (1980 г.).

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей19 января

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2749.19 грн
100 EUR 2931.73 грн
10 RUB 4.6452 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи