Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – директор, главный дирижер Харьковской областной филармонии Юрий Янко.

Приглашать в Харьков много суперзвезд не позволяют финансы


– Алло, добрый день. Меня зовут Сергей. Юрий Владимирович, можно ли узнать, каких зарубежных звезд вы собираетесь приглашать в этом году?
– В марте у нас будет выступать солист парижской Гранд-опера Сергей Стильмашенко. Это будет интересно: обладая от природы высоким баритоном, он специально брал уроки в Италии и запел тенором. Мы ведем переговоры с известной грузинской пианисткой Элисо Вирсаладзе. Вообще, программа на год и даже на закрытие сезона уже составлена. Сегодня дела в филармонии идут хорошо, тем не менее приглашать звезд, которым нужно платить гонорары в тысячи евро (а выступление некоторых исполнителей стоит десятки тысяч), мы пока не можем себе позволить. Однако и работать без знаковых исполнителей тоже не сможем, поэтому будем хоть иногда приглашать музыкантов высокого уровня – Даниила Крамера, Дмитрия Башкирова.

– И еще хочется спросить: нуждается ли симфонический оркестр в обновлении музыкальных инструментов?

– Нам нужно менять контрафагот, очень хотелось бы купить челесту. О струнных инструментах вообще молчу: все они принадлежат самим музыкантам. Однако мы купили, например, чешский пятиструнный контрабас, клавесин, который специально для нас был сделан. Приобрели высочайшего качества медные инструменты – сомневаюсь, есть ли подобные в Украине. Одно из самых ценных приобретений – рояль «Империал» знаменитой фортепианной фабрики. Музыкальные инструменты безумно дороги. Если сравнивать ситуацию с обеспеченностью инструментами в стране в целом – харьковская филармония вырвалась вперед по сравнению с другими музыкальными учреждениями, но если сравнивать с западными оркестрами – мы находимся далеко позади. Причина – отсутствие в Украине закона о меценатстве. В США, например, меценатов на 60% освобождают от налогов, поэтому там симфонический оркестр есть в каждом университете.

Филармония имеет печальный опыт проведения бесплатных акций


– Многие в Харькове хотели бы вам помочь?

– В Харькове есть несколько достойных семей, которые нам помогают, но всеобщего меценатского движения нет. Люди у нас жадные. Месяца два-три назад мы ввели «подвешенные» билеты. Итоги этой инициативы плачевны. К нам ходят не только пожилые зрители, живущие на пенсию, но и достаточно состоятельные люди, и только единицы из них купили неимущему человеку билет за 15–20 грн. На днях меня атаковала одна дама с требованием, чтобы мы, как раньше, бесплатно пускали на концерты по 10–20 инвалидов, малообеспеченных людей. Мы не будем так делать. 

Это одновременно унижает и филармонию, и бедных, и богатых людей, которые не дают, хотя могли бы дать деньги на билеты. У нас благотворительность перевернута с ног на голову. Я считаю, что брать у одного бедного и отдавать другому – это несправедливо. Филармонии нужно самой себя содержать, оплачивать коммунальные услуги, помогать собственным сотрудникам – инвалидам, многодетным, тем, кто заболел или у кого случилось несчастье. Богатый должен у бедной филармонии купить билеты и подарить немощным или несостоятельным людям: это цивилизованное решение проблемы.

– Добрый день, Юрий Владимирович. Меня зовут Лидия Александровна. В декабре в органном зале вы устраивали для пенсионеров акцию – бесплатный концерт. В тот день было очень много людей, органный зал брали буквально штурмом. Со стороны это выглядело как-то некрасиво. Может быть, нужно поставить у входа администраторов, чтобы они организовывали пенсионеров?

– Нет. На тот концерт, о котором вы говорите, нужны были не администраторы, а милиция, чтобы держать таких зрителей в рамках. Пенсионеры чуть ли не дрались за лучшие места, толкались, меня чуть с ног не сбили. Когда наш человек слышит слово «даром» – он готов на все. На том концерте примерно 20% людей была нужна не музыка, а дармовщина. Поэтому мы отменили бесплатную акцию и сделали билеты стоимостью пять гривен, чтобы у каждого зрителя было свое место в зале.

– Юрий Владимирович, здравствуйте. С вами говорит Евгений Алексеевич Степаненко, ваш постоянный слушатель. 14 февраля у вас состоялось «Янко-шоу». Билеты стоят до 300 грн. Скажите, пожалуйста, а почему так дорого?

– А вы считаете, что билет на Шуфутинского или на Киркорова за полторы тысячи гривен -- это нормально? Во всем мире билеты на классику стоят дороже, чем на эстраду, а у нас они, к сожалению, очень дешевые. Филармония – коммунальное предприятие, и нам нужно платить за тепло, электроэнергию, за то, чтобы вам было уютно: мы за все платим из того, что зарабатываем. Поэтому давать концерты даром мы не можем и не будем. Эти концерты пользуются большой популярностью, есть спрос – есть и цена. 

Это эксклюзивные концерты, подобных которым в Украине нет. На таких симфонических шоу я не только дирижирую – я работаю как ведущий, а это очень тяжело. Любой эксклюзив должен стоить дороже. А за то, что вы наш постоянный слушатель, я вам очень благодарен. Спасибо большое за внимание к филармонии и за понимание того, что у нас происходит.

– А насколько заполнены залы при такой стоимости концертов?

– На нынешнее «Янко-шоу» билетов не было за полмесяца до его начала, и поверьте, если бы зал был в два раза больше – тоже был бы аншлаг. Эти концерты любят за непринужденную обстановку, импровизацию, за то, что на них можно послушать хорошую музыку. Люди чувствуют себя совершенно комфортно: им предлагают товар, проверенный временем. Играет академический оркестр, поет академический хор имени Палкина, мы всегда приглашаем на шоу интересных солистов.

Новый орган зазвучит в следующем году


– Здравствуйте. Юрий Владимирович, приятно вас слышать. Меня зовут Лена. Скажите, пожалуйста, ну когда же мы сможем услышать новый орган в новом зале?
– Думаю, при нормальном финансировании новый орган будет в следующем году. Если в этом году сделают зал (а строители работы не прекращают) и если учесть, что орган будут три месяца устанавливать и полгода настраивать, думаю, что 2014 год – это наиболее реальный срок. Надеюсь, что ваша и наша мечта осуществится и Харьков наконец получит за свою более чем 350-летнюю историю концертный зал, созданный специально для музыки.

Директор филармонии сеет для офицеров доброе и вечное


– В чем заключается ваша работа в университете внутренних дел?
– В этом учебном году в университете МВД решили взяться за культурное воспитание будущих офицеров. Отменили субботние занятия, и этот день целиком посвящен спорту и культуре. Курсанты ходят в театры, музеи, на выставки, в филармонию. Сначала я провожу вступительную беседу – рассказал им, что такое музыка, как ее слушать, что творится с культурным развитием в стране, в Харькове, в мире. 

К концу учебы в университете ребята будут иметь представление обо всех музыкальных жанрах: органном, симфоническом, хоровом, джазовом. Я по глазам курсантов вижу, насколько им интересно. Если кому неинтересно, я разрешаю уйти с концерта: в приобщении к музыке не должно быть насилия. Недавний концерт из нашей программы «Музыка и живопись» шел два часа, и курсанты сидели не шелохнувшись.

Будущие проекты в филармонии пока засекречены


– Добрый день, Юрий Владимирович. Меня зовут Татьяна. Я знаю, что несколько лет назад в филармонии была акция – концерт в метро. Так получилось, что года на три я выпала из жизни. Скажите, пожалуйста, будут ли проводиться подобные акции?
– Пока вы были в «выпавшем состоянии» – мы играли в воинской части в лесу, на вокзале, в аэропорту, на заводе «Турбоатом». Сейчас у нас много интересных проектов и образовательных программ, мы практикуем 3D-шоу. Несмотря на занятость, я сам стараюсь их не пропускать. Замечательный проект – «Музыка при свечах»: концерты проходят при аншлагах. Однако мы будем брать новые высоты: в планах еще два очень сильных проекта – говорить о них не буду. Это пока секрет, и мы держим интригу.

– Спасибо вам за активную деятельность. Благодаря вам удается слушать настоящую музыку.

– Лучшая оценка нашей работе – полные залы в последнее время. Билеты раскупают за неделю-две до концертов, и это нас не только радует, но уже и беспокоит: мест не хватает. Еще три года назад мы ставили себе задачу – полные залы на концертах камерной музыки, и вот теперь народ пошел. А ведь это музыка для интеллектуалов, для серьезных людей. Жаль, что сегодня мнение подавляющего большинства людей формирует телевизор. О чем пробормотали в ящике, о том все и думают, о том и судачат. Откуда людям знать, что есть Бетховен, Паустовский или Репин? 

Как-то в одной из аудиторий, где находилось около 200 молодых людей, я задал вопрос, слышали ли они живую музыку Чайковского – на концертах или в опере. Утвердительно не ответил никто, и это, я считаю, катастрофа. Настоящее искусство не развлекает, а дает пищу для ума. По данным социологических исследований, классическую музыку слушают только 3% населения. На самом деле, я думаю, еще меньше. Приходите к нам, мы плохого не предложим. Слушайте хорошую музыку – берегите свое здоровье и не разрушайте его ерундой. А купленный на наши концерты билет – лучшая поддержка филармонии.

Личное дело
Юрий Владимирович Янко родился 16 октября 1961 года в поселке Манченки Харьковской области. 

В 1980 году окончил Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу как дирижер-хормейстер, в 1985-м – выпускник Харьковского института искусств им. И. П. Котляревского (теперь государственный университет искусств). 

В 1991 году окончил Киевскую национальную музыкальную академию им. П. Чайковского как оперно-симфонический дирижер. В 1991–1994 годах работал дирижером академического симфонического оркестра запорожской филармонии. 

С 1994 года – дирижер ХАТОБ им. Н. Лысенко. С 2001 года работает художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра харьковской филармонии, а в 2004 году стал и ее директором. 

Занимается преподавательской деятельностью.
 
Заслуженный деятель искусств Украины, лауреат международного конкурса Вахтанга Жордания.

Семейное положение – женат, есть трое детей.

Хобби — вождение автомобиля, езда на велосипеде.