Владимир Фокин смотрит телевизор спиной к экрану

фото: Всеволод Лагутин

Владимир Фокин смотрит телевизор спиной к экрану
28 февраля завершился прием заявок на V Международный кинофестиваль «Харьковская сирень», который стартует в середине мая.
В Первой столице снова ждут земляка и желанного гостя – почетного гражданина Харькова, народного артиста России Владимира Фокина, который уже в пятый раз возглавит жюри международного кинофестиваля «Харьковская сирень».

За Владимиром Фокиным охотился сам Марсель Марсо


Владимир Фокин родился  в Харькове в семье фармацевтов.  Творческий старт будущему режиссеру был дан, когда восьмиклассником он пришел в театр Дворца пионеров. После школы Владимир Фокин поступил на электромашиностроительный факультет харьковского политеха и там загорелся идеей студенческого самодеятельного театра. Это была очень важная страница в жизни режиссера.

– В 1964 году я с двумя моими братьями, которые тоже учились в ХПИ,  создал театр «Силуэт», – вспоминает Владимир Фокин. – Тогда, в эпоху «оттепели», наблюдался интеллектуальный подъем, по всей стране было мощнейшее движение студенческих театров. «Силуэт» получил всесоюзную известность – стал лауреатом первого и, к сожалению, единственного фестиваля студенческих театров, прогремел на всю страну и потом представлял Советский Союз на всемирном фестивале. «Силуэт» был в основном театром пантомимы, а я в нем был еще и ведущим актером (тогда по габаритам я был примерно втрое меньше). Занимался пантомимой очень серьезно и небезуспешно: когда я был на пятом курсе ХПИ, Марсель Марсо, который создавал европейскую труппу молодых мимов, но плохо понимал идеологию нашего тогдашнего государства, был настроен очень решительно: «Я тебя немедленно зачисляю в свою труппу!»

В студенческие годы Владимиру Фокину хватало времени и на учебу, и на творчество. Кроме работы в «Силуэте», он успевал участвовать в театре чтеца, лицедействовал в КВН, в театре эстрадных миниатюр, которым тогда руководил в ХПИ известный нынче писатель и кинодраматург Аркадий Инин.  А еще вместе с другими студентами-технарями Владимир Фокин без конца колесил  по театральной Москве.

– Тогда ездить в Москву было легко – достаточно было дать проводнику десятку. Мы не пропускали ни одной премьеры в московских театрах – висели в театрах буквально на люстрах, – рассказывает режиссер. – Не было случая, чтобы мы не попали на новый спектакль в «Современнике» или в «Театре на Таганке.

Выпускник ХПИ стал мэтром кино


Насыщенная театральная юность сбила харьковского инженера с проторенного вузом электромашиностроительного пути: поработав несколько лет по специальности, он поступил во ВГИК на режиссерский факультет. В 1977 году Владимир Фокин участвовал в съемках фильма «Ливень», но его дебютом и выпускной работой стал короткометражный фильм «Смерть чиновника». В 1980-х он активно снимал, но самую большую известность ему принес телесериал «ТАСС уполномочен заявить...» В 1990-х, когда съемок стало меньше, работал художественным руководителем киностудии «Рапид»,главным режиссером телекомпании «Каскад», активно участвовал в передачах на телевидении, преподавал во ВГИКе. В последние годы руководил второй Международной летней киношколой ВГИКа.

Даже распоследнего негодяя нужно играть правдиво


Сейчас Владимир Фокин – маститый киномаэстро, у которого прочно сложилось видение режиссерской миссии.

– Кино, как и любая художественная деятельность, – это зона, в которой каждый умирает в одиночку: каждый выбирает свой путь, язык, – убежден Владимир Фокин. – Я воспитан в традициях, которые предполагают восприятие искусства как некое служение, и для наиболее честных людей моего поколения это восприятие таким и остается. Мы тоже любим жить в хороших отелях, ездить на красивых автомобилях и плавать на комфортабельных судах, но если возникает выбор – выбираем все-таки искусство, а не житейские блага.

Так, впрочем, рассуждают не все, и сейчас неумело, наспех сделанная режиссерская работа стала даже нормой, сетует Владимир Фокин.

– Мы видим это в бесконечной телевизионной жвачке, которой потчуют население. И я уверен, что это не только бизнес, но и некая политика, потому что население удобнее, чем народ – это ближе к стаду, а стадом проще управлять, – считает Владимир Петрович. – Наступила эпоха дилетантов, правда, все же брезжит надежда, что мы подбираемся к начальной стадии выхода из этой эпохи. Режиссером сегодня может назваться любой прохожий, который знает, что режиссер – это такой человек, которого показывают в кино как самого главного. Такой себе командир, которому красивые девушки носят кофе, все вокруг него бегают на цыпочках, а он скажет слово «мотор», помолчит какое-то время, потом скажет «стоп». Артисты прикинутся, оператор снимет, монтажер «смонтажирует», композитор «подложит» музычку: глядишь – и кино слепилось, вроде можно показывать. Я же  сторонник кинематографа большого стиля и мне интересно только то кино, которое затрагивает  глубинные и серьезные проблемы человеческого бытия в любом жанре, вплоть до самого легкого и развеселого. Я нацеливаю ребят, которых обучаю, на главное: «Ищи ложь, фальшь, диссонанс». Правда, это единственный критерий, и «верю» или «не верю» по Константину Станилавскому остаются актуальными. Я смотрю телевизор, как правило, спиной. И советую начинающим режиссерам тоже смотреть свое кино спиной к экрану. В плохом кино сразу слышно, кто «хороший», а кто «плохой». А люди многомерны, и у каждого своя правда. Даже распоследнего негодяя нужно играть с позиций правды. Актер – всегда адвокат для своего персонажа.

Хороший режиссер должен сполна отвечать за результат


Владимир Фокин оценивает работу коллег и по уровню игры исполнителей.

– Есть режиссеры, которые почти не работают с актерами, – говорит мастер. – А для меня режиссер начинается с того, как у него играют актеры. В разных руках один и тот же актер играет по-разному, и даже выдающиеся могут играть так плохо, что хоть святых выноси. Я предпочитаю открывать артистов или поворачивать их неожиданной стороной. Хороший отличается от плохого, как скрипка Гварнери от скрипки, сделанной на мебельной фабрике «Красная синька». С плохим актером нужно гораздо больше работать -- приходится тащить его на себе до нужного результата. При выборе исполнителей я тоже ошибался, но уж если плохой актер ко мне попадал – он все равно был обречен сыграть так, как мне надо.

Владимир Фокин – «наш человек»


Он давно уже пустил корни в Москве, но так и остался харьковчанином. Владимир Фокин помнит харьковское детство, рассказывает о нем и о родном городе в своих работах и даже приезжает снимать здесь свои картины. Одна из самых важных линий в 16-серийном фильме «Пятый ангел» – харьковская. Все эпизоды харьковской эпопеи героев сняты в нашем городе. Один из главных героев фильма — из еврейской харьковской семьи, в которой до его рождения было четверо детей, их всех уничтожили в Дробицком яру. Родители мальчика (а их играют Лия Ахеджакова и Альберт Филозов) решились родить еще одного ребенка. Мальчика играют шестеро детей разного возраста. К слову, маленьких актеров для фильма тоже нашли в Харькове – в одном из детских театров. Фокин вообще любит работать с харьковской ребятней.

– Когда я выбирал детей для фильма «До первой крови», перебрал в Москве чуть ли не всех детей нужного мне возраста. В основном этим занимались мои помощники, но только через мои руки прошло около шести тысяч детей. А в Харькове из очень узкого круга ребят мы выбрали замечательных персонажей, которые, на мой взгляд, сыграли прекрасно.

Кинофестиваль вернул Владимира Фокина в Харьков


В мае известный кинорежиссер, сценарист и актер Владимир Фокин приедет в Харьков, чтобы в пятый раз возглавить жюри кинофестиваля «Харьковская сирень».

– Он – наш: с ним очень легко общаться, – говорит начальник управления по делам прессы и информации Харьковской облгосадминистрации, сопредседатель оргкомитета кинофестиваля «Харьковская сирень» Виктория Маренич. – Через фестиваль «Харьковская сирень» прошли немало кинематографистов и режиссеров с мировым именем, побывали многие гости, но с нехарьковчанами сложнее общаться: у них другой менталитет, они по-другому мыслят. А с Владимиром Фокиным разговариваешь на одном языке, и  это язык Харькова. У всех людей с харьковскими корнями есть особая черта – оставаться настоящим харьковчанином. Мне кажется, что Владимир Петрович от родной земли корнями никогда и не отрывался.

Кинофестиваль «Харьковская сирень» вернул Владимира Фокина в Харьков: он стал чаще бывать в родном городе. Большое и громкое его возвращение вылилось в присвоение почетного звания «Почетный гражданин города Харькова». Это звание Владимир Фокин получил в 2011 году. У мэтра кино немало регалий, но он очень гордится харьковским званием. Он носит знак почетного гражданина и признается: «Для меня это самая главная награда в жизни».

Из досье
Владимир Петрович Фокин – народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств РФ, член правления Союза кинематографистов РФ, член Национальной академии кинематографических искусства и наук России.
Режиссерские работы: «Смерть чиновника», «Сыщик», «Александр Маленький», «ТАСС уполномочен заявить...», «Клуб женщин», «До первой крови», «Дом для богатых», «Пятый ангел», «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны».
Актерские работы: водитель в фильме «Шкура», «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского», Леонард Гудилин в телесериале «Пятый ангел».

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей26 марта

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.7235 грн
100 USD 2712.46 грн
100 EUR 2930.81 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи