Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – главный инженер КСП «Харьковгорлифт» Виталий Науменко.
Дверь откроет... мобильный телефон
– Виталий Александрович, здравствуйте. Евгений Степанович беспокоит. Слышал, что в Харькове появятся «Умные подъезды» от «Харьковгорлифта». А что это такое?
– Впервые в Украине систему «Умный подъезд» разработали конструкторы КСП «Харьковгорлифт» по распоряжению городского головы Геннадия Кернеса. Для этого на базе предприятия создали подразделение, которое и воплотило этот проект в жизнь. Комплекс «Умный подъезд» включает в себя четыре составляющих: освещение мест общего пользования, систему управления доступом (домофон), систему управления лифтом, сети и оборудование центральной диспетчерской системы.
Сейчас попасть коммунальным службам в подъезд зачастую проблематично – порой на это уходит час, а то и два. В «умном подъезде» не только жильцы, но и сотрудники коммунальных служб, почтальоны, бригады скорой помощи смогут открыть дверь без ключа, то есть с помощью мобильного телефона, куда вносится специальная программа.
Кроме того, у входной двери и в кабине лифта предусмотрено распространение голосовых сообщений для жильцов дома. Например, напоминание о том, что необходимо оплатить за услуги ЖКХ. Также на домофоне или в кабине лифта будет располагаться бегущая строка информационных сообщений, в частности номеров справочных телефонов и т. п.
Есть и еще одна изюминка: когда человек зайдет в «умный подъезд», автоматически включится свет, а лифт сам приедет на первый этаж. Кроме того, в кабине подъемника будет установлена система дымоудаления и датчики, улавливающие утечку газа. В случае аварийной ситуации автоматически вызывается служба газа, МЧС и скорая помощь.
Такой комплекс через Единый информационно-диспетчерский центр позволяет контролировать состояние оборудования подъезда и доступ к подвалу, машинному отделению, чердаку, дистанционно считывать показания электросчетчиков, приборов учета тепла, воды, составлять энергетическую, экологическую и температурную карты города, а также сообщать жильцам о проводимых работах. При этом каждая составляющая этой системы может эксплуатироваться как автономная – это позволяет выполнить ее поэтапное внедрение.
– Когда и где в первую очередь появится это чудо?
– Пилотный проект по установке системы «Умный подъезд» планируют начать в районе Новых домов возле Дворца спорта. Будет задействован целый микрорайон – около ста подъездов. На данном этапе уже изготавливается более десяти таких дверей на нашем заводе. Что касается сроков внедрения системы, то точную дату пока назвать сложно. Но, думаю, ко Дню города мы сделаем харьковчанам такой подарок.
Ноу-хау харьковчан распространятся по всей стране
– Виталий Александрович, «Харьковгорлифт» признан лучшим в Украине. Какими новаторскими идеями вы прославились на всю страну?
– Это действительно так. Вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул, побывав в рамках своего визита в Харькове и на нашем предприятии, высоко оценил работу «Харьковгорлифта». И в этом большая заслуга и нашего руководителя – Анатолия Кандаурова, который стоял у истоков создания нашего предприятия, и городского руководства в лице мэра Геннадия Кернеса, оказывающего нам огромную поддержку.
Когда предприятие только открывалось, у него был очень узкий профиль: аварийное обслуживание и контроль работы подрядчиков. Все пять лет работы предприятие активно развивалось и сейчас работает более чем по десяти направлениям. В частности, налажено производство современных лифтовых кабин, ремонт электродвигателей, выпуск различных запчастей для лифтов и ВДЭС. На предприятии работают два мини-завода: по изготовлению купе-кабин и по перемотке электродвигателей. Любую поломку мы устраняем своими силами. Кроме того, мы своими силами можем проводить экспертизы лифтов, причем не только в Харькове, но и во всех регионах Украины.
Также «Харьковгорлифтом» разработана и серийно выпускается аппаратура для диспетчеризации лифтового оборудования предприятий и коммунального хозяйства. Эта система предусматривает использование беспроводных каналов GSM для связи с центральной диспетчерской службой (ЦДС). Система анализирует состояние датчиков, и при возникновении аварийной ситуации диспетчер получает сигнал. В этом случае он может установить голосовую связь с пассажиром в кабине лифта, выключить и включить контактор, подающий напряжение на станцию управления лифтом, а также передать вызов аварийной бригаде или дежурному механику. На экране монитора диспетчер видит необходимую информацию: адрес лифта в городе, список аварий, архив аварийных ситуаций по данному объекту, список действий диспетчера и время, которое он потратил на их выполнение.
Уже более чем в 30 домах установлена беспроводная связь – в основном в Дзержинском районе.
– Поделитесь ли своими разработками с другими городами?
– Безусловно, наработки «Харьковгорлифта» будут применять по всей Украине. Как отметил Александр Вилкул, в программу активизации экономики Украины отдельной строкой заложены капремонт и модернизация лифтов в стране. И при ее реализации будет учитываться харьковский опыт. А это значит, что у нас появятся новые заказы, новые рабочие места.
Наш опыт уже успешно применяется в Киеве, Запорожье, Кременчуге, Полтаве, Одессе и даже за рубежом – в России, Грузии, Армении, Азербайджане. Кроме того, продукцию, которую выпускает «Харьковгорлифт», приобретают и другие города Украины.
В Харькове работает музей лифтов
– Здравствуйте, меня зовут Сергей. Виталий Александрович, открылся ли в Харькове музей лифтов? Как туда попасть и что можно посмотреть?
– Музей уже работает. Там можно ознакомиться с историей харьковского лифта. Собраны уже детали старых лифтов, подъемно-транспортное оборудование, необычные деревянные кабины начала XX века, а также кабины финского и немецкого производств. Кроме того, харьковчане могут детально рассмотреть кабину болгарского лифта, которую мы забрали из роддома № 1. Таких лифтов в городе осталось всего два. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами: диспетчерскими пультами, светильниками, от которых мы сейчас уходим. Можно здесь познакомиться и с нашими новинками. Буквально пару недель назад мы выставили наш комплекс «Умный подъезд».
Находится музей лифтов на улице Клочковской, 195а – на территории нашего завода. Вход бесплатный. Мы ждем вас с 8.00 до 17.00.
– Скажите, а школьные экскурсии можно организовать?
– Конечно, это уже практикуется – не только в музее, но и на самом предприятии уже побывали ребятишки из двух харьковских школ. Особенно детей поразило, что купе-кабину можно сделать всего за 15 минут. Об организации экскурсии можно договориться, позвонив по телефону 700-22-10.
В Дзержинском районе воруют кабели, а на Салтовке – катушки
– Виталий Александрович, добрый день. Меня зовут Дмитрий Калюжный. Скажите, как вы боретесь с лифтовыми ворами и вандалами, которые портят оборудование?
– Сегодня хищение лифтового оборудования – огромная проблема. И пока в Харькове работают пункты по приему металлолома – воровство будет процветать. В прошлом году убытки от разворовывания составили 450 тысяч гривен, в этом году уже 120 тысяч. В 2012 году в Харькове поймали 12 расхитителей лифтового оборудования, в том числе несколько групп, в 2013 году еще две группы.
Бороться с расхитителями и вандалами мы намерены посредством внедрения системы «Умный подъезд», а также камер видеонаблюдения, которые уже установлены в некоторых лифтах.
– А какие районы самые неблагополучные?
– Как ни странно, Дзержинский район и Салтовка. В Дзержинском районе, как правило, покушаются на подвесной кабель, в который включены 18 медных жил и метр которого стоит около 70 гривен. Только за три месяца с начала года украли полторы тысячи метров такого кабеля. Украдут на 4 тыс. грн. , а в пункт приема металлов за сотню сдают. Буквально на днях был задержан злоумышленник, который совершил 22 кражи за три месяца – именно в Дзержинском районе. А на Салтовке воров прельщают тормозные катушки.
На Полтавском шляхе и ул. Достоевского меняют лифты
– Здравствуйте, Виталий Александрович. Елена беспокоит. Скажите, сколько лифтов в Харькове требуют замены и какое количество подъемников заменят в этом году?
– В 2013 году мы планируем заменить 67 лифтов – на выполнение этих работ из городского бюджета выделено 7,5 млн грн. Уже приступили к замене четырех лифтов, которые прослужили более 30 лет: на ул. Достоевского, 3а – в первом и втором подъездах и на ул. Полтавский шлях, 119 – во втором и третьем подъездах.
Если будет финансирование из госбюджета, рассчитываем в этом году заменить 120 лифтов. И еще 400 капитально отремонтировать.
– Виталий Александрович, добрый день. Меня зовут Виталий Владимирович. Подскажите, какие работы запланированы на этот год в общежитии на ул. Ощепкова, 8? У нас нужно менять всю проводку в подвальном помещении, щитовые...
– Проводку вам поменяют в самое ближайшее время. А щитовая находится в удовлетворительном и технически-исправном состоянии и выполнения ремонтных работ не требует. Всего же по городу в этом году мы планируем заменить более 30 щитовых.
В лифте не засидишься
– Здравствуйте. Наталья беспокоит. Виталий Александрович, если я, не дай Бог, застряну в лифте, долго ли мне там придется сидеть?
– За день диспетчер принимает где-то до 200 вызовов по поводу лифтов. Но долго вам в застрявшем лифте сидеть не придется – вас вызволят максимум через полчаса с момента вызова.
– Ведь «Харьковгорлифт» обслуживает еще и внутридомовые системы. Сколько вызовов в сутки поступает в таком случае?
– Да, мы отвечаем и за электросети – от щитовой до счетчика. Очень много проблемных домов, немало щитовых, отслуживших свой срок. В течение суток диспетчеры принимают в районе 80 заявок от жителей, в том числе в связи с кражей кабелей, а также при возникновении пожара в квартире – нас вызывают вместе с МЧС, чтобы обесточить кабель.
Личное дело
Виталий Александрович Науменко родился 4 июля 1974 года в Харькове.
В 1993 г. закончил Харьковский автомобильно-дорожный техникум по специальности техник-механик, затем – Харьковский инженерно-строительный интистут.
1993 г – автослесарь КП Харьковская производственно-техническая база «Молпром».
2005 г. – руководитель ЧП «Ирина»
2008 г. – инженер, начальник материально-технического отдела КСП «Харьковгорлифт»
С августа 2012 г. – главный инженер КСП «Харьковгорлифт»
В 1993 г. закончил Харьковский автомобильно-дорожный техникум по специальности техник-механик, затем – Харьковский инженерно-строительный интистут.
1993 г – автослесарь КП Харьковская производственно-техническая база «Молпром».
2005 г. – руководитель ЧП «Ирина»
2008 г. – инженер, начальник материально-технического отдела КСП «Харьковгорлифт»
С августа 2012 г. – главный инженер КСП «Харьковгорлифт»