Павел Масленников прошел всю войну. Он был участником знаменитого военного парада 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве, а День Победы встретил в Праге.

После войны посвятил себя гуманному и мирному делу – педагогике. В 2012 году к наградам ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного учителя УССР, Героя Социалистического Труда Павла Масленникова добавилась еще одна – почетный гражданин Харькова.

Будущий учитель мечтал стать капитаном


Павел Масленников стал педагогом, когда ему было всего 16 лет, причем сразу занял немыслимую для столь юного возраста должность.

– После окончания семилетки я поступил в Горьковский водный техникум – мечтал стать капитаном и покорять морские просторы, – делится Павел Андреевич. – Но потом понял, что это не мое призвание, и поступил на шестимесячные курсы учителей начальных классов. После курсов меня назначили заведующим начальной школой в селе Юрьевцы Горьковской области.

В довоенных селах дети нередко становились школьниками с запозданием, поэтому ученики были почти ровесниками заведующего. Но 16-летний администратор с ответственной должностью справлялся.

– Дети были очень послушными, а их родители, видя, что я очень молод, помогали чем могли. Когда встречали меня на улице – снимали головной убор и кланялись. Я был потрясен таким уважительным отношением, краснел и бледнел, – вспоминает учитель. – Возможно, поддержка детей и родителей послужила стимулом в моей дальнейшей работе в школе.

Через полгода юного заведующего школой назначили руководителем кустового методического объединения (в него входило несколько школ).

Воевал и под Москвой, и под Ленинградом


В 1940 году парня призвали в армию, и Павел Масленников стал курсантом Московского Краснознаменного пехотного военного училища. 7 ноября 1941 года участвовал в знаменитом военном параде на Красной площади в Москве, а вскоре принял первый бой.

– 5 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой. В наступательных боях мы были уже примерно в 50 км от Москвы, но нас срочно перебросили под Асташково на случай прорыва фашистов к Ленинграду. Я участвовал в штурме деревни Большое Лохово, где был ранен, и выбыл из строя на четыре месяца, – рассказывает Павел Андреевич.

Павел Андреевич прошел всю войну, День Победы встретил под Прагой в звании капитана.

Вошли в Прагу после ее освобождения, но под Прагой в окружении остались фашистские войска. И даже когда 8 мая объявили о победе над Германией, немецкая группировка еще несколько дней пыталась вырваться из окружения.

К сожалению, светлый праздник Победы пережили не все. Бойцы одного взвода нашли бочку со спиртом и на радостях выпили за победу. Все до одного – около полусотни человек погибли: в бочке оказался этиловый спирт.

Его коллектив умел достигать целей через «не могу»


После демобилизации Павел Масленников приехал в Харьков. Окончив пединститут, преподавал и был завучем в школе № 13 и в вечерней школе № 14. Затем шесть лет работал в гороно – заместителем заведующего.

– Работать в гороно мне было неинтересно – я хотел уйти в школу, – вспоминает Павел Андреевич. – Поэтому в 1958 году меня перевели в школу-новостройку № 3, в которой я заканчивал строительство. Там директором проработал 24 года.

– Мы познакомились, когда я пришла в школу № 23 директором, – рассказывает директор института последипломного образования ХНПУ имени Г. С. Сковороды, завкафедрой научных основ управления и психологии Раиса Черновол-Ткаченко. – В этом человеке меня всегда поражала его организованность и культура. На любые вопросы он всегда дает четкие, правильные, конструктивные ответы. Я никогда не слышала, чтобы он повысил на кого-то голос, детей называл только на «вы». Каждый в коллективе четко знал свои обязанности и выполнял их так как нужно. При этом каждый учитель был у него особой личностью. Когда я стала директором и создавала свою команду – взяла его принципы на вооружение. Павел Андреевич – это целая эпоха в образовании, причем он опережал педагогику своего времени. Не случайно, когда встал вопрос о выборе школы для внучки, я отдала ее в школу № 3. И хотя Павел Андреевич тогда уже не был директором этой школы, но коллектив продолжал его традиции.

Создать сплоченную команду единомышленников было для Павла Масленникова принципиальным вопросом.

– Я терпеть не мог лентяев, нашей школе не подходили и учителя, которым не дано быть воспитателями. Зато ко мне переходили из других школ хорошие учителя, в результате в течение пяти лет был создан очень работоспособный коллектив, который мог выполнить любую поставленную цель через «не могу», – делится Павел Масленников.

В школу приходил раньше всех


Раиса Ивановна рассказывает, что у Павла Андреевича был особый распорядок: он любил бывать в школе даже по субботам. А в будние дни приходил на работу раньше всех – встречал учителей и детей.

– Я вставал в 5 утра, очень много читал, составлял план. В школу приходил первым, уходил последним – только тогда я мог быть спокоен, – говорит Павел Масленников.

Под руководством Павла Масленникова в 1962 году школа получила статус специализированной с углубленным изучением английского языка. В 1978 году указом Президиума Верховного Совета СССР Павлу Андреевичу присвоили звание Героя Социалистического Труда. При этом учитель остался военным даже в гражданской профессии:

– Мне очень многое дало военное училище: внутреннюю дисциплину, ответственность, умение достигать цели, – считает Павел Андреевич. – Война тоже преподнесла немало уроков: там любая промашка могла стать последней в жизни.

В 1982 году Павел Андреевич перешел работать в институт последипломного образования на кафедру научных основ управления и психологии при пединституте (сейчас университет имени Г. С. Сковороды), где преподавал администраторам школ 15 лет.

– Он был очень требователен к себе, – вспоминает Раиса Ивановна. – Мне запомнился один случай. Я тогда работала директором школы и занималась на курсах повышения квалификации. Как-то после лекции Павла Андреевича мы заметили в аудитории забытую кем-то тетрадку. Оказалось, что это тетрадь Павла Андреевича с конспектами лекций. Я была поражена, насколько тщательно и ответственно он готовился к занятиям: изучал массу литературы по менеджменту, делопроизводству, управлению учебными заведениями. Глядя на его конспекты, мне даже стало стыдно за себя: я сразу отправилась в библиотеку.

Награды педагога и ветерана
Павел Масленников родился в 1921 году. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны ІІ и І степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Праги» и др.