Ректор харьковского вуза не управлял разве что космическим кораблем и подводной лодкой

Ректор харьковского вуза не управлял разве что космическим кораблем и подводной лодкой
Ректор Харьковского национального автомобильно-дорожного университета заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор технических наук, профессор Анатолий Туренко посвятил автомобилям и дорогам всю  жизнь.
В 2012 году к многочисленным наградам Анатолия Николаевича присоединилось звание «Почетный гражданин г. Харькова».

«Буду только автомобилистом»


– Технику я любил с детства, – вспоминает Анатолий Туренко. – После школы поступил в Кировоградский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, который дал мне много практических знаний. Окончил его с отличием. Потом три года служил в армии – был командиром автомобильного взвода. Уже тогда твердо сказал себе: «Я буду только автомобилистом».

В 1962 году Анатолий Туренко стал первокурсником ХАДИ и сразу взял мощный старт. К 1-му курсу вуза он уже был членом партии – единственным коммунистом на потоке, и активного студента сразу приметили в партбюро вуза, предложив возглавить комсомольскую организацию.

– На 2-м курсе я стал секретарем комитета комсомола вуза. В студенческие годы получал Ленинскую стипендию – 100 рублей, плюс оклад секретаря комсомольской организации 150 рублей. Материально я выигрывал, но трудиться приходилось серьезно: работы в комсомоле было очень много, при этом, как и остальным студентам, нужно было сдавать экзамены. И не знать предметы мне, как лидеру комсомольской организации, было стыдно. После работы в комитете комсомола приходил в общежитие, когда студенты уже спали, а я готовился к занятиям. И все экзамены сдавал на отлично, – улыбается Анатолий Туренко.

Комсомольские стройотряды ХАДИ дерзали на стройках области, в Сибири и на целине. Комсорг вуза побывал на целине трижды: командовал студенческой автомобильной колонной. В 1964 году, будучи на третьем курсе, получил первую награду за целину – медаль «За освоение целинных земель».

– Я считаю, что комсомол нельзя было ликвидировать: многие насущные вопросы решались на уровне комсомольской организации. Партия залгалась, а в комсомоле были инициативные, целеустремленные юноши и девушки, которые верили в то, что делают, – уверен Анатолий Туренко.

Армия и комсомол научили делать все на «отлично»


Через девять лет после окончания института Анатолия Туренко назначили деканом автомобильного факультета, а еще через пять лет  проректором по учебной работе.

– Для меня служба в армии и комсомольская работа стали серьезной школой. Я уже тогда понял: руководитель должен прежде всего переживать за людей, которые находятся в его подчинении, – от него зависит часть их судьбы, – отмечает ректор.

В 1992 году Анатолий Туренко возглавил Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет. Это были тяжелые времена: бывало, вузу не перечисляли деньги на зарплату педагогам. Но ректор всеми силами старался сберечь главное богатство университета – педагогические кадры и научные школы.

– Я выдавал талоны на питание в столовой вуза докторам наук и профессорам, – вспоминает Анатолий Туренко. – Они просили выдавать паек полуфабрикатами, чтобы отнести домой и накормить семью. Но я навсегда запомнил наставления командира дивизии: летчики должны нормально питаться. Поэтому давал возможность педагогам хоть раз в день полноценно питаться.

ХНАДУ пережил трудные времена, и под руководством Анатолия Туренко стал единственным в регионе научным центром, который объединил все составляющие автомобильно-дорожного комплекса Харькова и области: автомобильный транспорт, дорожное хозяйство, экологию окружающей среды, транспортные сети, экспертизу технического состояния пассажирского и другого подвижного состава.

По инициативе ректора вуз выполняет работы по повышению безопасности дорожного движения, оценке качества дорог, мостов и сооружений на дорогах, по подбору состава и сопровождения разных технологий, научного сопровождения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

Две страсти: автомобили и дороги


Анатолий Туренко – руководитель научной школы «Динамика торможения и тормозные системы автомобилей». Ректор и его девять учеников удостоены Государственной премии Украины в области науки и техники.

Больше 20 его изобретений внедрены в производство на предприятиях Украины и за рубежом. Ректор руководит лабораторией скоростных автомобилей – единственным структурным подразделением в Украине и странах СНГ, которое занимается созданием уникальных рекордно-гоночных и спортивных автомобилей и сверхсовременного экомобиля. Рожденные в стенах ХНАДУ гоночные автомобили установили полсотни рекордов скорости, почти треть из них превышают мировые достижения. Среди последних разработок лаборатории – занесенный в Книгу рекордов Украины самый энергоэффективный в стране автомобиль «ХАДИ-34».

При этом сам ректор – водитель почти с полувековым стажем.

– Я управлял всеми видами транспорта: трактором, комбайном, подъемным краном, мотоциклом, автобусом, грузовиком, водным катером, – признается он. – К сожалению, не управлял только космическим кораблем и подводной лодкой.

Наши автомобили он тоже оценивает взглядом профи.

– Лучшие автомобили, какие делают в Германии или в Японии, в Украине никогда не сделают, – считает ректор ХНАДУ. – У нас есть научные решения, но в отечественном производстве нет станочного парка. Чтобы автомобиль был качественным, долговечным и конкурентоспособным, должны быть сверхточные станки для его изготовления. Например, первые лет пять автомобили «ВАЗ» были суперкачественными, но станки разболтались, инструменты были заменены на советские, и качество «ВАЗ» сошло на нет.
Автомобили Украина может покупать за рубежом, а вот с дорогами придется разбираться самим.

– Сегодняшние наши дороги в ужаснейшем состоянии. Их нужно строить, не жалея денег и не воруя. Экономить на дороге нельзя, иначе она рассыплется через год-полтора: не случайно весной на некоторых дорогах снег уходит вместе с асфальтом, – говорит Анатолий Туренко.

Нынешний ежедневник Анатолия Туренко густо исписан запланированными делами. Эта привычка четко распределять рабочий день тоже укоренилась с комсомольских времен.

– Главное в человеке – жизненная цель и желание: взялся за дело – должен сделать его только на «отлично», – убежден он.

Из досье «ВХ»
Анатолий Туренко – автор более 270 научных работ и научных публикаций. Член Международной ассоциации по автомобильному и дорожному образованию. Вице-президент и действительный член Транспортной академии Украины. Действительный член Транспортной академии России. Руководитель Северо-Восточного научного центра ТАУ. Академик Академии наук высшей школы Украины. Академик Нью-Йоркской академии США. Награжден орденом «Князя Ярослава Мудрого» V степени. Имя А.Н. Туренко занесено в список Зала славы Американского биографического института.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Наши рекламные кампании

Лента новостей26 июня

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2603.11 грн
100 EUR 2908.46 грн
10 RUB 4.3635 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи