Ректор харьковского вуза не управлял разве что космическим кораблем и подводной лодкой

Ректор харьковского вуза не управлял разве что космическим кораблем и подводной лодкой
Ректор Харьковского национального автомобильно-дорожного университета заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор технических наук, профессор Анатолий Туренко посвятил автомобилям и дорогам всю  жизнь.
В 2012 году к многочисленным наградам Анатолия Николаевича присоединилось звание «Почетный гражданин г. Харькова».

«Буду только автомобилистом»


– Технику я любил с детства, – вспоминает Анатолий Туренко. – После школы поступил в Кировоградский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, который дал мне много практических знаний. Окончил его с отличием. Потом три года служил в армии – был командиром автомобильного взвода. Уже тогда твердо сказал себе: «Я буду только автомобилистом».

В 1962 году Анатолий Туренко стал первокурсником ХАДИ и сразу взял мощный старт. К 1-му курсу вуза он уже был членом партии – единственным коммунистом на потоке, и активного студента сразу приметили в партбюро вуза, предложив возглавить комсомольскую организацию.

– На 2-м курсе я стал секретарем комитета комсомола вуза. В студенческие годы получал Ленинскую стипендию – 100 рублей, плюс оклад секретаря комсомольской организации 150 рублей. Материально я выигрывал, но трудиться приходилось серьезно: работы в комсомоле было очень много, при этом, как и остальным студентам, нужно было сдавать экзамены. И не знать предметы мне, как лидеру комсомольской организации, было стыдно. После работы в комитете комсомола приходил в общежитие, когда студенты уже спали, а я готовился к занятиям. И все экзамены сдавал на отлично, – улыбается Анатолий Туренко.

Комсомольские стройотряды ХАДИ дерзали на стройках области, в Сибири и на целине. Комсорг вуза побывал на целине трижды: командовал студенческой автомобильной колонной. В 1964 году, будучи на третьем курсе, получил первую награду за целину – медаль «За освоение целинных земель».

– Я считаю, что комсомол нельзя было ликвидировать: многие насущные вопросы решались на уровне комсомольской организации. Партия залгалась, а в комсомоле были инициативные, целеустремленные юноши и девушки, которые верили в то, что делают, – уверен Анатолий Туренко.

Армия и комсомол научили делать все на «отлично»


Через девять лет после окончания института Анатолия Туренко назначили деканом автомобильного факультета, а еще через пять лет  проректором по учебной работе.

– Для меня служба в армии и комсомольская работа стали серьезной школой. Я уже тогда понял: руководитель должен прежде всего переживать за людей, которые находятся в его подчинении, – от него зависит часть их судьбы, – отмечает ректор.

В 1992 году Анатолий Туренко возглавил Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет. Это были тяжелые времена: бывало, вузу не перечисляли деньги на зарплату педагогам. Но ректор всеми силами старался сберечь главное богатство университета – педагогические кадры и научные школы.

– Я выдавал талоны на питание в столовой вуза докторам наук и профессорам, – вспоминает Анатолий Туренко. – Они просили выдавать паек полуфабрикатами, чтобы отнести домой и накормить семью. Но я навсегда запомнил наставления командира дивизии: летчики должны нормально питаться. Поэтому давал возможность педагогам хоть раз в день полноценно питаться.

ХНАДУ пережил трудные времена, и под руководством Анатолия Туренко стал единственным в регионе научным центром, который объединил все составляющие автомобильно-дорожного комплекса Харькова и области: автомобильный транспорт, дорожное хозяйство, экологию окружающей среды, транспортные сети, экспертизу технического состояния пассажирского и другого подвижного состава.

По инициативе ректора вуз выполняет работы по повышению безопасности дорожного движения, оценке качества дорог, мостов и сооружений на дорогах, по подбору состава и сопровождения разных технологий, научного сопровождения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

Две страсти: автомобили и дороги


Анатолий Туренко – руководитель научной школы «Динамика торможения и тормозные системы автомобилей». Ректор и его девять учеников удостоены Государственной премии Украины в области науки и техники.

Больше 20 его изобретений внедрены в производство на предприятиях Украины и за рубежом. Ректор руководит лабораторией скоростных автомобилей – единственным структурным подразделением в Украине и странах СНГ, которое занимается созданием уникальных рекордно-гоночных и спортивных автомобилей и сверхсовременного экомобиля. Рожденные в стенах ХНАДУ гоночные автомобили установили полсотни рекордов скорости, почти треть из них превышают мировые достижения. Среди последних разработок лаборатории – занесенный в Книгу рекордов Украины самый энергоэффективный в стране автомобиль «ХАДИ-34».

При этом сам ректор – водитель почти с полувековым стажем.

– Я управлял всеми видами транспорта: трактором, комбайном, подъемным краном, мотоциклом, автобусом, грузовиком, водным катером, – признается он. – К сожалению, не управлял только космическим кораблем и подводной лодкой.

Наши автомобили он тоже оценивает взглядом профи.

– Лучшие автомобили, какие делают в Германии или в Японии, в Украине никогда не сделают, – считает ректор ХНАДУ. – У нас есть научные решения, но в отечественном производстве нет станочного парка. Чтобы автомобиль был качественным, долговечным и конкурентоспособным, должны быть сверхточные станки для его изготовления. Например, первые лет пять автомобили «ВАЗ» были суперкачественными, но станки разболтались, инструменты были заменены на советские, и качество «ВАЗ» сошло на нет.
Автомобили Украина может покупать за рубежом, а вот с дорогами придется разбираться самим.

– Сегодняшние наши дороги в ужаснейшем состоянии. Их нужно строить, не жалея денег и не воруя. Экономить на дороге нельзя, иначе она рассыплется через год-полтора: не случайно весной на некоторых дорогах снег уходит вместе с асфальтом, – говорит Анатолий Туренко.

Нынешний ежедневник Анатолия Туренко густо исписан запланированными делами. Эта привычка четко распределять рабочий день тоже укоренилась с комсомольских времен.

– Главное в человеке – жизненная цель и желание: взялся за дело – должен сделать его только на «отлично», – убежден он.

Из досье «ВХ»
Анатолий Туренко – автор более 270 научных работ и научных публикаций. Член Международной ассоциации по автомобильному и дорожному образованию. Вице-президент и действительный член Транспортной академии Украины. Действительный член Транспортной академии России. Руководитель Северо-Восточного научного центра ТАУ. Академик Академии наук высшей школы Украины. Академик Нью-Йоркской академии США. Награжден орденом «Князя Ярослава Мудрого» V степени. Имя А.Н. Туренко занесено в список Зала славы Американского биографического института.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків


Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2704.01 грн
10 RUB 4.7419 грн
100 EUR 2906.27 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи