Гость «Прямой телефонной линии» в редакции «Вечерки» – начальник Главного управления области по делам защиты прав потребителей Евгений Федорчук.

Ущемлением прав потребителей назвал новую (уже ровно год прошел!) редакцию Закона Украины «О защите прав потребителей» начальник главного Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Евгений Федорчук.
Наш гость рассказал читателям о «подводных камнях» нового закона и о том, что жаловаться на некачественные мобильные телефоны, обувь, сложнобытовую технику и услуги стало сложнее.
— Здравствуйте, меня зовут Игорь Николаевич. Скажите, должны ли мы как потребители производить оплату за поверку метрологической службой счетчиков холодной и горячей воды, установленных в наших квартирах?
— Здравствуйте, Игорь Николаевич! Действительно, в адрес харьковчан приходят уведомления с требованием оплаты поверки счетчиков и угрозами, что в случае неуплаты потребители будут платить по тем тарифам, которые предусмотрены для населения, не имеющего счетчиков. Позиция нашего управления такова: коммунальное предприятие «Вода» является исполнителем услуг (есть соответствующее решение Харьковского горисполкома). Поэтому КП «Вода» должно проводить поверку счетчиков (их снятие, установку, опломбировку и транспортировку) за свой счет. Однако это предприятие с нормами Закона «О метрологии и метрологической деятельности» и другими нормативными документами не согласно, поэтому дело сейчас находится в суде. После решения суда мы узнаем точно, кто в этой ситуации прав. Представители КП «Вода» говорят, что сумма на поверку счетчиков не внесена в тариф на воду, а у нас другая позиция — есть закон, который обязывает исполнителя услуг производить подобные действия за свой счет.
— Меня зовут Лидия Илларионовна, я пенсионерка. Скажите, не изменилось ли правило, когда продавцам запрещалось продавать сардельки вместе со шпагатом, нечищеное сливочное масло вместе с желтым налетом, а колбасу — с алюминиевой проволокой? У нас, например, на Ахсарова, 21 в бывшем магазине «Тополек» (теперь на нем написано «Тройка») продукты продают именно с такими «довесками».
— Лидия Илларионовна, запрещено это делать и сейчас. Законы не изменились, законы остались на стороне потребителей: шпагаты и все остальное должны снимать. Я записал вашу жалобу. Специалисты нашего управления проведут в этой торговой точке соответствующую проверку.
— Меня зовут Алла Сергеевна. Я пенсионерка, живу на Салтовке. Около моего дома находится супермаркет «Класс». На прошлой неделе они объявили акцию — снижение стоимости молока с 2.54 до 1.99 гривны. Это было написано ясно и понятно. Я купила два пакета. А дома обнаружила, что с меня взяли по 2.54. На следующий день пошла туда с чеком. Мне ответили, что «пока вы ходили по супермаркету, у нас за это время сменились цены». Меня просто обманули!
— Алла Сергеевна, если вам не трудно, напишите, пожалуйста, письменное заявление на наш адрес: улица Сумская, 45. Если у вас есть чек на приобретенное молоко, представьте его. Мы проверим супермаркет — это наша работа. К сожалению, недобросовестные рекламные акции остаются на совести руководителей супермаркета — у них есть право предлагать такие условия. Но как человек я согласен, что вас обманули.
Цитата
Не каждый потребитель может быть предпринимателем, но каждый предприниматель является потребителем. Завтра вы можете стать обманутым покупателем и безуспешно доказывать свои права. Давайте торговать друг с другом честно!


— Меня зовут Александрова Ирина Генриховна. При покупке телевизора продавец-консультант фирмы «Пранк» в «Таргете» на Московском проспекте посоветовал нам купить подставку под телевизор именно этой марки. Но когда мы приехали домой и пытались водрузить на подставку телевизор, оказалось, что он никак не становится и не держится — не позволяет его выпуклая конфигурация. Теперь у нас в стене дырки, подставку магазин обратно не принимает, а срок гарантии телевизора истекает… Мы в трансе. Я 23 ноября отправила генеральному директору заказное письмо, но ответа нет. Как нам теперь быть? Чек мы сохранили.
— Ирина Генриховна, согласно Закону Украины «Об обращении граждан» у руководителя этой фирмы еще есть время для ответа. Срок рассмотрения обращений — не более одного месяца. Правда, те заявления и жалобы, которые не требуют дополнительного изучения, должны рассматриваться безотлагательно, не позднее 15 дней со дня их получения. Оставьте свой номер телефона, я поставлю вашу жалобу на контроль.
— Это Виктор Иванович Вукс, пенсионер. Частному предпринимателю Гузенко по улице Богдана Хмельницкого, 6 были заказаны очки. Через два месяца стекло лопнуло не по моей вине — я их почти не носил, так как меня предупредили, что к новым очкам нужно привыкать. В ремонте нам отказали довольно грубо. Обратились в общество по защите прав потребителей на Сумкую, 3, — там мне сказали, что нужно делать экспертизу за мой счет, в присутствии ЧП Гузенко. Однако она ее проигнорировала. Каким образом мы можем защитить свои права?
— Виктор Иванович, вы обращались не по тому адресу. Дело в том, что в Харькове есть несколько организаций, имеющих в своем названии слова «защита прав потребителей». В том числе есть общественная организация на Сумской, 3 — общество защиты прав потребителей. То есть общество — это негосударственная организация, группа граждан, объединенных определенными интересами. Мы с этим обществом сотрудничаем, но обращение членов общества к предпринимателям может иметь только рекомендательный характер. А наше управление на Сумской, 45 — управление по делам защиты прав потребителей — является государственной структурой. Мы имеем соответствующие полномочия, в том числе право применять к предпринимателям достаточно крупные финансовые санкции. Мы — официальный государственный орган и все работники управления — государственные служащие. Я бы хотел обратить внимание предпринимателей на то, чтобы они при проведении проверок обязательно обращали внимание на наличие у проверяющего удостоверения работника госпотребстандарта, направления на право проведения проверки, подписанного мной. Обязательна синяя гербовая печать управления по делам защиты прав потребителей. Если таких документов на руках нет, предприниматель имеет полное право такого «ревизора» к проверке не допустить. Если возникают какие-то сомнения, можно перезвонить по телефону 700-39-65. Я в любое время готов дать ответ — плановая это проверка или рейд по жалобе, должны там быть проверяющие или нет.
— Меня зовут Татьяна Молчанова. Купила сапоги в магазине «Монарх» на Пушкинской. Но на обуви оказался брак. Принесла обратно, мне сделали ремонт за счет магазина, но брак все равно остался. Директор магазина наотрез отказалась поменять сапоги или вернуть деньги. Я написала заказное письмо в Киев на имя ее руководителя. Подскажите, как мне действовать дальше?
— Татьяна, к сожалению, первого декабря прошлого года была принята новая редакция Закона Украины «О защите прав потребителей». С вступлением Закона в силу (с 13 января этого года) права потребителей оказались ущемлены. Если раньше потребитель при покупке некачественного товара имел право его обменять или вернуть свои деньги, то сейчас это практически невозможно. Потребитель втягивается в бюрократическую волокиту, где он должен доказать, что данный товар имеет существенный недостаток. Например, если вы купили мобильный телефон и, не выходя из магазина, обнаружили, что не работает, вы должны теперь нести телефон в гарантийную мастерскую. Потому что имеете право на гарантийный ремонт в течение гарантийного срока. А раньше такой телефон можно было бы тут же обменять или вернуть деньги. Мы в шутку называем новый закон «О защите прав предпринимателей».
— Значит, мне еще надо делать экспертизу?
— Я не готов сказать, имеют сапоги существенный недостаток или нет. Согласно статье 17 Закона Украины «О защите прав потребителей» вам необходимо обратиться с письменным заявлением в магазин, где в течение трех дней должны провести соответствующую экспертизу. Если в заключении экспертизы будет сказано, что товар имеет существенный недостаток, тогда магазин обязан вернуть стоимость сапог. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы вернуть восьмую статью Закона «О защите прав потребителей» в старую редакцию. Для этого нужно внести небольшое изменение: в словосочетании «существенный недостаток» убрать слово «существенный» и оставить «недостаток». И все. Например, в прошлом году управление помогло вернуть обманутым потребителям деньги за некачественный товар или услуги почти на миллион гривен. А в этом году — в связи с изменениями в законе — всего на 670 тысяч гривен. Чтобы решить эту проблему, мы обратились в киевский комитет госспотребстандарта. Думаю, что если эти материалы попадут в Верховную Раду, будет принято справедливое решение.

Личное дело
Федорчук Евгений Данилович — начальник главного Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей с ноября 2005 г.
Родился 15 июня 1956 г. в г. Новомосковске Днепропетровской области. С 1973 по 1974 гг. — ученик автослесаря Харьковского автотранспортного предприятия № 20102. С 1974 по 1976 гг. — служба в армии. С 1977 по 1998 гг. — слесарь по ремонту автомобилей, водитель такси, механик отдела техконтроля, инженер отдела обеспечения, начальник коммерческого отдела Харьковского автотранспортного предприятия № 20102. С 1998 по 2004 гг. — директор ООО «ФИН»
(г. Харьков). В 2003 г. окончил Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет. С ноября 2005 г. — начальник главного Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей. Партийность: член Народного союза «Наша Украина».
Женат, воспитывает двоих сыновей. Хобби — рыбалка.



Полезная информация
Главное Харьковское облуправление по делам защиты прав потребителей. Улица Сумская, 45. Общественная приемная работает с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00. Тел.: 700-39-65. Управление контролирует качество реализуемых товаров народного потребления, а также качество и своевременность предоставления услуг (предпринимателями, ЖЭКами, коммунальными предприятиями, учреждениями здравоохранения, организациями всех форм собственности и т.д.). В компетенцию управления не входят вопросы ценовой политики и тарифообразования.

Цифры и факты
Главное Харьковское областное управление по делам защиты прав потребителей не является фискальным органом, однако при рассмотрении заявлений потребителей или при проведении проверок в случае выявления нарушений к предпринимателям применяются административные и экономические штрафные санкции. Так, за 11 месяцев текущего года было проверено 1861 предприятие (из них 1517 — предприятия торговли и общественного питания). От граждан поступило 938 заявлений, жалоб и предложений, возвращено потребителям 671 506 грн. Одно из главных заданий управления — контроль качества и безопасности товаров. Результаты проверок показали, что 27% товаров отечественного и импортного производства не соответствует требованиям нормативных документов. Много вопросов и жалоб возникает у потребителей при получении различного вида услуг. Так, за 11 месяцев 2006 г. поступило 370 обращений граждан, из них 51% составляют жалобы на жилищно-коммунальные услуги (вопросы качества теплоснабжения, правомерности отключения энергоснабжения в квартирах, обслуживания домов и придомовых территорий ЖЭКами). В управление поступило 62 жалобы на услуги по бытовому обслуживанию населения. Из них наибольшее количество — на изготовление и установку металлопластиковых окон и изготовление мебели по индивидуальному заказу.