Подписанный в конце мая меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Украиной вызвал немалый переполох.

Многие эксперты заговорили об ухудшении в связи с этим отношений с Европой. Как отразится этот шаг на экономике Харьковской области, выяснял корреспондент «Вечернего Харькова».

Напомним, согласно подписанному документу, Украина получает статус наблюдателя в Таможенном союзе Единого экономического пространства (Россия, Беларусь, Казахстан), то есть сможет участвовать в работе структур ТС, но не в принятии решений.

– Наша задача – определиться, к каким соглашениям, исходя из национальных интересов Украины, выгодно присоединиться, – сказал Николай Азаров, отметив, что уже проанализировано 95 из 118 соглашений, действующих в Таможенном союзе.
Опрошенные «Вечерним Харьковом» эксперты в первую очередь отмечают, что подписание меморандума еще не означает вступление Украины в Таможенный союз. И условия возможного сотрудничества еще надо внимательно изучать. А вот по поводу того, потеряет ли Харьковская область в товарообороте со странами ЕС или нет, мнения разошлись.

Юрий Сапронов, зампредседателя Харьковской облгосадминистрации:

– Положения меморандума дают возможность Украине присутствовать на открытых заседаниях органов управления Таможенного союза, а также иметь доступ к определенным документам. Это позволит Украине защищать  национальные экономические интересы – как страны в целом, так и каждого ее региона в частности. Для нас – по традиционно сильным экспортным позициям, в частности продукции ОАО «Турбоатом», ГП «Завод «Электротяжмаш», ГП «ХМЗ «ФЭД», ПАО «Харьковский подшипниковый завод». О долговременных перспективах и потенциальных возможностях для региона можно будет говорить после детальной проработки договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Стоит отметить, что Российская Федерация, Казахстан и Беларусь традиционно остаются важными торговыми партнерами Харьковской области. Так, по итогам 2012 года РФ, Казахстан и Беларусь занимают 1-е, 2-е и 3-е места соответственно по объемам товарооборота среди стран СНГ: 37,5% внешнеторгового оборота области приходится на страны ТС.

Думаю, что подписание меморандума не противоречит и стратегическому курсу Украины на евроинтеграцию и не скажется на существующих взаимоотношениях Харьковской области со странами-партнерами в ЕС. В случае если подписание меморандума вызовет некоторые уточняющие вопросы у регионов-партнеров из стран ЕС, мы готовы к активному и открытому диалогу по этому поводу.
Экспорт в страны ТС сократился
По информации Юрия Сапронова, за 2012 год внешнеторговый оборот Харьковской области с Российской Федерацией составил 1,7 млрд долл. и снизился на 5,6% по сравнению с 2011 годом (экспорт составил 925,4 млн долл. и уменьшился на 2,8%, импорт сократился на 3,9%).

С Республикой Беларусь за 2012 год внешнеторговый оборот области составил 158,8 млн долл. и снизился на 7,7% по сравнению с 2011 годом. При этом половину оборота составили экспортные поставки, которые сократились на 11,5%. Импорт снизился на 3,9%.

С Республикой Казахстан внешнеторговый оборот Харьковской области за 2012 год составил 136,9 млн долл. и снизился на 16,6% по сравнению с 2011 годом. (экспорт упал на 23,1%, импорт, напротив, вырос на 5,0%).

Внешнеторговый оборот Харьковской области за 2012 год составил 4,8 млрд долл. и увеличился на 15,6% по сравнению с 2011 годом. При этом экспортные поставки выросли на 9,6%, импортные – на 20,4%.

Леонид Рубаненко, председатель Объединения организаций работодателей Харьковщины заслуженный экономист Украины:

– Меморандум – это промежуточный этап наших взаимоотношений с Таможенным союзом. Эффект начнется только тогда, когда Украина получит полное членство в ТС.

В принципе, мы заинтересованы быть членами ТС, поскольку вся харьковская крупная промышленность – «ФЭД», «Коммунар», авиазавод, «Хартрон» – ориентирована на Россию. Если сейчас область порядка 60%  продукции  машиностроения продает в Россию, то при полном членстве в Таможенном союзе есть надежда увеличить этот показатель до 80%. Взять, к примеру, авиазавод. Это предприятие ремонтировало самолеты многих российских структур, однако пять лет назад ХАЗ прекратил эту деятельность. Возможно, членство в ТС поможет урегулировать этот вопрос.

Однако, прежде чем принять окончательное решение, нужно проанализировать, на каких именно условиях Украина войдет в Таможенный союз: не приведет ли это к ущемлению наших интересов. Пока же Украина, к сожалению, компромиссы ищет плохо. Так, вступив в ВТО, наша страна получила раза в три больше ограничений, чем Россия.

Что касается отношений с Евросоюзом, то многие эксперты считают, что при вхождении в Таможенный союз наши политические контакты с Европой останутся, а вот экономические потеряются.

Наталья Внукова, заведующая кафедрой управления финансовыми услугами ХНЭУ профессор, заслуженный экономист Украины:

– Прежде чем стать полноценным членом Таможенного союза, необходимо изучить все условия ТС. Скажите, сколько контрагентов в свое время прочитали, что такое ВТО, и ознакомились с его условиями? А теперь нам рассказывают, что нужно пересмотреть 2000 решений: что-то не так обсудили и не так сделали. Аналогично с Таможенным союзом: будут изучать условия – возможно, будут какие-то предложения.

Пока же, например, когда мы подписывали транспортно-логистический кластер, транспортники говорили: «Нам лучше не ехать в Российскую Федерацию. Ограбят авто –  никто ничего решить не сможет. Лучше работать с Польшей. Это тоже не идеальный партнер – тем не менее...»  Хотя, конечно, есть в Харькове контрагенты, которые заинтересованы во взаимодействии с Беларусью и Казахстаном. Тем более что у нас трансграничная зона. Украина приняла решение: трансграничное пространство является равноценным со всех сторон. Поэтому наша задача – снять асимметрию на любой границе. И в этом смысле подписанный меморандум позволяет знать, что происходит на границе. А ведь у Украины самая протяженная сухопутная граница с Российской Федерацией. Плюс еще сухопутная граница с Белоруссией, которая тоже является членом ТС.

Вадим Шиян, генеральный директор Харьковской областной ассоциации птицеводства:

– Мы с оптимизмом смотрим на перспективы, которые открывает Таможенный союз. Пока же в отношении импорта нашей продукции особых сдвигов нет. Рынок стран в основном защищен своими производителями. Сейчас мы мало поставляем продукции в Россию. Больше идет в Казахстан, Ближнюю Азию, Африку, мусульманские страны.

Если говорить о европейском векторе, то, думаю, вступление в Таможенный союз не должно испортить наших отношений с Европой.
Экспортируют в основном машиностроители
Основными предприятиями-экспортерами в  страны Таможенного союза в 2012 году стали: ПАО «Харьковский подшипниковый завод», ОАО «Турбоатом», ГП «Завод «Электротяжмаш», ГП «ХМЗ «ФЭД», АО «Новый стиль»,  ЧАО «Харьковский коксовый завод», ЧАО «Лозовской кузнечно-механический завод» и другие.
Основными предприятиями-импортерами были: ОАО «Турбоатом», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, ЧАО «Филип Моррис Украина», ОАО «ТПК «Омега-Автопоставка», ООО «Слобожанская промышленная компания», ЧАО «Евроцемент Украина»,  ООО «КО Украина».