Бесстрашный летчик Михаил Карпеев защищал Родину с первых дней войны.

В этом году отважному участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза присвоили почетное звание «Почетный гражданин Харькова».

Самолетами заболел подростком


Михаил Карпеев родился в 1922 году в деревне Якимово в Чувашии. Решение связать свою жизнь с авиацией принял, когда ему было 15 лет.

– Как-то я ехал на лошади, – улыбается Михаил Поликарпович. – Надо мной пролетал самолет, я стал на него смотреть, поднимал голову все выше и выше – и упал с лошади. Тогда я подумал: «Наверное, буду летчиком». В 1939 году поступил в Чебоксарский аэроклуб. В аэроклубе выполнил несколько полетов, и начальник аэроклуба ставил меня курсантам в пример: «Посмотрите, как взлетает Карпеев: как по струнке».

В октябре 1940 года после окончания десятилетки паренька призвали на службу в армию. Войны застала 19-летнего юношу в Челябинской области, куда перебазировалась военно-авиационная школа.

– В августе 1941-го по ускоренному курсу я окончил Свердловскую военную авиационную школу пилотов, мне присвоили звание сержанта и направили в военно-авиационную школу летчиков в Алма-Ату, где был сформирован полк, – вспоминает Михаил Поликарпович.

С тяжелой травмой рвался на фронт


<Текст>Украинском и 3-м Белорусском фронтах. В боях под Ленинградом был тяжело ранен.

– В феврале 1942 года при выполнении задания мой самолет обстреляли зенитки, машина была повреждена, а меня ранили в левую руку. Самолет потерял управление, вошел в спираль, упал на территорию противника. Меня нашли ребятишки и сообщили партизанам. Раненый, я с неделю пролежал в партизанской землянке, потом меня забрал санитарный самолет. Когда лежал в госпитале в Вологде (он размещался в школе), самым страшным испытанием был постоянный голод: на весь день – пол-тарелки жидкого супа и 100 граммов хлеба. Поврежденная кость все же срослась неправильно, и левая рука у меня до сих пор короче правой на полтора-два сантиметра, а сейчас и вовсе сгибается лишь на 100-110 градусов.

После ранения его собирались направить в пехотный полк. Но травмированный летчик все равно рвался на фронт.

– Я – летчик! Пехотинец по земле ходит, а для летчика это позор, – вспоминая о тех днях, даже сейчас не может сдержать эмоций Михаил Поликарпович. – Я попросил интенданта показать мое предписание, взял его в руки и... убежал. Потом позвонил в штаб нашего округа, и меня снова направили туда, где я служил до ранения.

Каждый вылет мог стать последним


В довоенные годы и с начала войны он летал на разных самолетах, в том числе на «Эрзет», Як-18, По-2.

– В 1943 году я пересел на штурмовик ИЛ-2 – немцы называли его «черной смертью», «летающим танком», «воздушным мстителем». Н этой машине воевал до конца войны и совершил 110 боевых вылетов. Он был грозой фашистов в небе России, Украины, Беларуси, Прибалтики, Крымского полуострова.

– В конце декабря 1944 года в Восточной Пруссии мы освобождали наши войска, которые немцы взяли в «клещи». Через каждые 50 километров у немцев была оборонительная линия. Карты местности у наших войск не было, и оборонительную полосу на территории противника нужно было сфотографировать, – вспоминает Михаил Карпеев.

Летчикам нужно было проникнуть вглубь вражеской территории на 60 км и со скоростью 350 км в час на высоте 100 метров над землей сделать съемку.

– Не у каждого летчика выдерживали нервы, – признается Михаил Карпеев. – По низко летевшим самолетам били из зениток и даже стреляли из пистолетов и автоматов. Главное – успеть собраться, сделать правильный маневр.
Самолеты с задания вернулись, но на проявленных фотоснимках ничего не было видно – на них была сплошная пелена. Командующий фронтом генерал армии Черняховский сказал: «Миша Карпеев, ты уже сопровождал самолеты. Выберешь самолет и полетишь на фотографирование один».

5 января 1945 года Михаил Карпеев сфотографировал оборону противника. Боевую задачу выполнил отлично. А кроме того, летчик поджег две автомашины, спровоцировав на немецких объектах пожары. А через неделю еще более опасный вылет – нужно было лететь вглубь вражеской территории на 120 км и на той же высоте – 100 м. Во время этого вылета под интенсивным огнем зенитной артиллерии противника на сильно поврежденном, с пробитыми тросами и рулем поворота самолете (пробоина на фюзеляже была около метра в диаметре) он снова выполнил задачу.

– Каждый вылет мог быть последним, – говорит ветеран. – Но этот был, пожалуй, самым страшным.

За каждый из этих двух героических вылетов Михаил Карпеев был награжден орденом «Боевого Красного знамени».

К маю 1945 года гвардии лейтенант Михаил Карпеев был уже заместителем командира и одновременно штурманом эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. К тому времени совершил около 350 боевых вылетов: с разведкой и бомбардировкой скоплений боевой техники и живой силы противника, доставкой грузов и налаживанием связи. Уничтожил 25 танков, 60 железнодорожных вагонов и платформ с грузом и боевой техникой. Восемь раз один, без прикрытия летал в разведку для фотографирования вражеских позиций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за боевые вылеты и проявленные мужество, героизм, отвагу и доблесть гвардии лейтенант Михаил Карпеев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны работал на ХТЗ


После окончания войны Михаил Карпеев продолжил служить в армии. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию. С мая того же года занимал должность заместителя начальника учебно-летной подготовки Качинского военного авиационного училища летчиков,

– В 1960 году мне предложили служить или в Чернигове, или в Харькове. 7 мая я прибыл в Харьков, и с тех пор его не покидал, – констатирует летчик.
Он работал начальником учебно-летного отдела Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков, затем руководил кафедрой тактики ВВС в этом училище. В 1978 году в звании полковника был уволен в запас. До выхода на пенсию работал на Харьковском тракторном заводе. В 2005 году Михаилу Карпееву присвоено звание генерал-майора авиации Воздушных Сил Украины.

Из досье «ВХ»
У Героя Советского Союза Михаила Карпеева девять орденов: два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1-й степени, ордена Красной Звезды, «За Службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, «Богдана Хмельницкого», медали. Имеет звание почетного железнодорожника.