«Не у каждого летчика выдерживали нервы»

«Не у каждого летчика выдерживали нервы»
Бесстрашный летчик Михаил Карпеев защищал Родину с первых дней войны.
В этом году отважному участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза присвоили почетное звание «Почетный гражданин Харькова».

Самолетами заболел подростком


Михаил Карпеев родился в 1922 году в деревне Якимово в Чувашии. Решение связать свою жизнь с авиацией принял, когда ему было 15 лет.

– Как-то я ехал на лошади, – улыбается Михаил Поликарпович. – Надо мной пролетал самолет, я стал на него смотреть, поднимал голову все выше и выше – и упал с лошади. Тогда я подумал: «Наверное, буду летчиком». В 1939 году поступил в Чебоксарский аэроклуб. В аэроклубе выполнил несколько полетов, и начальник аэроклуба ставил меня курсантам в пример: «Посмотрите, как взлетает Карпеев: как по струнке».

В октябре 1940 года после окончания десятилетки паренька призвали на службу в армию. Войны застала 19-летнего юношу в Челябинской области, куда перебазировалась военно-авиационная школа.

– В августе 1941-го по ускоренному курсу я окончил Свердловскую военную авиационную школу пилотов, мне присвоили звание сержанта и направили в военно-авиационную школу летчиков в Алма-Ату, где был сформирован полк, – вспоминает Михаил Поликарпович.

С тяжелой травмой рвался на фронт


<Текст>Украинском и 3-м Белорусском фронтах. В боях под Ленинградом был тяжело ранен.

– В феврале 1942 года при выполнении задания мой самолет обстреляли зенитки, машина была повреждена, а меня ранили в левую руку. Самолет потерял управление, вошел в спираль, упал на территорию противника. Меня нашли ребятишки и сообщили партизанам. Раненый, я с неделю пролежал в партизанской землянке, потом меня забрал санитарный самолет. Когда лежал в госпитале в Вологде (он размещался в школе), самым страшным испытанием был постоянный голод: на весь день – пол-тарелки жидкого супа и 100 граммов хлеба. Поврежденная кость все же срослась неправильно, и левая рука у меня до сих пор короче правой на полтора-два сантиметра, а сейчас и вовсе сгибается лишь на 100-110 градусов.

После ранения его собирались направить в пехотный полк. Но травмированный летчик все равно рвался на фронт.

– Я – летчик! Пехотинец по земле ходит, а для летчика это позор, – вспоминая о тех днях, даже сейчас не может сдержать эмоций Михаил Поликарпович. – Я попросил интенданта показать мое предписание, взял его в руки и... убежал. Потом позвонил в штаб нашего округа, и меня снова направили туда, где я служил до ранения.

Каждый вылет мог стать последним


В довоенные годы и с начала войны он летал на разных самолетах, в том числе на «Эрзет», Як-18, По-2.

– В 1943 году я пересел на штурмовик ИЛ-2 – немцы называли его «черной смертью», «летающим танком», «воздушным мстителем». Н этой машине воевал до конца войны и совершил 110 боевых вылетов. Он был грозой фашистов в небе России, Украины, Беларуси, Прибалтики, Крымского полуострова.

– В конце декабря 1944 года в Восточной Пруссии мы освобождали наши войска, которые немцы взяли в «клещи». Через каждые 50 километров у немцев была оборонительная линия. Карты местности у наших войск не было, и оборонительную полосу на территории противника нужно было сфотографировать, – вспоминает Михаил Карпеев.

Летчикам нужно было проникнуть вглубь вражеской территории на 60 км и со скоростью 350 км в час на высоте 100 метров над землей сделать съемку.

– Не у каждого летчика выдерживали нервы, – признается Михаил Карпеев. – По низко летевшим самолетам били из зениток и даже стреляли из пистолетов и автоматов. Главное – успеть собраться, сделать правильный маневр.
Самолеты с задания вернулись, но на проявленных фотоснимках ничего не было видно – на них была сплошная пелена. Командующий фронтом генерал армии Черняховский сказал: «Миша Карпеев, ты уже сопровождал самолеты. Выберешь самолет и полетишь на фотографирование один».

5 января 1945 года Михаил Карпеев сфотографировал оборону противника. Боевую задачу выполнил отлично. А кроме того, летчик поджег две автомашины, спровоцировав на немецких объектах пожары. А через неделю еще более опасный вылет – нужно было лететь вглубь вражеской территории на 120 км и на той же высоте – 100 м. Во время этого вылета под интенсивным огнем зенитной артиллерии противника на сильно поврежденном, с пробитыми тросами и рулем поворота самолете (пробоина на фюзеляже была около метра в диаметре) он снова выполнил задачу.

– Каждый вылет мог быть последним, – говорит ветеран. – Но этот был, пожалуй, самым страшным.

За каждый из этих двух героических вылетов Михаил Карпеев был награжден орденом «Боевого Красного знамени».

К маю 1945 года гвардии лейтенант Михаил Карпеев был уже заместителем командира и одновременно штурманом эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. К тому времени совершил около 350 боевых вылетов: с разведкой и бомбардировкой скоплений боевой техники и живой силы противника, доставкой грузов и налаживанием связи. Уничтожил 25 танков, 60 железнодорожных вагонов и платформ с грузом и боевой техникой. Восемь раз один, без прикрытия летал в разведку для фотографирования вражеских позиций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за боевые вылеты и проявленные мужество, героизм, отвагу и доблесть гвардии лейтенант Михаил Карпеев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны работал на ХТЗ


После окончания войны Михаил Карпеев продолжил служить в армии. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию. С мая того же года занимал должность заместителя начальника учебно-летной подготовки Качинского военного авиационного училища летчиков,

– В 1960 году мне предложили служить или в Чернигове, или в Харькове. 7 мая я прибыл в Харьков, и с тех пор его не покидал, – констатирует летчик.
Он работал начальником учебно-летного отдела Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков, затем руководил кафедрой тактики ВВС в этом училище. В 1978 году в звании полковника был уволен в запас. До выхода на пенсию работал на Харьковском тракторном заводе. В 2005 году Михаилу Карпееву присвоено звание генерал-майора авиации Воздушных Сил Украины.

Из досье «ВХ»
У Героя Советского Союза Михаила Карпеева девять орденов: два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1-й степени, ордена Красной Звезды, «За Службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, «Богдана Хмельницкого», медали. Имеет звание почетного железнодорожника.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей30 марта

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.7849 грн
100 USD 2697.61 грн
100 EUR 2896.42 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи