Украинский политолог подвел итоги и обозначил основные тенденции политического сезона уходящего года.

Смена поколений

- Вадим Юрьевич, бытует мнение, что все что сейчас ни делается, - это заточка на 2015 год. Недавно в "юридическом отряде" Януковича произошли некоторые изменения - это назначение Елены Лукаш министром юстиции и назначение Михаила Охендовского главой ЦИК. Это уже идет подготовка?

- Конечно же, глупо было бы отрицать связь с 2015 годом. Я бы сказал, что сейчас происходит такой большой юридический маневр.

Очевидно, что президентская кампания будет сложной и драматичной для всех участников. И здесь важно, чтобы институты государства, прежде всего органы юстиции, были абсолютно лояльны к действующей власти.

Что тот или иной юрист делал в 2004 году? Как он вел себя в той или иной ситуации? В очень непростых условиях, когда ему приходилось делать судьбоносный выбор? Лукаш в 2004 была защитником Януковича в Верховном суде, защитником был и господин Охендовский.

- Лавринович тоже не совсем чужой человек. Зачем менять коня на переправе?

- Лавринович когда-то был в "Рухе". И его лояльность не подтверждена подобного рода революционными всплесками и событиями "бури и натиска". То же касается и Портнова. Это эффективные юристы, они, действительно, сегодня незаменимы в президентской команде. Но я сомневаюсь, что Янукович им на 100% доверяет. В отличии от Лукаш и Охендовского.

Поэтому выстроена схема – Конституционный суд, Верховный суд, Министерство юстиции, Высший совет юстиции, теперь ЦИК. Такой юридический пятиугольник. Все это теперь закольцовано на президента. И гарантией безболезненного протекания кампании служат и конкретные персоны.

- Тут есть еще один момент: все эти персоны достаточно молоды. Лукаш – 36 лет, Охендовскому - 38. Президент делает ставку на молодежь?

- Сейчас в украинской политике вот так незримо, незаметно происходит смена поколений – политических, административных, юридических. Если говорить о парламенте, то туда фактически пришли новые лидеры. Кличко, Яценюк, Тягнибок – это сорокалетние люди, которые вытесняют сегодня с активной политической сцены тех, кто пришел в политику в 90-е годы. Тимошенко – за решеткой, Ющенко закончил политическую карьеру, один Янукович остался из 90-х.

Возьмите Кабмин. Да, Азаров пока "высиживает" новую плеяду государственных управленцев, которые исключительно лояльны Януковичу. Но, тем не менее, сегодня Кабмин – это не Кабмин "старых", сегодня в Кабмине ключевую роль играют такие люди как Арбузов, Клименко, Колобов, где-то Захарченко (не думаю, что его позиции сейчас сильно ослаблены). Это смена административных элит.

- В той же Партии регионов появляются новые персонажи. Там формируется хорошая скамейка запасных из новичков…

- Сейчас мало кто на это обращает внимание, но фактически на марше, в ходе текущей политической борьбы, в ходе актуальных политических битв, формируется новое политическое поколение. Происходит смена элит. В том числе, и административных, финансовых. И давайте на бизнес посмотрим – выдвигаются такие люди, как Курченко. Парню 27 лет. Он фактически приходит на смену старым олигархам.

Рейтинговая рокировка

- Еще одним итогом сезона стало изменение соотношений сил внутри оппозиционного лагеря — рейтинг Яценюка идет вниз, а Кличко — растет. Это временное явление или эта тенденция сохранится до 2015 года?

- Рейтинг Кличко относительно высокий, потому что он отличается по своему политическому типажу, по своему политическому профилю и своей политической биографии от Яценюка и Тягнибока. Кличко – неопознанный политический объект. Но за ним уже стоит миф победителя-спортсмена, честного человека, побывавшего во многих странах и знающего мир (т.е. он может привнести некоторый интернациональный опыт, что поможет Украине преодолеть ее изоляционизм, местячковость и хуторянство).

И главное - его идеологические позиции не нишевые. Они размыты. И это дает возможность сторонникам противоположных идеологических линий видеть в Кличко своего. Он может удовлетворить как западенца, так и восточника. Как умеренного националиста, так и интернационалиста.

В то же самое время, Яценюк, несмотря на молодость, давно в украинской политике. Яценюк уже был. Он был министром, он был главой Верховной Рады, он работал в Администрации Ющенко. И это является его гирями. Это является камнем на шее, который не дает ему вырваться в рейтинговые лидеры и воспарить согласно своему потенциалу. Потому что потенциал у него намного сильнее, чем у Кличко.

Понятно, что Яценюка эта ситуация напрягает. И напрягала бы любого амбициозного и честолюбивого политика, особенно в ситуации, когда политик ощущает, что он готов на большее, но рейтинговая динамика складывается не в его пользу.

- Многие считают, что Яценюку не удалась акция "Вставай, Украина!". Мол, ни одна из целей оппозиции не достигнута. Выборы в Киеве перенесли на 2015 год, сама Тимошенко посоветовала ее прекратить…

- Нет, она ему удалась. Именно в ходе акции "Вставай, Украина" Яценюк стал лидером "Батькивщины". Он стал лидером де-факто. Не было бы акции "Вставай, Украина", было бы намного труднее Тимошенко провести Яценюка в лидеры "Батькивщины". И старой тимошенковской гвардии было бы намного тяжелее его принять, хотя некоторые итак приняли его скрипя сердцем… Эта акция превратила его в полноценного приемника Юлии Тимошенко.

Возвращение парламентаризма


- В прошлую пятницу парламент отправился на каникулы. Мы видим, что с одной стороны, эта Рада была более живой, динамичной, но, с другой стороны, не очень-то эффективной – из-за постоянного блокирования было принято только треть от запланированных законов.

- Проблема не в этом. Даже если бы ни одного закона они бы не приняли, все равно эта сессия очень важна - потому что она возвратила парламент Украины. С 2010 по 2012 год парламента в стране не было. Была просто регистрационная палата Кабмина и Администрации президента, где оппозиция фактически была обнулена, превращена в маргинальную группировку и оппозиционное гетто.

Сейчас, после выборов 2012 года, мы вновь получили парламент. Конечно, не соответствующий до конца европейским стандартам парламентаризма, но, тем не менее, это уже парламент и парламентаризм. Это оппозиция, которая достаточно репрезентативна, представительна и достаточно сильна для того, чтобы по каким-то принципиальным темам не дать провластному большинству проводить решения. Это оппозиция, которая может навязывать свою игру.

Потому что можно говорить о слабости оппозиции, о силе провластного большинства, но если сделать контент анализ наиболее употребляемых тем, слов, словесных оборотов, которые используются сегодня, то это, прежде всего, "персональное голосование". Об этом все говорят. И говорит оппозиция, и говорит власть. И власть, и оппозиция пристально наблюдают за тем, как кто голосует…

Возможно, я сейчас скажу непопулярную вещь, но стоит ли так носиться с этим персональным голосованием? Например, в английском парламенте может сидеть 70 человек и принимать решения. Другие не пришли – значит, им неважно. Точно также в немецком Бундестаге.

- Вам не кажется, что это тоже крайность – тащить в парламент больного человека, потому что нет голоса.

- Согласен. Я тоже об этом говорил. У нас абсолютный мажоритаризм. Обеспечить персональное голосование в наших условиях достаточно трудно. Но проблема не в этом. Мы же не будем сейчас спорить: правильно это или неправильно. Проблема в том, что оппозиция сумела навязать этот дискурс. В политике побеждает не тот, кто говорит правильные вещи, но их никто не слышит, а тот, кто говорит неправильные вещи, но их слышат. Сейчас оппозиция заставила принять эту идею. Эту идеологему, этот миф. И власть вынуждена была действовать. Поэтому оппозиция вернула себе влияние, парламент частично вернул себе влияние. Другое дело, что это повлияло на темп законодательного процесса.

Но думаю, что со временем Рада может выйти и на более качественные, высокие темпы своей законодательной деятельности.

Западный вектор


- Практически весь сезон так или иначе фигурировала тема Таможенного союза. Януковича туда всячески затягивали, но он пока сопротивляется. Украина пока ограничилась статусом наблюдателя. Зато неожиданно далеко продвинулись переговоры с Европой. Можно ли сказать, что ассоциация у нас уже в кармане?

- Есть еще ряд проблем и это не только проблема Тимошенко. Проблема избирательно правосудия, проблема некоторого колебания украинской элиты. Потому что есть мощная группа в украинском правящем классе, которая ориентирована больше на Россию, на Таможенный союз. И текущая экономическая конъюнктура настраивает на поиск легких решений. Например, вступить в Таможенный союз и получить газовую скидку, как обещает нам Путин и все пылкие сторонники Таможенного союза.

Не все так просто, тем более что нынешняя власть - это неискренние евроинтеграторы. Это скорее неохотная интеграция, вынужденная. И она вынужденная по нескольким причинам.

Во-первых, есть инерция европейского движения, которая формировалась в Украине в течение 20 лет. Во-вторых, в украинском правящем классе есть большая группа элит, которая все-таки рассматривает курс на Европу, как шанс на обновление, на осовременивание страны.

И третий момент, с чем себя ассоциирует украинская элита? Разве можно сказать, что она себя ассоциирует с Кремлем? Несмотря на то, что ментально близки, что похожи политические системы, но я не думаю, что Янукович и нынешняя украинская элита ассоциируют себя с Кремлем.

Как все-таки интересно сложилось: именно "пророссийский" Янукович, возможно, станет главным евроинтегратором Украины. Скорее всего, именно его подпись будет стоять на историческом документе.

А так часто и бывает. История подкидывает такие сюрпризы, она свидетель таких кульбитов…. И более того, такому человеку как Янукович с таким трудным и тернистым путем в политике, наверное, легче осуществить этот выбор – его не ожидают.

В политике иногда более эффективен результат не у тех, кто искренне желает это сделать, а у тех, кто вынужден это делать. Может, в других условиях не делал этого, но в силу исторических обстоятельств вынужден это делать.

Может, в этом и будет основная заслуга Януковича, что он подпишет это соглашение, которое зафиксирует европейскость Украины и завершит постсоветский период.

Вот так бывает иногда. Не Ющенко, а Янукович, наверное, это сделает.

Политический инстинкт


- Вчера Виктор Федорович отметил свой день рождения. Как вы считаете, за эти три года он как-то изменился? Повлияло ли на него президентство?

- Я не думаю, что человек в таком возрасте может радикально меняться, даже если очень сильно захочет. Возможно, теперь он знает, что Чехов - это писатель, а не поэт.

У нас все сводится к тому, чтобы постебаться. Я против этого. Это не важно. Президент не должен знать мелочи. Для того чтобы знать Ахматова или Ахметова, писатель или поэт - есть литературные критики.

- На самом деле такие "мелочи" определяют интеллектуально-культурный уровень человека.

- Рейган не был интеллектуалом, но он был очень успешным президентом США. Главное - нутро, какая-то чуйка. Вот что делает человека политиком.

На самом деле, у Януковича не было легких путей - рос без родителей, затем бурная молодость… И в политике 2004 год мог бы любого сломать. Но не сломался же человек! Поднялся, выждал, учился, сумел в 2010 году переиграть такого прирожденного политика, как Тимошенко. Это говорит о многом.

То, что его недооценивают – это плохо. Надо всегда правильно, адекватно оценивать политиков. Если он не Цицерон, то это не значит, что он может быть плохим политиком. Тем более мы не Америка, где очень важно иметь цицероновские качества.

Янукович показал, что он эффективный кадровик, эффективный автократ. Он выстраивает балансы в своей команде, достаточно оптимальные и надежные для того, чтобы не чувствовать подвоха, не чувствовать, что вся эта конструкция развалится.

- Но он точно не демократ.

- Да, он не демократ, но он терпит демократию. Я не думаю, что ему нравятся ток-шоу, его критика в прессе, но он терпит.

Шанс для Тимошенко


- Пару месяцев назад начались разговоры, что идут активные переговоры и прорабатываются разные варианты, как бы отправить Тимошенко на лечение. Как думаете, насколько такой сценарий возможен?

- Тимошенко либо будет выпущена сейчас, либо очень долго будет сидеть там, где она сейчас находится. Сейчас уникальный шанс для Тимошенко перед финалом подписания соглашения выехать на лечение за границу. Ей надо забыть о политике и забыть об Украине, только на таких условиях ее могут отпустить лечиться в Германию.

Но лучше в Канаду, подальше. В Берлин можно слетать за полтора часа. А в Канаду надо лететь очень долго. Было бы какое-то государство в Антарктике или в Гренландии - отправили бы туда, а пока в Канаду.

И еще раз повторю, это очень драматичный период для украинской власти и для Тимошенко. Или ее выпустят сейчас, вырвут ее из этой клетки, либо эта история повторится, как с Ходорковским. Еще один срок, и еще один срок, и ей придется долго здесь сидеть.

- Наверное, такому человеку, как Тимошенко будет очень тяжело забыть о политике.

- А у нее выхода другого нет. Я думаю, сейчас все мысли Тимошенко не о политике, не о президентских выборах (вот почему она отдала все Яценюку), а мысль о том, чтобы вырваться, получить относительную свободу, лечиться и поправлять здоровье. И наблюдать за украинской политикой со стороны. Да, как активный зритель, болельщик, но не участник.

- Мы видели, как на прошлой неделе всю Украину всколыхнула Врадиевская трагедия. Но почему украинцы в большинстве своем так безучастны к трагедии Тимошенко? За нее ведь голосовало более 10 миллионов! И как-то уже все свыклись, что она сидит.

- Для людей она небожитель, представитель правящего класса. И не важно, в оппозиции или во власти. Для многих простых людей все политики одинаковые. Для них различие между властью и оппозицией условно, они не видят нюансов. Потому что наш правящий класс – это класс привилегий. У каждого есть свое Межигорье, только не такое масштабное.

Это новая аристократия, но без аристократизма. Без чести, без рыцарского отношения к дамам. Новые "аристократы", которые всех локтями растолкали на пути движения наверх. И что вы думаете, люди будут сочувствовать тем, кто наверху, даже если он или она оказались внизу, поверженные соперниками из правящего класса? Хотя я бы даже сказал, что это не правящий класс, а правящий клан.

Поэтому Тимошенко – это проблема верхов. Считают, что, несмотря на то, что она сидит в тюрьме, деньги у нее есть. И на жизнь она заработала. И считают, что все равно в больнице сидеть лучше, чем в тюрьме. Скажите, ко многим нашим заключенным ездит Кокс и Квасьневский?

Это все далеко. Это из той же серии, когда говорят: "Он украл 2 миллиарда". Вот когда, допустим, украл 10 тысяч, это для человека понятно. А когда украсть 2 млрд, он этого не понимает.

Поэтому эмоционального отношения к Тимошенко нет. Этот спектакль иногда смотрят сочувственно, иногда холодно, но нет вовлеченности и нет понимания, что это проблема не Тимошенко, а проблема судебной системы.

Беседовала Алена Яхно