Харьков — не только Первая столица Украины, но и ее фотографическая столица, вписавшая в мировую историю искусства графу «харьковская школа фотографии». 12 июля мастера фотокамер отмечают свой профессиональный праздник.
В 1960-е годы в переулке Гамарника, 12, в областном Доме художественной самодеятельности профсоюзов, открылся Харьковский фотоклуб, где каждый четверг фотографы обсуждали снимки, дискутировали о том, чем лучше проявлять негативы, как их потом печатать и на какой бумаге. В те годы небольшой фотоклуб работал и в ДК ХЭМЗ – им заведовал Владимир Русиновский. Затем открылась фотостудия в ДК Строителей, которую вел художник-акварелист Владимир Григоров.— Как выглядят фотографии людей по ту сторону «железного занавеса», мы не знали. Кроме того, были далеко от Москвы, где тоже можно было посмотреть приличные работы, хотя на большие выставки в Москву все-таки ездили, — вспоминает фотохудожник Олег Малеваный.
Группа «Время» образовалась в 1971 году. В нее вошли Борис Михайлов, Олег Малеваный, Александр Супрун, Евгений Павлов, Юрий Рупин, Геннадий Тубалев, Александр Ситниченко. Позже к ним присоединился Анатолий Макиенко. На тот момент многие уже участвовали в международных выставках. Их работы, конечно же, отличались и формально, и по тематике. Единственное – снимки должны были соответствовать принятой группой «теории удара» – быть авангардными по форме, будоражить общественное мнение.
В 1980-е харьковская школа получила мировое признание
В 1975 году, когда были перевыборы художественного совета фотоклуба, «Время» вошло в правление, правда, через полгода фотоклуб закрыли — властям не понравилась новая авангардная «жилка» в его руководстве.
Как творческое объединение группа перестала существовать с 1979 года. Наступившее после этого затишье было прервано в середине 1980-х годов, когда постепенно стали формироваться небольшие фотогруппы. В харьковскую фотографию влились Виктор Кочетов, Роман Пятковка, Сергей Солонский, Леонид Константинов; группа «Госпром» (Сергей Братков, Валерий Крей, Владимир Старко) с их акцентуацией репортажа и использованием в арт-фотографии документального фото. В 1987 году Михаил Педан организовал клуб «Ф-87» и под патронатом завода ФЭД провел в ДК студентов ХПИ две фотовыставки. Представителями следующей генерации стали Игорь Чурсин, Игорь Карпенко, Андрей Авдеенко, Александр Папакица. Заинтересованные концептом, они вернулись к студийной постановочной фотографии.
— В 1980-е года харьковская фотография уже получила мировое признание, но ее триумф в те годы не воспринимался как достижение Харькова или Украины. Это явление, вошедшее тогда в мировое культурное пространство, получило название «другой советской фотографии», хотя феномен этот имел ярко выраженный местный характер, — считает искусствовед Татьяна Павлова.
Интимная жизнь стала полигоном для творчества
Роман Пятковка относит себя к среднему поколению «харьковской школы фотографии», дебютировавшему в 1980-е годы. Общаясь долгое время с Малеваным, Михайловым и Павловым и вдохновленный их примером, Роман бросил работу в Харьковском театре юного зрителя, где занимал хорошо оплачиваемую должность главного художника по световому оформлению, и устроился в фотографический цех художественно-оформительского комбината.
— Наша эстетика во многом была продиктована желанием быть художником в условиях, когда все этому противостоит. Отсутствие фотостудий привело к освоению приватного пространства, когда малометражные квартиры, личная и даже интимная жизнь стали полигонами для творчества. За неимением нормальной фотоаппаратуры и фотоматериалов мы утвердили «плохое качество» как эстетическую категорию. Непопадание в социалистический контекст сформировало критическую дистанцию по отношению к советской арт-системе и политической системе в целом. Это было время, когда милиция подозрительно смотрела на человека с фотоаппаратом, а любое изображение обнаженного тела считалось порнографией, — объясняет Роман Пятковка.
В Харькове особая энергетика
В прошлом году майский номер киевского журнала «5,6» был полностью посвящен «харьковской школе». На его страницах представлены снимки харьковских фотомастеров. Яркие представители современной харьковской фотографии — участники группа «Шило» (Сергей Лебединский, Василиса Незабаром, Влад Краснощек, Вадим Трикоз, Юля Дроздек). Характерная черта их творчества — эпатажность, доходящая до скандала.
— Если раньше фотографы разрушали какие-то стереотипы, то сейчас идет разрушение культурного пласта. Я всегда относился к женскому телу, как к объекту красоты, произведению искусства. Сейчас из этого сделали фетиш, деньги. На старых фотографиях выкалывают глаза, пишут вокруг матерные слова — мне это претит, но такая фотография существует, — рассказывает Олег Малеваный.
Отойдя в 1990-х годах от фотографии, Юрий Рупин написал книгу «Дневник фотографа в архивах КГБ» и повесть «Дневник фотографа», где в форме воспоминаний рассказывает о таком явлении, как «харьковская фотошкола».
И по сей день искусствоведы (да и сами фотографы тоже) не могут ответить, почему именно в Харькове возникло такое мощное фотографическое движение и почему харьковские мастера смогли выйти на мировой уровень.
— Энергетически Харьков как звезда. Здесь особая энергетика, которая влияет на творчество, и я это на себе чувствую, — признается Олег Малеваный.