Разгар лета в политике считается «мертвым сезоном». И украинская политика – не исключение.
Отправляется на каникулы законодательная власть, разъезжаются по отпускам многие представители власти исполнительной, снижается количество информационных поводов.Оживляют ситуацию лишь чрезвычайные происшествия вроде июльской волны нападений на милицейские райотделы, да события, приуроченные к памятным датам. Одной из таких дат является годовщина крещения Руси, выпадающая на 28 июля. И пусть на первый взгляд праздник производит впечатление религиозного, политическая его составляющая очень велика. Это церковь от государства можно отделить, хотя бы в конституционных декларациях. Религию от политики отделить намного сложнее.
И некруглый юбилей крещения 1025-летней давности – лишнее тому подтверждение. Да и само оно носило в далеком 988-м в основном политический характер. Князь Владимир Святославич, если верить летописцам, рассказ которых о крещении Руси историки считают выдуманным или заимствованным, руководствовался рациональными мотивами большой раннесредневековой политики.
Очередную годовщину украинское православие встречает в состоянии очередного церковного раскола, от которого, разумеется, и политики не остаются в стороне. «Три церкви это слишком много для Киева. Старая, живая и автокефальная, или украинская. Положение таково: старая ненавидит живую и автокефальную, живая - старую и автокефальную, автокефальная - старую и живую», - писал киевлянин Михаил Булгаков еще в двадцатых годах прошлого века.
В нынешнем расколе ничего не изменилось даже количество церквей, именующих себя украинскими и православными. В состоянии противостояния с претензией на взаимное поглощение пребывают УПЦ МП (украинская православная церковь Московского патриархата), УПЦ КП (Киевского патриархата) и УАПЦ (автокефальная).
Если для одних украинских верующих важно, чтобы церковь была каноничной и воспринималась в таком качестве православным миром, то для других, считающих себя государственниками, важнее ходить в церковь, которая отождествляется с государством, является своей и ничьей больше. А есть и такие, кого не устраивает именно то, что патриархат называется московским.
Необходимость преодоления раскола и создания в Украине единой поместной церкви признают все три стороны конфликта, но каждая предлагает собственные рецепты. Для бывшего президента Ющенко создание такой церкви под эгидой государства являлось приоритетом чуть ли не одного ряда со вступлением в НАТО. Однако достичь ему не удалось ни того, ни другого.
Нынешний президент Виктор Янукович позиционируется как очень ревностный христианин, прихожанин УПЦ МП, периодически совершающий визиты в монастыри горы Афон за мистическими откровениями. Но публичного вмешательства в межцерковные конфликты он, в отличие от предшественника, предпочитает избегать. Впрочем, дистанцирование от вопросов, чреватых негативной реакцией хотя бы одной части расколотого по Днепру украинского электората, уже стало узнаваемой чертой президентства Януковича.
Показательно, что украинский президент недавно так и не принял участия в совместных мероприятиях со своим польским коллегой Коморовским. Мероприятия были посвящены «Волынской резне» - этнической чистке с признаками геноцида, как ее назвал польский парламент, которую устроили польскому населению Волыни военизированные формирования украинских националистов в 1943 году. Ситуация сложилась двусмысленная: глава соседнего государства скорбел на украинской земле о павших соотечественниках, пока глава Украины в это время отдыхал в Крыму.
Возникнет ли аналогичная ситуация с запланированным на 27 июля визитом в Киев президента Путина? Вряд ли. Судя по всему, Януковичу таки придется показаться в компании российского коллеги. Но комфортной такую ситуацию для него не назовешь. Украинская политика России в последнее время перешла с субъектно-субъектного на субъектно-объектный уровень. Как во внешний мир, так и для внутреннего потребителя больше транслируется информация об интересе России к объектам украинской экономики, чем к субъектам украинской политики. Попытки вовлечь соседа в интеграционные процессы не закончились существенными достижениями, а заметной работы с ведущими политическими силами Украины не ведется. Остаются под вопросом российские интересы и ставки на украинских президентских выборах 2015 года.
В свою очередь украинская оппозиция старательно шарахается от всего российского и русского, а украинская власть постоянно сетует на невыгодные газовые контракты и пытается использовать российский фактор преимущественно как элемент мягкого шантажа европейских структур, чтобы ускорить процесс подписания соглашения об ассоциации и создания зоны свободной торговли. Хотя перспективы и последствия обоих этих процессов для Украины весьма проблематичны.
Так что от годовщины крещения Руси в политическом плане скорее имеет смысл ожидать не крупных прорывов, а мелких провокаций. Некоторые из них начинают раскручиваться уже сейчас. Самая заметная – информационная атака на УПЦ МП. Мишенью на этот раз избран не киевский митрополит Владимир, а владыка Павел, настоятель Киево-Печерской лавры. Лавра является главным символом и основным объектом украинской столицы, контролируемым УПЦ МП. Для УПЦ КП в аналогичной роли выступает Владимирский собор с чудесными фресками Васнецова, для автокефальной церкви – Андреевская церковь, шедевр барокко, сооруженный по проекту Растрелли.
Владыка Павел давно стал объектом пристального интереса украинских журналистов либерального и националистического лагеря. В редком заголовке их материалов он упоминается без эпитета «скандальный». На днях появилось интервью Павла, которое с показательной оперативностью было растащено на новости, широко разошедшиеся по социальным сетям. Основное место в этих «новостях» уделялось избранию церковного иерарха в столичный городской совет, состоявшемуся еще пять лет назад. Тогда он прошел по списку Партии регионов, хотя перед этим велись переговоры и с коммунистами. Также в очередной раз не избежал пристального внимания «Мерседес» владыки и прочие атрибуты «красивой жизни».
Но более показательна с точки зрения создания и раскрутки политических провокаций другая новость. 19 июля сразу несколько телевизионных служб новостей и сайтов познакомили своих зрителей и читателей с вопиющим фактом – в Киево-Печерской лавре у одной киевлянки отказались принять молитвенную записку, поскольку она была написана на украинском языке.
Об этом киевлянка якобы написала на своей странице в Фейсбуке, а сайты и каналы массово и исправно растиражировали. Те из них, которые посчитали нужным изобразить хоть какую-то игру в объективность, привели комментарий критикуемой стороны, что этого произойти не могло, а возможно имело место недоразумение, вызванное отсутствием взаимопонимания между участниками эпизода. Тем не менее, даже такие материалы однозначно утверждали в заголовках, что прихожанке именно отказали и именно из-за украинского языка.
Для тех, кто не в курсе, следует пояснить, что лавру постоянно посещают тысячи паломников из множества стран мира. И записки у них принимают на любом языке, на котором они привыкли обращаться к Богу – английском, болгарском, греческом, сербском и прочих, не говоря уже об украинском. Факт этот слишком известен, чтобы списать тиражирование заведомо нереальной ситуации на упущение редакций каналов и сайтов. Скорее речь имеет смысл вести о целенаправленной провокации. Да и девушка, затеявшая скандал, не столь известная личность, чтобы ее фейсбучный пост ни с того ни с сего резво кидались тиражировать раскрученные новостные ресурсы.
Самое интересное, что запись, на которую эти ресурсы ссылаются, в ее фейсбуке отсутствует, а последний пост вообще оставлен 12 июня, а не 19 июля. Но озадачил автора не столько этот факт (в конце концов, запись можно и удалить), сколько наличие определенного количества общих знакомых, работающих на ниве политтехнологий.
Дальнейшие расспросы в профессиональной среде позволили несколько прояснить картину. Девушка, написавшая несуществующий пост, не политтехнолог и не политолог, но в качестве технического работника подвизалась в некоторых политических структурах. Среди таковых автору назвали партию Виктора Юшенко, позже – Валентина Наливайченко, который при Ющенко возглавлял Службу безопасности Украины и одно время воспринимался тем, как возможный преемник на партийном посту. Однако политики рассорились, и Наливайченко оказался в политической силе Виталия Кличко, а наша героиня попала туда следом за своим патроном.
Вопрос о том, действительно ли провокация инспирирована националистическим крылом партии Кличко или мы имеем дело с цепью совпадений, остается открытым. Но есть уверенность, что провокации будут продолжены и выйдут на пик именно в день крещения Руси.
Игорь Гридасов, политолог