15 августа на аэродроме «Коротич» близ Харькова представили новый легкомоторный самолет ХАЗ-30, изготовленный впервые за годы независимости Украины.

Первые публичные полеты поручили выполнить 22-м курсантам II-го курса летного факультета Харьковского университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба в рамках летной практики.

На презентации самолета, удачно совпавшей с открытием сезона полетов военными авиаторами, присутствовали, в частности, заместитель председателя Харьковской областной государственной администрации Игорь Шурма, генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия «ХАЗ» Анатолий Мялица, председатель Центрального комитета Общества содействия обороне Украины Виктор Тимченко и другие.

Принципиально новый самолет, который создали отечественные авиаконструкторы, является многоцелевым и уникальным по отдельным техническим характеристикам. Всего предприятие выпустило 10 таких самолетов, четыре из них передали в эксплуатацию Харьковскому университету Воздушных Сил Украины им. И. Кожедуба.

Технические характеристики
ХАЗ-30 – самолет, предназначенный для первоначального обучения пилотов аэроклубов, летных училищ военной и гражданской авиации, а также для выполнения полетов частными лицами.
Самолет оснащен австрийским двигателем Rotax-912 ULS с тягнетрилопатевим воздушным винтом. Максимальная скорость – 200 км/ч, длина разбега – 100 м, длина пробега – 100 м.
Максимальная взлетная масса самолета составляет 650 кг, максимальная посадочная масса – 650 кг, максимальная масса снаряженного самолета – 565 кг, масса пустого самолета – 395 кг. Самолет выполняет взлет и посадку на воздушно-посадочной полосе с искусственным и грунтовым покрытием.
Приблизительная стоимость летательного аппарата колеблется в пределе 2 миллионов 400 тысяч гривен и зависит от комплектации и применения различных приборов.

Символический ключ от неба второкурсникам передал один из разработчиков ХАЗ-30 Анатолий Мялица.

– Обращаясь к юным покорителей неба, прошу полюбить этот самолет, на котором вы будете делать первые шаги к осуществлению своей мечты. Новый летательный аппарат родился на Слобожанщине и выиграл тендер военного университета. Эту крылатую машину включили в систему подготовки летных кадров. Нашим конкурентами по тендеру были австрийские и немецкие авиаконструкторы. Однако победа была за нами и мы горды этим фактом, – рассказал руководитель авиапредприятия.

Право первым подняться в небо на глазах всех присутствующих поручили продолжателю династии военных авиаторов курсанту Ивану Смеречанскому (на снимке). После 30-минутного полета он поделился своими впечатлениями, похвалил простоту и легкость управления самолетом.

По словам командования вуза, в этом году курсанты-пилоты будут впервые выполнять  программу II курса на легкомоторных самолетах, а не на реактивных, как было раньше.

– Этим нововведением предусмотрено первое знакомство с будущей профессией на низких скоростях с привлечением машин типа ХАЗ-30. На втором уровне ребята поднимятся в небо уже на Л-39 «Альбатрос» и транспортных Ан-26. А на высшей ступени покорения неба мои подчиненные будут садиться в кабину боевых самолетов типа МиГ-29, – пояснил ВРИО начальника ХУВС, военный летчик первого класса полковник Андрей Алимпиев.

В ходе нынешней летной практики, которая продлится до конца октября, второкурсники проведут в небе по 25 часов. Половину от всего наетного времени отведено самостоятельным полетам. Под наблюдением летчиков-инструкторов аэроклуба каждый из ребят поднимется над землей впервые в жизни и отработает такие полетные задания, как полет по кругу, поворот на 180 градусов, горка и другие упражнения на простой пилотаж. При этом, полеты будут выполняться на скорости до 200 километров в час в диапазоне высот от 150 до 1000 метров.

Поделился впечатлениями и Игорь Шурма, высказав мнение о том, что Новый харьковский самолет позволит области оперативно решать очень много вопросов:

– Сегодня то, что было сделано на Государственном авиационном предприятии, доказывает, что украинская авиация существует. Серийный выпуск данного летательного аппарата позволит создавать и рабочие места. Если мы посмотрим в будущее, то для области наличие такого летательного аппарата позволит оперативно решать очень много вопросов. Я считаю, что у этого самолета есть большая перспектива.