Ветеран харьковского метростроя набирался опыта на секретном объекте

Ветеран харьковского метростроя набирался опыта на секретном объекте
24 августа почетный гражданин Харькова, заслуженный строитель Украины Григорий Братчун празднует 85-летний юбилей.
30 лет он возглавлял управление строительством харьковского метрополитена. Под его руководством было проложено 30 километров подземной магистрали и построено 26 станций.

Родился Григорий Александрович 24 августа 1928 года в селе Радоловка Полтавской области. С детства мечтал стать железнодорожником и после окончания школы отправился поступать в Харьковский железнодорожный институт. Даже успел сдать первый вступительный экзамен. Но этот экзамен оказался и последним.

– Шел 1947 год – тяжелое послевоенное время. И агитаторы уговорили меня поступить в горный институт (сейчас ХИРЭ) – там стипендия была выше, – вспоминает Григорий Братчун. – Вуз был весь в развалинах, корпуса еще не восстановлены, ни о каком общежитии и речи не было. Спали мы в учебном корпусе – на четвертом этаже в 422-й комнате. Со временем был построен «Гигант», туда мы впоследствии и переселились.

Место работы – тайна за семью печатями


После окончания вуза Григорию предложили остаться в аспирантуре, но прибывшая из Москвы комиссия по распределению кардинально изменила планы выпускника.

– Выписали мне назначение в так называемый «почтовый ящик» – засекреченное предприятие. Где находится организация и чем занимается, до последнего момента держалось в строгой тайне – мол, приедешь в Москву, а оттуда тебя доставят куда надо. Только когда от меня потребовали предоставить медицинскую справку о возможности работы в условиях Восточной Сибири, я понял, в каком направлении предстоит отправиться. Отбор на объект был очень строгий – проверялась вся родословная вплоть до прабабушки. И вот я уже в Москве, нас поселили в вагончиках в Марьиной роще. Через две недели, когда закончились всевозможные проверки, выдали аванс 500 рублей (тогда это были большие деньги), загрузили в вагоны – и в путь. Мы по-прежнему не знали, куда едем, все дорогу нас сопровождал конвой из «органов». За Красноярском на станции Базиха нас выгрузили, ночь провели на деревянных лавках и столах. А утром – по машинам, вдоль Енисея, в тайгу... Наконец-то добрались: строящийся поселок, несколько деревянных домиков – это был так называемый Красноярск-26. Нам предстояло строить подземные ядерные реакторы.

20 лет под грифом «совершенно секретно»


В советское время информация о существовании закрытого города Красноярск-26 находилась под грифом «совершенно секретно», только в с 1994 года он стал «видимым» на географических картах страны и получил официальное название Железногорск1.

– Появление Красноярска-26 связано со строительством на берегах Енисея крупного атомного предприятия – горно-химического комбината, который занимался наработкой оружейного плутония, необходимого компонента для производства ядерного оружия, – продолжает Григорий Братчун. – Уникальной особенностью предприятия было то, что оно размещалось под землей, в скальных породах.

Начиная с 1952 года Григорий Братчун 20 лет проработал на строительстве объекта, прошел путь от начальника смены до начальника управления строительством. В 1971 году стройка в Красноярске-26 уже подходила к концу. А тем временем разворачивалось сооружение метрополитена в Ташкенте и Харькове. Григория Александровича вызвали в Москву и предложили возглавить строительство подземки в Первой столице Украины.

За пять лет – восемь станций!


Без малого 30 лет Григорий Братчун возглавлял управление строительства харьковского метрополитена. Под его руководством (1971–2000 гг.) было сдано в эксплуатацию 26 станций метро, проложено 30 километров подземных магистралей.

23 августа 1975 года был пущен первый участок первой линии подземной магистрали – пассажиров приняли первые восемь станций подземки, построенные всего за пять лет. А 11 августа 1978 года сдана в эксплуатацию первая очередь харьковского метро.

– Работать начинали в очень сложной обстановке, практически с нуля. Нужно было создать управление, подобрать кадры, построить производственную базу – завод железобетонных конструкций, завод по ремонту оборудования, – рассказывает Григорий Александрович.

В сжатые сроки вели изыскания на трассе, выносили из зоны строительства подземные коммуникации, освобождали территорию под строительство, возводили временные здания и сооружения. И затем уже приступили непосредственно к строительству метро.

– Тогда очень активно помогала вся страна, – отмечает Григорий Братчун. – На помощь приехали специалисты из всех уголков Советского Союза: из Днепропетровска и Ленинграда Харьков получал чугунные тюбинги, из Москвы, Баку, Киева – различные механизмы, инструменты, железобетонные конструкции, заводы Урала поставляли трубы и прокат, Узбекистан – гранит и мрамор. Метростроевцам помогали и харьковские предприятия – поставляли оборудование, аппаратуру, кабельно-проводниковую продукцию, механизмы, а рабочие выходили на воскресники по уборке территории.

Новациям – «зеленая улица»


Григорий Братчун вспоминает, что условия строительства первой линии метро были очень сложными. Первые шесть станций строились в плывунах и обводненных грунтах, тоннели прокладывались под двумя реками, густонаселенными городскими кварталами, магистралями с интенсивным движением.

– При сооружении тоннелей применялись различные способы подземного строительства – кессон, замораживание, водопонижение, химическое закрепление грунтов, – делится секретами строительства Григорий Братчун. – Трудно перечислить все то новое, что применялось харьковскими метростроевцами.

Наибольший объем работ по искусственному замораживанию грунтов был на станции «Южный вокзал».

– Здесь была практически создана фабрика по производству холода со сложнейшими коммуникациями, – рассказывает Григорий Братчун. – Вестибюль станции сооружался открытым способом на большой глубине. Бурились скважины и по ним компрессорами под давлением подавался холод. Проверка качества замораживания грунтов осуществлялась с помощью ультразвука.

Использовались и различные средства водопонижения. Например, на станции метро «Проспект Гагарина» применения зумпфов (отстойников для сбора грунтовых вод) оказалось недостаточно – здесь впервые была применена установка забойного водопонижения. Впервые в СССР на станции «Спортивная» была успешно внедрена еще одна техническая новинка – вакуумконцентрические фильтры, которые позволяют отбирать воду с нескольких горизонтов. При сооружении перегонных тоннелей между станциями «Советская» и «Проспект Гагарина» на обводненных участках было проведено химическое закрепление грунтов , что позволило практически полностью ликвидировать течь на обработанных участках, исключить вынос грунта сквозь щели между тюбингами, укрепить основания тоннелей.

– Кроме того, в Харькове впервые был применен поточный метод строительства, – продолжает Григорий Александрович. – На первом объекте роют котлован и приступают к возведению фундамента. В этот момент на втором объекте начинают рыть котлован. Затем на первом объекте приступают к возведению здания, на втором строят фундамент, на третьем делают котлован и так далее. Таким образом обеспечивалась непрерывность работ и постоянная загрузка строительной техники.

Григорий Братчун руководил строительством харьковской подземки до 2000 года, а потом еще четыре года был консультантом по строительству. В 2004-м вышел на пенсию.

Под самым очагом аварии


Есть еще одна страница в биографии Григория Братчуна, забыть которую невозможно, – ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС. Он организовал отряд от Метростроя, который полгода работал под самым очагом взрыва.

– 2 мая 1986 года меня вызвали в обком партии, сообщили, что произошла авария, – вспоминает Григорий Александрович. – И в тот же день нас с Валерием Альбертовичем Петросовым на самолете отправили в Чернобыль. У меня уже был опыт работы с ядерными установками, и нужно было найти способ справиться с катастрофой.

В отличие от большинства оказавшихся в Чернобыле, Григорий Александрович прекрасно понимал, что такое радиация. Однако его пугало не опасное излучение. Страшно было другое – никто толком не знал, что делать, многие спасательные действия проводились наугад.

– Было принято решение пробить 150-метровый тоннель под землей – от третьего энергоблока к взорвавшемуся четвертому. А потом под четвертым блоком вырыть камеру, установить там специальные холодильники, чтобы остудить вещества, образовавшиеся в результате взрыва, и таким образом приостановить радиоактивное излучение, – рассказывает заслуженный строитель. – Уже 3 мая на ЧАЭС приехала первая группа горняков из Донбасса и Москвы. Сначала даже счетчиков Гейнера у нас не было – только потом, по моему требованию, выдали. Никакой защитной одежды – просто роба. Тоннель пробили даже раньше срока.

Награды
Григорий Александрович Братчун награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового красного знамени, орденом «Знак почета», знаком отличия Президента, несколькими медалями, а также отмечен наградами города и области. Заслуженный строитель Украины, почетный железнодорожник, почетный транспортный строитель, лауреат премии Совета министров СССР.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей19 января

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2749.19 грн
100 EUR 2931.73 грн
10 RUB 4.6452 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи