Владимир Шумилкин руководил районом, городом, работал вице-губернатором. А в 2011 году влился в ряды почетных граждан Харькова.

Был одержим армией


– Армией я бредил с раннего детства, – вспоминает Владимир Шумилкин. – Резал школьные папки старших сестер и шил из них кобуры, выменивал у солдат значки, погоны, ремни. Как-то даже поменял на солдатские значки все отцовские медали. К сожалению, вернуть медали потом так и не удалось.

Сначала он мечтал стать мотострелком, но в 10-м классе увлекся теорией относительности, ядерной физикой – и выбор пал на ракетные войска. Владимир Шумилкин поступил в Харьковское высшее военное командно-инженерное училище им. маршала Советского Союза Н.И. Крылова.

– Я считаю, что попал в лучшее училище Вооруженных Сил СССР, – говорит Владимир Шумилкин. – Наше училище не было запятнано ничем, в чем обвиняют армию, в том числе и дедовщиной. Это было учебное заведение, в котором очень органично сочетался высокий научный уровень и принадлежность к армии. С первого дня учебы в училище заметили, что я настроен пахать. Меня назначили командиром отделения, избрали секретарем комсомольской организации, на 2-м курсе – заместителем, а затем и секретарем парторганизации. Училище окончил с медалью: я всегда учился очень серьезно – не мог себе позволить учить только то, что нравится.

С 1981 по 1990 год служил на офицерских должностях в ХВВКУ им. маршала Советского Союза М.И. Крылова. Владимир Шумилкин признается, что служба в армии до сих пор остается одним из самых ярких и светлых периодов в его жизни.

А потом случился «взрыв мозга»


Второй знаковый этап в его жизни – 90-е годы прошлого столетия.

– До этого периода пищей для ума были газеты «Правда» и «Известия», из которых мы конспектировали материалы съездов КПСС, и я даже сейчас наверняка смогу вспомнить пятилетние планы Советского Союза, сколько миллионов тонн зерна тогда собирали, сколько добывали нефти и газа, – признается Владимир Шумилкин. – Мы не все до конца понимали. Но на рубеже 80-90-х годов прошлого века начался прорыв информации, и это был «взрыв мозга»: свежий воздух, новые впечатления, взгляды, новая информация. Я «объелся» вкусным пониманием мира и начал осознавать и бесхозяйственность внутри Союза, и отсутствие какой-либо основы для экономического развития.

Когда случился «взрыв мозга», Владимир Шумилкин еще преподавал в военном училище. В 1990 году его избрали депутатом Дзержинского районного совета народных депутатов Харькова, в мае этого же года был избран председателем райсовета, а в начале 1991-го – председателем исполкома этого совета. На этих должностях находился до 2000 года. Из Вооруженных сил уволился в 1999 году, когда стал руководителем Харьковской областной организации НДП: по закону военнослужащие не могли быть членами партии.

– Начало 90-х было очень тяжелым: чуть ли не на год задерживали пенсии, а если семье нужно было хоронить родственника – пенсию умершего выдавали по специальным заявлениям. Я всегда ощущал огромную ответственность, долг власти и ее вину перед людьми. С этим живу по сегодняшний день. Впрочем, сейчас мои взгляды немного трансформируются: теперь я понимаю, что какие люди – такая и власть. До 1990 года ВВП на душу населения в Харьковской области составлял шесть тысяч у.е. Регион производил в год тысячу танков, 60 самолетов, массу тракторов. Стержнем экономики области был ВПК, и Харьков больше тяготел к Москве, потому что большинство предприятий было московского подчинения. В 90-х годах, когда перестали платить зарплату, половина харьковчан получила огороды, выращивала картошку и на своих горбах возила ее в город. А по ночам возле многоэтажек люди рыли погреба, чтобы ее хранить. До сих пор во дворах торчат подвальные трубы – отголосок 90-х.

«Я был частью системы»


С марта 2000 года по апрель 2002-го Владимир Шумилкин работал в должности зампредседателя Харьковской облгосадминистрации.

– Мне поручили курировать четыре блока: спорт, образование, культуру и политику. Работы было очень много, но я всегда много работал – сказывается армейская привычка. Обладминистрация – фактически армейский институт, и я был частью системы. Это была государева служба – мы рано приходили на работу, поздно уходили. К тому же работа была мне понятна: я знал, что нужно делать, как выстраивать отношения с людьми, как вести образовательное и, в частности, политическое направление.

С апреля 2002 года по 2006-й Владимир Шумилкин был избран харьковским городским головой. На время его мэрства пришлось празднование 350-летия Харькова, тогда же городскому совету был присужден «Почетный флаг Совета Европы 2004 года», а реконструированный проспект Ленина служит до сих пор. Одно из знаковых событий того периода – открытие двух новых станций метрополитена: «Ботанический сад» и «23 Августа».

– В экономическом смысле это был очень сложный период, но серьезный импульс строительству метро дал Евгений Кушнарев: он был стержнем этого процесса. Я со своей стороны делал все, что мог. На празднование 350-летия города государство денег почти не давало, и часть средств на строительство метро мы выделили из городского бюджета. Я многому тогда научился у Евгения Кушнарева, которому был присущ весь комплекс качеств политика.

Владимир Шумилкин строит дома и выращивает пшеницу


После ухода из власти Владимира Шумилкина стало меньше видно и слышно.

– Говорят даже, что я эмигрировал. А я никуда не делся, – улыбается почетный харьковчанин. – У меня родились сын Федор, которому сейчас 2 года и 6 месяцев, и дочь Елена – 1 год и 1 месяц. (Всего у Владимира Шумилкина трое сыновей и дочь. – Ред.). Я занимаюсь бизнесом, с 2006 года – почетный президент Харьковского общественного фонда «Харьков – ХХІ столетие». С нынешнего года занимаемся сельским хозяйством – животноводством, а также выращиваем пшеницу, кукурузу, подсолнечник. Вместе со старшим сыном строим жилье; к Евро-2012 на проспекте Гагарина построили гостиницу, кроме того, открыли новый спортивный центр.

К слову, о спорте. Раньше Владимир Шумилкин каждый день занимался бегом. Сначала пробегал каждое утро 6 км, когда стукнуло 40, увеличил дистанцию до 10 км. Но сейчас Владимир Шумилкин на кросс не выходит. Оставил себе лишь главное хобби – теннис.

– Играю каждое утро, – признается Владимир Шумилкин.