Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – заведующая детским офтальмологическим отделением КУОЗ «Областная клиническая больница – Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф», доцент кафедры офтальмологии ХНМУ, главный детский офтальмолог ГУ охраны здоровья Харьковской облгосадминистрации, кандидат медицинских наук Алла Савельева.

В группе риска – недоношенные дети


– Здравствуйте, Алла Юрьевна. Меня зовут Марина. Скажите, какие детские заболевания органов зрения сейчас лидируют?

– В структуре зарегистрированных в Украине заболеваний среди детского населения 5% составляют болезни глаза и его придаточного аппарата, причем этот показатель растет, выйдя за последние пять лет на третье место. Основными причинами инвалидизации по зрению у детей являются аномалии рефракции (амблиопия, дегенеративная миопия), врожденная и наследственная патология (аномалии развития сетчатки, сосудистой оболочки, зрительного нерва), травмы глаза. В настоящее время ретинопатия недоношенных детей (до 36 недель) становится одной из важнейших причин слепоты и слабовидения у 18% детей из группы риска. Риск появления патологии органа зрения в раннем возрасте выше у тех детей, чьи матери имели патологию во время беременности и родов. Большую роль в возникновении аномалий играют перенесенные острые инфекции – корь, краснуха, ветряная оспа. Даже обычный грипп в первом триместре беременности может стать причиной необратимых изменений не только в органе зрения, но и в других органах плода. У детей, родители которых имеют проблемы со зрением, риск наличия патологии органа зрения увеличивается на 50% (если страдает только один из родителей) и на 75% (если патологию имеют оба родителя).

Зрение могут проверить даже у новорожденных


– Здравствуйте. Вам звонит Елена. Моей племяннице меньше года. Ребенок великолепно слышит, но понять, насколько она хорошо видит, трудно. Говорят, что зрение может компенсироваться слухом, и сестру тревожит, нет ли у ребенка проблем со зрением? В каком возрасте уже можно понять, хорошо ли малыш видит?

– Если ребенку больше трех месяцев, то родители и сами могут замечать его реакцию на свет, яркую игрушку. Обычно детям предлагают предметы красного, зеленого, синего и желтого цвета – малыши особенно активно на них реагируют: следят за ними глазами, поворачивает голову. Но лучше показать ребенка офтальмологу, который посмотрит глазное дно, зрачковую реакцию на свет, отследит реакцию на игрушку и другие предметы.

– То есть врач может определить аномалии зрения ребенка, начиная с трех месяцев?

– Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямой и содружественной реакцией зрачков на свет, кратковременным рефлексом поворота глаз и головы к источнику света, попыткой слежения за движущимся объектом. Уже на 2–3 неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения. Поэтому при осмотре деток даже в роддомах, неонатальных и перинатальных центрах уже можно определить наличие патологических изменений органа зрения.

Станет ли компьютер ядом, зависит от дозы


– Здравствуйте. Алла Юрьевна. Меня зовут Сергей. Сыну 7 лет. Я хочу узнать, насколько безопасно для зрения времяпрепровождение за компьютером и сколько можно находиться за монитором?

– Вопрос актуальный. Компьютеры и другие гаджеты – великое изобретение человечества, прочно вошедшее в нашу жизнь. Но, как известно, все есть яд и все есть лекарство – зависит от дозы. Компьютер, мобильный телефон, электронная книга не рекомендуются ребенку дошкольного возраста. Детям 7–9 лет можно проводить за компьютером от 10 до 15 минут. Детям старше 10 лет — до 1,5 часов в день с обязательными перерывами в течение 5–10 минут. Однако, я прекрасно понимаю, что сегодня для подготовки к занятиям по школьной программе необходимо искать в Интернете дополнительную информацию. В таком случае график работы за монитором можно построить в три подхода с обязательным чередованием: 10 минут за компьютером, 15 минут отдыха. При этом в перерыв ребенок должен переключить орган зрения на другую работу – встать, походить по комнате, посмотреть в окно, перевести взгляд с дальнего предмета на ближний объект. Есть замечательное упражнение, которое называется «Метка на стекле»: ребенок ставит на стекле метку на уровне глаз, смотрит на нее, стоя на расстоянии 50 см от окна, а потом смотрит вдаль, на линию горизонта. Упражнение нужно делать 5 минут.

– Может, эта зарядка подходит и для взрослых?

– Лечебная гимнастика для глаз полезна всем, так как она имеет двойное действие: во-первых, укрепляет мышцы глаза, а во-вторых улучшает микроциркуляцию в тканях глаза, приток к ним кислорода и питательных веществ, а соответственно улучшает обменные процессы и питание всех структур глазного яблока. В идеале ее нужно выполнять поочередно: сначала для одного глаза, потом для другого, закрывая их по очереди, затем для обоих глаз. При дефиците времени упражнение можно делать сразу для двух глаз. При этом работают наружные прямые мышцы глазного яблока и мышца, которая находится внутри глаза и отвечает за аккомодацию – получение четкого изображения предметов на разном расстоянии. Именно на эту мышцу приходится основной удар – она работает, когда мы длительное время испытываем зрительную нагрузку на близком расстоянии – читаем или всматриваемся в монитор. Когда эта мышца длительно нагружена, она устает, переходит в состояние спазма и расслабляться ей уже значительно труднее. При отсутствии адекватного режима «отдых – нагрузка» цилиарная мышца переходит в состояние стойкого спазма. В таких случаях может возникнуть состояние ложной близорукости.

Удар по зрению


– А у кого и в каком возрасте могут возникать эти спазмы?

– Обычно дошкольный возраст (3–6 лет) – период возникновения ранней приобретенной и ранней прогрессирующей миопии и школьный (7–18 лет) – критический период возникновения нарушений аккомодации, астенопий и пик развития приобретенной близорукости. В первом классе и во время начала обучения ребенка чтению, письму и рисованию многократно возрастает зрительная нагрузка. Малыши начинают испытывать постоянное зрительное напряжение и дома при выполнении домашнего задания, а если при этом у него неудобная мебель, плохая освещенность комнаты и невозможность сменить позу, то во много раз возрастает риск развития близорукости. Приобретенная или школьная близорукость на сегодняшний день – реальная проблема начальных классов. По данным статистики, приобретенная ранняя школьная близорукость в 5–15% случаев приводит к возникновению прогрессирующей близорукости у старшеклассников – снижению зрения и даже возникновению инвалидности.

Наша клиника обслуживает детское население Харьковской области, каждый год у нас лечится до двух тысяч детей, среди них 60–70% с проблемами рефракции. Мы проводим лечение спазма аккомодации, пытаемся стабилизировать близорукость, устраняем амблиопию – снижение зрения. К сожалению, многие родители знают, что зрение у ребенка снижено, но почему оно снижено и как с этим бороться – решение этих вопросов оставляют на потом. Между тем при выявлении патологии органа зрения у ребенка очень важно выполнять все рекомендации врача-офтальмолога. Такое состояние как амблиопия (снижение зрения при отсутствии органических поражений структур глазного яблока или «слепота» от отсутствия адекватного взаимодействия сетчатки с корой головного мозга, т.к. не были созданы нормальные условия для зрения) может поддаваться лечению только до 11–12лет – до момента завершения формирования ассоциативных связей между сетчаткой и корой головного мозга.

– Здравствуйте. Алла Юрьевна. Меня зовут Петр. Иногда мы поощряем 8-летнего сына, разрешая поиграть на компьютере. Компьютерные игры очень вредны для глаз?

– Поощрение должно быть разумным, чтобы не возникало зрительное компьютерное переутомление. Необходимо понимать, что предупредить появление переутомления можно. Для этого необходимо ограничить длительность нахождения ребенка за компьютером (максимум 10–15 мин), регулярно проводить гимнастику для глаз, правильно организовать рабочее место, использовать только качественные компьютерные программы, соответствующие его возрасту, проветривать помещение, где находится компьютер. Влияние компьютера на зрение, кроме того, можно снизить, купив хороший современный монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, которая существенно снижает эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для малыша — 15 дюймов, для школьника 17-дюймов. Правильное расстояние до монитора — около 45–60 см, желательно на уровне глаз, правильное освещение — естественный свет, падающий слева, а в темное время суток — лампа должна освещать только документ, с которым работает ребенок, но не экран монитора, чтобы избежать бликов.

– Здравствуйте. Алла Юрьевна. Меня зовут Алена. Подскажите, сколько времени может первоклассник смотреть телевизор без вреда для зрения?

– Детям до 7 лет нежелательно смотреть телевизор более 45 мин. в день. Детям старше 7 лет можно сидеть у телевизора от 1,5 до 3 часов в день с перерывами в 15–20 минут через каждые 30 мин. Расстояние до телевизора должно быть не менее пяти диагоналей экрана. Например, если диагональ 72 см, то расстояние от экрана до глаз ребенка соответственно 72 X 5 = 360 см или 3,6 метра.

– Скажите, а есть разница – смотрит ли ребенок мультики по телевизору или по компьютеру?

– Конечно, воздействие телевизора и компьютера на органы зрения разное. Телевизор предпочтительнее компьютера: в нем иной характер изображения. Изображение на компьютере – это множество светящихся мерцающих точек. Постоянное мигание раздражает не только сетчатку глаза, но и кору головного мозга.

Личное дело
Алла Юрьевна Савельева родилась 20 октября 1962 года в Харькове. В 1979 году окончила школу, поступила в Харьковский медицинский институт. После окончания вуза с 1985 года до 2003-го работала врачом взрослого глазного отделения Харьковской областной клинической больницы (сейчас – «Областная клиническая больница – Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф»). В 1991 году защитила кандидатскую диссертацию, с 2000 года являлась ассистентом, с 2006 года доцентом кафедры офтальмологии Харьковского национального медицинского университета. С 2003 года заведует детским офтальмологическим отделением «Областной клинической больницы – Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф». Является председателем Ассоциации детских офтальмологов Украины в Харьковской области и главным внештатным детским офтальмологом ГУ охраны здоровья Харьковской облгосадминистрации.
Двое дочерей. Внуку Тимофею 1 год.
Хобби – горные лыжи, езда на велосипеде. Очень любит возиться на даче.