Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – директор департамента экономики и международных отношений Харьковской областной государственной администрации Сергей Авершин.
Евроинтеграция безработицей не грозит
– Сергей Владимирович, добрый день. Меня зовут Татьяна. Сейчас очень много говорят о подписании соглашения между Украиной и ЕС. Некоторые эксперты утверждают: если Украина станет членом Европейского союза – нам грозит безработица. По вашему мнению, насколько это серьезно?
– К сожалению, вы стали жертвой не совсем добросовестно поданной информации. По большому счету подписание соглашения с ЕС не означает вступление в Европейский союз и предполагает всего лишь снятие определенных таможенных и пограничных ограничений. Поэтому подписание договора Украины с ЕС никоим образом не повлияет на рост или сокращение безработицы. Если же моделировать эту ситуацию на будущее, то вполне возможно, что некоторым предприятиям, которые имеют налаженные рынки сбыта в России и других странах ближнего зарубежья, в краткосрочной перспективе будет немного сложнее перестроиться и выпускать продукцию для европейских рынков. Однако им уж точно не придется сокращать штат сотрудников.
– Скажите, есть ли шанс у наших предприятий, которые имели рынки сбыла в России, в случае евроинтеграции, переориентироваться на Европу?
– Безусловно. На самом деле российский рынок в масштабах Украины гораздо меньше европейского. В Европе больше денег, там значительно выше покупательная способность, поэтому и шансов продать нашу продукцию гораздо больше. Но чтобы украинская продукция могла зайти на европейские рынки – она должна соответствовать европейским стандартам. Кстати, мы с вами – украинские потребители – тоже весьма заинтересованы в том, чтобы приобретать качественную продукцию. Поэтому бояться этого абсолютно не стоит.
И вообще, правильнее было бы рассматривать рынки сбыта не по географическому принципу, а по товарному. То есть, есть рынок металлургии, а компания, которая покупает металлургическую продукцию, может быть зарегистрирована в Голландии, вести свою деятельность в Люксембурге, а офис иметь в Москве. Поэтому нельзя сказать, что мы продаем в Россию какую-то металлургическую продукцию – мы продаем на рынок металлургии. Поэтому и нужно ориентироваться непосредственно на такие рынки.
– Хочу уточнить по поводу стандартов. Мои знакомые, побывав в Болгарии, рассказывали, что местные фермеры не могут сбывать свою продукцию в Европу, поскольку выращенные ими помидоры не соответствуют нормам, принятым в ЕС, по форме, цвету или размеру.
– Если есть такие требования, их придется выполнять. Но это нормально, ведь даже наши российские партнеры строго требуют соблюдения стандартов продукции, что наглядно продемонстрировали совсем недавно. Поэтому придется выращивать такие помидоры, которые будут соответствовать евростандартам. А если это не удастся – будем выращивать ту продукцию, которой там нет. Рынок очень большой, население планеты постоянно увеличивается, поэтому продукцию сельского хозяйства мы в любом случае сможем продать, если не на европейские рынки, то на рынки Ближнего востока, Юго-Восточной Азии.
– А что еще Харьковская область может продать в Европу?
– Рынок формируется не предложением, а спросом. На что будет спрос – то и будем продавать. Бизнес сам определит, что выгоднее сейчас производить и, соответственно, продавать.
«Таргет» не выдержал конкуренции
– Сергей Владимирович, здравствуйте. Николай Семенович беспокоит. Статистика говорит о том, что в Украине падает уровень промышленного производства. А какова ситуация в Харьковской области?
– Действительно, индекс промышленной продукции в Украине снижается, и Харьковская область – не исключение. Мы сейчас идем с отрицательным результатом. У нас, конечно, есть надежда, что к концу года мы выйдем на 100%-ные показатели прошлого года, но не стоит забывать, что и минувший год мы закончили «с минусом».
На сегодняшний день из 11 промышленных отраслей Харьковщины только четыре идут «с плюсом». Например, машиностроение второй год подряд дает хорошую динамику – «Турбоатом», «Электротяжмаш», «ФЭД», «Южкабель»... Правда, резко сбросил объемы производства ХТЗ. Если еще два года назад предприятие увеличивало объемы продаж чуть ли два раза в год, то сейчас переживает явно не лучшие времена.
Самая большая проблема в этом году с двумя отраслями. Первая – отрасль производства и перераспределения электроэнергии, газа и воды. Это самая крупная отрасль в Харьковской области, на которую приходится 30% объемов производства. Падение объемов производства связано с тем, что в этом году мы меньше потребляли газа: во-первых, зима была относительно теплой, во-вторых – внедрено уже достаточно большое количество альтернативных источников получения энергии. Например, в Чугуевском районе вся система социальной сферы переводится на современные котлы с пеллетами.
И вторая серьезнейшая отрасль – пищевая и перерабатывающая промышленность – уже второй год подряд показывает отрицательную динамику. Снизил объемы производства «Филип Моррис» – крупнейший плательщик налогов в Харьковской области. Это связано с ежегодным повышением акцизного сбора и стоимости акцизных марок. Ликероводочные и пивзаводы тоже резко сократили объемы производства в связи с вступлением новых размеров акцизных сборов.
– Здравствуйте, меня зовут Елена. Сергей Владимирович, что случилось с «Таргетом»? На улице Академика Павлова – пустые полки, на Одесской – и вовсе закрылся.
– Мы отслеживаем торговые обороты в Харьковской области, и этот вопрос нас тоже очень беспокоит, поскольку эта торговая сеть – местная, а мы как раз очень заинтересованы в том, чтобы на Харьковщине развивалась именно региональная сеть, а не донецкая или киевская. Но, к сожалению, мы видим, что торговая сеть «Таргет» постепенно сворачивает свою деятельность, не выдержав конкуренции. И это уже задача акционеров – либо спасать свой бизнес, либо отпускать его в «свободное плавание», что они сейчас и делают. Думаю, дело, скорее всего, закончится тем, что помещения кто-то выкупит – поменяется вывеска и на торговых площадях будет действовать другой ритейлер.
Оптовому рынку нужен инвестор
– Добрый день, Олег Анатольевич беспокоит. Сергей Владимирович, меня интересует, когда у нас на окружной наконец-то появится оптовый сельхозрынок, о котором идет речь уже не первый год? Или от этой идеи уже отказались?
– Идея такая есть – построить оптовый сельскохозяйственный рынок, который предполагает не только продажу продукции, но и ее хранение, фасовку, переработку. То есть это должен быть большой логистический центр. Уже выделен участок, оформляются технические условия для подведения инженерных коммуникаций, но нет инвестора. Каждый месяц потенциальные инвесторы осматривают площадку для строительства оптового рынка, но деньги пока никто не желает вкладывать. Видимо, объем потребления в Харькове и количество покупателей не настолько большое, чтобы бизнес был готов именно сегодня взяться за этот проект.
– Можете хотя бы ориентировочно назвать сроки, когда этот рынок откроется?
– Если появится инвестор и серьезно займется этим вопросом, то через год-два он построит этот рынок. Но это должны быть частные деньги – мы не планируем реализовывать проект на бюджетные средства.
– Я думаю, что это будет рынок не для харьковчан, а для перекупщиков, которые будут приезжать туда, закупать продукты машинами, а потом продавать их в Харькове втридорога.
– Безусловно, кто-то попытается на этом заработать, но появится возможность и у харьковчан приехать на этот рынок и закупить все необходимое по ценам от производителя. Например, сделать те же запасы на зиму.
– Еще была информация, что в каждом районе Харькова будут работать сельхозрынки.
– Мы регулярно проводим ярмарки в районах города. Но проблема в том, что, во-первых, достаточно сложно найти место для ярмарки, а во-вторых – заставить селян продавать там свою продукцию. Сейчас найти сельхозпроизводителя, который с готовностью приедет торговать в город, не так-то и легко. Ведь человек, который выращивает картошку, не имеет времени ее продавать – ему проще отдать свою продукцию для реализации.
Инвесторы стремятся реализовать краткосрочные проекты
– Здравствуйте, меня зовут Ирина. Сергей Владимирович, какие секторы экономики являются наиболее привлекательными для инвесторов в нашем регионе?
– Ситуация одинакова по всей стране. Инвесторы не чувствуют долгосрочной политической стабильности в Украине. Поэтому они стремятся реализовать здесь краткосрочные проекты. К сожалению, сегодня мы не видим очень большого объема инвестиций в машиностроение, точное машиностроение, в создание медицинских центров, в развитие высокотехнологичных производств, связанных, например, с биомедициной. Для нас конкурентоспособной отраслью остается сельское хозяйство, где можно осенью вложить, а весной получить деньги. Поэтому данная отрасль ввиду политических, макроэкономических процессов в Украине особенно популярна. По этой же причине много денег сегодня вкладывается в IТ-сферу. Безусловно, это рискованная отрасль. С одной стороны, много стартапов начинается и сгорает, с другой – дает возможность вложить в разработку программного продукта десять тысяч долларов, а через два месяца он уже может стоить несколько сотен тысяч.
– Областные власти предпринимают какие-то шаги для создания благоприятного инвестиционного климата в нашем регионе?
– Безусловно. Мы пытаемся влиять на принятие законодательных актов, а также всесторонне представлять регион, показывать наши сильные стороны. Мы организовываем всевозможные форумы, пытаемся на месте облегчить жизнь предпринимателям. Губернатор очень много внимания уделяет вопросам упрощения разрешительных процедур, ликвидации коррупционной составляющей, недопущению произвола чиновников.
Личное дело
Сергей Владимирович Авершин родился 22 июня 1980 года в Харькове. В 2002 г. окончил НТУ «ХПИ» по специальности «менеджмент внешнеэкономической деятельности», в 2004 г. – факультет бизнеса и информатики Межотраслевого института повышения квалификации кадров при НТУ «ХПИ» (по специальности «менеджмент организаций») и l'Ecole Centrale de Lyon.
11.2000 – 06.2002 гг. – менеджер по маркетингу ООО «Агентство Форто-5».
05.2003 – 06.2004 гг. – ведущий инженер, ведущий экономист по финансовой работе Специального конструкторско-технологического бюро по криогенной технике Физико-технического института низких температур им . Б.И. Веркина НАНУ.
07.2004 – 12.2007 гг. – директор ООО « Эко-строй».
12.2007 – 08.2008 гг. – экономический советник, помощник первого заместителя председателя облгосадминистрации.
08.2008 – 11.2009 гг. – заместитель начальника ГУ экономики ХОГА.
11.2009 – 04.2010 гг. – первый заместитель начальника ГУ жилищно-коммунального хозяйства и развития инфраструктуры ХОГА.
04.2010 – 05.2012 гг. – начальник ГУ экономики ХОГА.
С 01.06.2012 – директор департамента экономики и международных отношений ХОГА.
11.2000 – 06.2002 гг. – менеджер по маркетингу ООО «Агентство Форто-5».
05.2003 – 06.2004 гг. – ведущий инженер, ведущий экономист по финансовой работе Специального конструкторско-технологического бюро по криогенной технике Физико-технического института низких температур им . Б.И. Веркина НАНУ.
07.2004 – 12.2007 гг. – директор ООО « Эко-строй».
12.2007 – 08.2008 гг. – экономический советник, помощник первого заместителя председателя облгосадминистрации.
08.2008 – 11.2009 гг. – заместитель начальника ГУ экономики ХОГА.
11.2009 – 04.2010 гг. – первый заместитель начальника ГУ жилищно-коммунального хозяйства и развития инфраструктуры ХОГА.
04.2010 – 05.2012 гг. – начальник ГУ экономики ХОГА.
С 01.06.2012 – директор департамента экономики и международных отношений ХОГА.