Монумент появится в городе Чугуев. Организаторы собираются успеть с открытием к столетию с начала мирового побоища – 1 августа.

Идея создания и установки в Чугуеве памятника участникам Первой мировой   принадлежит историку и краеведу Артему Левченко. Сейчас к реализации проекта подключилась общественность и власти. Скульптор уже предложил эскизы памятника, а чугуевцы выбрали место его установки – железнодорожный вокзал, откуда уходили на фронт полковые гусары стоявшего в городе до войны 10-го гусарского Ингерманландского полка и выпускники местного военного училища. Теперь активистам нужно собрать около 148 тыс. грн. на реализацию проекта.

– Мы сразу не рассчитывали на бюджетные деньги, – признается автор идеи. – Поэтому средства собираем всем миром: помогают горожане, меценаты и спонсоры. 

Старания жителей старинного военного городка должны будут увенчаться открытием памятника участникам Первой мировой войны к сотой годовщине ее начала – 1 августа. Это будет собирательный образ офицера со знаком чугуевского училища и Георгиевским крестом на груди. 

– Он будет символизировать как выпускников-офицеров, так и чугуевцев, совершивших подвиги на войне, – поясняет Артем Левченко. 

Первый памятник мог появиться еще до революции


Впервые идею памятника инициаторы его создания обсудили во время проведения Георгиевского праздника (его традиционно отмечали в Чугуевском юнкерском училище) 8 декабря. Тогда же они обратились с письмом к общественности и власти. Обращение сразу подписали около ста патриотов, а члены общественной организации «Офицерское собрание» взяли на себя работу по сбору средств, изготовлению и установке памятника. На сессии местного горсовета большинство депутатов поддержали идею с памятником. Получила общее одобрение и композиционная идея скульптуры, предложенная Артемом Левченко. Историк отмечает, что работая над образом офицера, важно было уйти от излившего пафоса: никаких батальных сцен и горестных прощаний. С этой идеей согласился и харьковский скульптор – Владимир Кочар, взявшийся воплощать задумку в жизнь.

По словам директора Художественно-мемориального музея И.Е. Репина Светланы Бучастой, военная история – близкая их городку тема. Недаром в краеведческом отделе музея неоднократно организовывались выставки фотографий, посвященные чугуевским воинским частям того времени.

– Установить памятник героям Первой мировой в Чугуеве собирались еще до ее окончания, – приводит исторический факт Светлана Бучастая. – Это было предложение городской думы, но помешали последующие революционные события. Впрочем то же самое произошло и с музеем Репина. Его открыли лишь в 1969 году.   

Чугуевские военные сражались геройски


Артем Левченко не один десяток лет исследует прошлое родного края и уверяет, что история Чугуева – это прежде всего история армии. Он рассказывает, что перед войной в Чугуеве около сорока лет стоял 10-й гусарский Ингерманландский полк, в котором служило более тысячи нижних чинов и около сотни офицеров.

– Уйдя на фронт, полк отличился и в первые же дни войны, сыграв решающую роль в битве под Ярославице, – рассказывает историк. – Позже эти события назовут последним крупным конным сражением в мировой истории. За эту победу полк был представлен к наивысшей полковой награде – Георгиевскому штандарту, а 25 офицеров полка стали кавалерами ордена святого Георгия и Георгиевского оружия.

Согласно архивным документам, Чугуевское военное училище за три года подготовило для фронта около 8 тыс. офицеров – больше, чем любое другое военное училище во всей Российской империи, приводит цифры Артем Левченко. Многие из выпускников совершили подвиги и стали Георгиевскими кавалерами, из-за чего в военном министерстве даже поднимался вопрос о переименовании Чугуевского училища в военное ордена святого Георгия Победоносца.

Чугуев был действительно оплотом военных, здесь даже действовало пять госпиталей во время Первой мировой. А сколько простых жителей городка воевало на фронте – подсчитать и вовсе невозможно! 

Далекая близкая война


По общему мнению историков, даже потомки участников Первой мировой войны уже мало что знают о тех эпохальных событиях. Хотя некоторым все же удается отыскать в своей родословной солдат и офицеров грохотавшей сто лет назад войны. 

– Я знаю, что один из моих дедов по отцовской линии воевал рядовым пехотного полка, но название подразделения еще не установил, – делится Артем Левченко.

Занимаясь историей края того периода, он разыскал многих потомков солдат и офицеров, ушедших на фронт из Чугуева. Среди них немало родственников эмигрировавших после гражданской войны «белых». Так, историк долгое время вел переписку с сыном офицера 10-го гусарского Ингерманландского полка и внуком полкового священника, Леонтием Платоновичем Копецким, который жил в Чехии и работал врачом.

О родственниках тех, кто воевал в войне всемирного значения, могут рассказать и харьковчане.

– В Харькове сейчас живет и здравствует сын одного из офицеров Первой мировой  –  внук знаменитого фотографа царской семьи и сын офицера 10-го гусарского Ингерманландского полка Алексей Иваницкий, – констатирует чугуевский краевед. – Он иногда принимает участие в наших мероприятиях и знает очень много о том времени, когда жил его отец.

О чем напомнит памятник


Память о Первой мировой войне у нас отобрали и вычеркнули, уверены многие историки.

– К сожалению, в отечественной историографии события Первой мировой войны не получили должной оценки, – считает Светлана Бучастая. – О ней по-прежнему говорят с точки зрения марксистско-ленинской идеологии и продолжают воспринимать через призму последующих революционных событий. Думаю, что к столетней годовщине ее начала справедливо будет напомнить украинцам, какой была эта война и сколько человеческих жизней она забрала.

Как говорит директор Центра краеведения им. академика П.Т. Тронько ХНУ им. В.Н. Каразина, профессор кафедры историографии, источниковедения и археологии Сергей Куделко, эта война в последствии обожгла революциями не только Россию, но разрушила и другие империи: турецкую, австро-венгерскую и германскую. Напряжение народных масс дошло до того, что правящие династии этих стран были свержены. Война потрясла весь мир, и он уже не смог оставаться прежним.

При этом отечественных историков возмущает бытующее на Западе мнение, что Германия воевала в основном на Западном фронте, считая восточный – с Россией – второстепенным.

– Вы только представьте себе масштабы восточного фронта! – удивляется историк. – Для Российской империи он протянулся от Балтийского моря почти до реки Евфрат, где россияне вели военные действия с Турцией.

По некоторым данным, с 1914-го по 1918 год, Первая мировая унесла более 30 миллионов жизней, две трети из них (из-за болезней и голода) – мирное население. Для России она завершилась Брестским миром, но мира в ней не было еще долго – страна увязла в гражданской междоусобице. Для остальных участников мировой битвы война окончилась Версальским договором.   

Артем Левченко считает, что задача сегодняшних историков – не дать современникам забыть о тех событиях и военных традициях предков. В пример он ставит готовящююся к столетнему юбилею Россию: там пройдет множество тематических проектов, включая демонстрацию документальных фильмов, музейных выставок и научных конференций.  Отметят дату и в Европе, где в отличие от стран бывшего Советского Союза армейские традиции не прерывались.

– В каждом полке английской или французской армии ведется своя летопись, – уточняет историк. – К примеру, танковые полки до сих пор называются драгунскими. Также есть почетные маршевые эскадроны, которые участвуют на парадах в военной форме того времени.  

В Харькове оккупанты продержались недолго
Первая мировая война затронула и Украину: в 1918 году она была оккупирована немецкими и австро-венгерскими войсками. Правда, захватить эту территории им удалось не военными действиями, а благодаря союзническим отношениям с тогдашними украинскими властями, в частности с гетманом Скоропадским. И задержались здесь оккупанты всего на несколько месяцев.    

– Их сюда пригласили, они установили оккупационный режим и с немецкой аккуратностью и педантичностью начали вывозить все, что могли: сырье, продовольствие, культурные и материальные ценности, – рассказывает Сергей Куделко. – В Харькове совместная австро- венгерская и немецкая комендатура располагалась на улице Сумской в так называемом доме «Саламандра».