Эта местная поговорка очень точно передает состояние харьковских рек. Немногие знают, что, несмотря на свою мелководность, харьковские реки были и судоходными. А речной транспорт пользовался большой популярностью у жителей и гостей нашего города.

Архивные документы подтверждают, что харьковские реки никогда не были полноводными. Поэтому с давних времен уровень воды в реках Лопань, Харьков, Нетечь поднимали с помощью плотин. До 1918 года на реке Харьков в городской черте их насчитывалось 5-6 (в разные годы по-разному). В гражданскую войну плотины были разрушены и уровень воды в речках значительно упал. Поднять его хотя бы на метр удалось только в 1921 году. Это произошло благодаря строительству плотины. Ее построили в районе Подольского моста для нужд Харьковской электростанции. Еще на полметра уровень воды подняли в 1928 году.
С этого года власти стали уделять повышенное внимание судьбе харьковских рек. Толчком послужило письмо председателя Совнаркома УССР В.Я. Чубаря в горисполком: «Я считаю, что в таком культурном центре, как г. Харьков, найдутся знатоки гидротехники, которые смогут взяться за проработку проекта благоустройства харьковских рек и их оздоровление. Технически эту работу легко разрешить; я уверен, что расходы по обводнению харьковских рек путем устройства небольших шлюзов у их истоков и систематической очистки не будут чрезмерно велики.
Оздоровление рек — благородная задача для тех, кто за это возьмется. За границей мне приходилось видеть такие же мелкие реки, как харьковские, и все они превращены в судоходные и приспособлены для лодочного спорта и купания.
Вношу предложение разрешить эту проблему и привлечь в порядке общественной самодеятельности силы для предварительной разработки проекта».
Естественно, это письмо не осталось без внимания, и после проведения изысканий перед Водным комитетом ставятся задачи по проведению благоустройства рек.
Решено начать строительство трех плотин в городской черте и 19 водохранилищ в области. В 1932 году завершили строительство двух плотин. Это позволило сделать участок реки от Подольского моста до кожзавода судоходным. Речные трамваи начали доставлять рабочих на предприятия, расположенные вдоль реки. Маршрут быстро стал популярным. Городские власти даже ввели новые остановки трамвая и автобуса около Харьковского и Подольского мостов.
А вскоре закончилось строительство третьей плотины — Гончаровской. Вот как описывает это событие газета «Соціалістична Харківщина» (26 июня 1934 года): «Закінчується здійснення першої черги обводнення харківських річок за планом Діпроводу.
Біля с. Лозовеньки до с. В"яле вже закінчуються два водосховища обсягом кожне по 5 млн. м3 води. Вони будуть систематично постачати водою річки Харків і Лопань. Вірніше, Лозовеньківське водосховище вже вдруге віддає свої водяні багатства р. Харків.
Лише кілька днів тому харків"яни могли побачити, як майже висохлим річищем Лопані потекла вода. Це означає, що піднялись шлюзи водосховища у В"ялому. Але не зустрівши ніде опору, вода потекла по всій довжині річки, не піднявши на жоден метр рівень води. Тепер же біля Гончарівського бульвару споруджують третю і останню загату. Вона дасть можливість підняти рівень харківських річок на 3,5 метри. Гончарівська загата, споруджена на злитті р. Харків та Лопань, буде постачати водою обидві річки».
Для удобства пассажиров строятся водные причальные станции. Ведутся также работы по углублению фарватера — в районе фабрики «Красная нить» работает землечерпалка.
Воодушевленные первыми успехами власти решают превратить Харьков в водный город.
Для этого было разработано два плана работ: малый и большой. «Малый» предусматривал за три года очистить, углубить и промыть основные харьковские реки.
Вот как описывали его в газете «Соціалістична Харківщина» от 29 января 1936 года: «Після його здійснення харківські річки, що були до цього року середовищем антисанітарії, перетворяться на фактори оздоровлення і прикрашення міста. В чистій воді харківських річок можна буде не тільки купатися біля їхніх берегів, не тільки відпочивати і дихати свіжим повітрям, але й бачити, як пароплави на 20-30 кінських сил везтимуть навантажені баржі місткістю до 30 тонн...
На Пролетарському майдані в тому місці, де колись стояло кіно «Маяк», поблизу Харківського мосту, над рівнем річки височитимуть триметрові гранітні майданчики, що лежатимуть на залізобетонних палях. Від них спускатимуться бокові східці з гранітними сходами. Це харківські пристані. Планом визначено побудувати ряд пристаней більш простішого типу. Усіх їх буде 15, у 1937 році вони обслужать 4 млн. пасажирів».
Великая Отечественная война помешала Харькову стать судоходным городом. К 1941 году были отрегулированы русла реки Лопань от Гончаровской плотины до Бурсацкого спуска; реки Харьков от устья до Подольской плотины. Но плотину полностью уничтожили во время войны.
Судоходство по харьковским рекам возобновили в 1996 году. Тогда в наш город привезли теплоход, построенный в 1975 году на Московском судоремонтном заводе. Эта «Ласточка» около двадцати лет бороздила воды Днепра. А в нашем городе начала катать всех желающих по реке Лопань. От места слияния рек Харьков и Лопань теплоход ходил до Бурсацкого моста и, развернувшись, возвращался к пристани. Всего пять километров (туда и назад) составляла длина его маршрута. Другие места реки для «Ласточки» были непроходимы. Одной из преград служит подвесной мост у цирка. Вначале планировали его убрать или поднять на 1,5 метра. В этом случае теплоход смог бы удлинить свой путь до Харьковского моста. Но преграду так и не одолели.
Почти десятилетие «Ласточка» начинала 1 мая харьковскую навигацию. А 1 апреля 2005 года в результате пожара теплоход полностью сгорел. И наш город вновь остался без флота. А мечта о большой воде — живет по-прежнему…