Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – заслуженная артистка Украины, актриса Харьковского государственного академического драматического театра имени Т. Г. Шевченко Оксана Стеценко.

«Я очень счастливый человек»


– Добрый день, Оксана Владимировна. Меня зовут Наталия. Как вы считаете, актер – это женская профессия?

– Быть актрисой – это немного в женской природе, хотя все равно очень тяжелый труд. Актер должен быть гибкой субстанцией. Кроме того, актерская профессия – это призвание, кафедра, с которой мы должны говорить людям в зал важные вещи. Поэтому, конечно, эта профессия требует и физической силы. Играя в пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира», я три часа на сцене – после этого у меня ощущение, будто я отработала шахтерскую смену.

– А бывали ли роли, которые вы полюбили не сразу?

– Конечно. Но я служу в государственном театре, и когда вывешивается приказ о распределении ролей, хочу я или нет – обязана играть в пьесе. Счастье, что сейчас в силу опыта я имею право иногда выбрать роль, но раньше, как и все молодые актрисы, была пулеметчицей: «строчила» все роли подряд, в том числе и те, которые не нравились. Но это опыт: все роли нужно было через себя пропустить и обязательно сделать их профессионально. Если ты берешься за роль, она не может быть нелюбимой: я не могу не любить то, что делаю. Иногда казалось: неталантливый автор, бездарная пьеса, неудачная роль, но в процессе работы получался замечательный коллективный спектакль, мы любили его и играли долгие годы. Я очень счастливый человек. 30 лет назад, когда я была студенткой, народный артист Советского Союза Лесь Сердюк с удовольствием взял меня к себе на курс, сказав: «О, появилась украинская фактура!». Но я не люблю актрис одного плана, и мне очень повезло: и педагоги, и режиссеры позволяли играть кардинально противоположные по характеру роли. Я играла королев, девушек, бабушек, животных, странных женщин с нарушенной психикой...

Режиссеры эксплуатируют все таланты актрисы


– Насколько я знаю, по первому образованию вы – певица. Насколько вам это пригодилось в актерской работе?

– Зная это, режиссеры часто используют меня в этом качестве: во многих спектаклях я пою, в частности романсы. Честно, говоря, я счастлива. Актер должен быть и певцом, и поэтом, и танцором. На сцене никому не интересен оратор или сухой человек.

– Добрый день. Меня зовут Татьяна. Оксана Владимировна, вы играли роли разных женщин – и исторических, и современных. На ваш взгляд, отличается ли типаж современной женщины от тех, которые авторы представляли себе 50, 100 лет назад?

– Мне театр дал возможность сыграть очень много интересных персонажей. Конечно, современные женщины стали независимее, позже рожают, потому что для них важно стать на ноги в профессии. Я искренне рада за женщин, которые успевают все: и родить ребенка, и получить высшее образование, и удачно выйти замуж, и на равных с мужчинами работать и принимать участие в общественной жизни страны. Но суть настоящей женщины – как матери, как личности – остается неизменной.

Оксана Стеценко решительно ставит студентам двойки


– Оксана Владимировна, как педагог вы сразу видите, есть ли у человека актерские данные?

– Актер – это не профессия, а состояние души, открытость миру, умение вобрать в себя не одну профессию: психолога, психотерапевта, педагога, врачевателя человеческих душ. Нужно владеть и телом, и мыслью, быть хорошим оратором. Но главное качество актера – заразительность: он должен заразить спектаклем, своим персонажем. Это удается не всем. Кто-то становится просто хорошим актером-штукарем: правильно произносит на сцене текст, делает кульбиты. Я вижу актерские данные подсознательно, и мы берем в театр молодых ребят из вузов именно по принципу их мгновенной заразительности, гибкости мысли, души и тела. Но иногда бывает по-другому. Недавно я впервые за десять лет преподавательской работы поставила двойки. И пообещала себе, что больше не буду тратить себя на студентов, которые не хотят познавать профессию. Особенно мне было обидно и грустно, когда один из студентов – будущий режиссер – заявил, что Чехов ему не интересен.

– Скажите, пожалуйста, а много ли сейчас талантливых студентов?

– Талантов много, и это радостно. Я счастлива, что я педагог: любой талант можно загубить, поэтому он требует внимания. Я стараюсь поддерживать талантливых студентов и давать им развиваться. На днях ко мне на занятия приехали студенты-заочники III курса из разных регионов страны: из Полтавы, Кривого рога, Донецка, Севастополя. Приехал весь курс, и я чуть не плакала, – настолько рада была их видеть. Это значит, что, несмотря на трудности в Украине, их профессия для них очень важна. Я горжусь своими студентами – они честные и красивые люди.

Если нет вдохновения


– Добрый день, Оксана Владимировна. Меня зовут Лена. Скажите, пожалуйста, бывает ли так, что вечером нужно играть в спектакле, а вдохновения нет – и все тут?

– Бывает и такое. Но для меня главное, чтобы зритель, который пришел на спектакль, понимал, что я работаю для него. Зрителя не должно интересовать, капризничала ли я утром, поссорилась ли с мужем, выпила ли чашку кофе, болит ли у меня голова. У меня есть любимое выражение: профессионализм – это стабильно показываемый результат. А это, конечно, постоянная духовная и душевная работа. Когда я переступаю порог любимого мною театра Шевченко, капризная барышня Оксана Стеценко исчезает. Я стараюсь работать на качественном уровне, и что бы в моей жизни ни происходило, играть ниже этой планки я никогда не буду.

– А как вы настраиваетесь на работу, когда абсолютно нет вдохновения? Например, вам нужно играть вечером стерву, а у вас настроение «аленького цветочка»?

– Бывает и такое. Каждый актер настраивается на спектакль по-своему. Некоторые актеры приходят в театр на несколько часов раньше, кто-то целый день не ест и пьет только воду. Мне, чтобы настроиться, иногда нужна тишина – сосредоточиться, почитать текст. Но если настроение хорошее , я знаю, что могу сыграть любую роль замечательно и заразительно.

На сцене всегда найдутся шутники


– Здравствуйте, Оксана Владимировна. Вам звонит Илья. Откройте, пожалуйста, секрет. Насколько глубоко актер должен проникнуться ролью? Выходя из театра, он тут же старается забыть о роли, чтобы не стать психологически зависимым от пережитого на сцене?

– Некоторые актеры умеют выйти из театра и тут же забыть о спектакле. У меня так не получается. Когда завершается спектакль, моя профессия не заканчивается. Она у меня в голове 24 часа в сутки: размышляю о ролях, о вечернем спектакле, обдумываю план работы со студентами. Конечно, устаю, иногда роль захватывает, и я чувствую, что психика расшатывается. Но иначе не умею: я всегда полностью включаюсь в то, что делаю.

– И каково это – окрыленной выйти из театра и столкнуться с реальностью?

– Показательный случай. Была премьера спектакля «Очень простая история» – философская пьеса о том, как животные спасают человеческие души. Я играла свинью. Мы разговаривали о философии жизни, об отношениях между людьми и животными. После премьеры мне подарили замечательный букет белых цветов. Была весна, я шла домой в прекрасном настроении: я видела, как реагировал на спектакль зритель, каким был успех, как они меня приняли. Я шла, одухотворенная пониманием, что все получилось. Когда подошла к подъезду своего дома, у порога сидел сосед: пил пиво и щелкал орешки. Он сказал: «Слышь, соседка, а когда ты свой кран починишь? И вообще, что ты себе позволяешь?» Муж рассказывает: «Когда я открыл входную дверь, я увидел старую женщину с веником в руках».

– Добрый день, Оксана Владимировна. Меня зовут Марина. Я знаю, что актеры любят подшучивать друг над другом. Случаются ли с вами на сцене забавные ситуации?

– В театре это происходит едва ли не каждый день. Я – хохотушка, и если меня на сцене кто-то начинает смешить – на меня нападает смех. Если спектакль, роль или монолог очень серьезные, а меня до слез давит хохот, я понимаю до ужаса, до физиологического страха, что не могу остановиться. Конечно, после спектакля мне хочется «убить» шутника.

Театр лечит человеческие души


– Добрый день, Оксана Владимировна. Меня зовут Елена Витальевна. Насколько я знаю, актеры – люди тонкой душевной организации, с подвижной психикой. Скажите, пожалуйста, как в эти тревожные для страны дни вам удается выходить на сцену и сохранять силы играть? Как вам сейчас работается?

– Спасибо вам за вопрос. Конечно, работается непросто: все мы – и актеры, и машинисты, и художники – граждане нашей страны. Но театр – это храм, суть актерской профессии – миссионерская миссия. Как человек, работающий на поприще искусства, я ощущаю себя неким трибуном. Моя миссия – каждый день выходить на площадку и нести разумное, доброе, вечное, проповедовать самые прекрасные мысли. Только разум, человеческое достоинство и порядочность помогут нам выжить в нынешней ситуации: нужно уметь понимать, слышать и прощать других, совершать поступки только на благо обществу. Это такое счастье, что зрители к нам сейчас приходят! Сегодня это важно как никогда: мы должны быть вместе с людьми и их поддерживать. Мы стали чаще играть комедии – люди хотят отдохнуть душой. После спектакля к нам приходят за кулисы, и это очень хорошо. Театр лечит человеческие души.

Личное дело
Оксана Владимировна Стеценко родилась 3 апреля 1963 года во Львове в семье журналистов. В 1980 году после окончания школы № 8 в г. Сумы поступила на вокальный факультет Сумского государственного музыкального училища. В 1989 году окончила актерский факультет Харьковского института искусств (сейчас Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского), в 2012 году в этом же вузе получила режиссерское образование. С 1987 года служит в труппе Харьковского государственного академического драматического театра имени Т.Г. Шевченко «Березiль». Кроме множества актерских работ на счету Оксаны Стеценко две режиссерские: «Актерская гримерная» (2012 г.) и «Безымянная звезда» (2013 г.). Замужем. Хобби – театр.