В галерее «АВЭК» открылась выставка «Магия воплощения. Все о куклах».

В экспозиции — авторские куклы харьковских, киевских, одесских и днепропетровских мастеров Елены Кузнецовой, Александры Бережновой, Светланы Дубровской, Аллы Капустенко, Зои Мисько, Елены Оплаканской, Ольги Сенькиной, Ирины Турдыевой, Алены Черной и Аллы Якуниной, живописные работы с персонажами-куклами Ирины Ильинской и Елены Лесничей.

Положение в центре города — почти военное, в галерею «АВЭК» можно пробраться, отодвинув тяжелый пластиковый занавес, которым прикрыли себя от митингующих два соседних магазина. Зайдя в галерею, отойти от агрессии митингующих на площади удается не сразу, но через какое-то время мир кукол все-таки завораживает.

На выставке — десятки самых разных кукольных образов: облаченная в белоснежные одежды Зима, сексуальная Червонная Дама, две веселые фигурки Элли с Джеком, благодушная Госпожа Капуста в пышной многослойной зеленой юбке, кокетливая Вишенка в алой шляпке с хвостиком, мальчик Сладкоежка с аппетитным куском торта, Осень с букетом колосьев и красным яблоком в руках, стильный Ангел-хранитель с крыльями из мешковины и одеяниями, декорированными циферблатами настоящих часов со стрелками. Куклы на крошечных диванчиках, в бархатных фраках, с микроскопическими сумочками, в кружавчиках, шляпках и чепчиках, сапожках и ботиночках, в корсетах и фартучках.

Мастера в шутку желают друг другу легких родов


Лет шесть назад Александра Бережнова была инженером-электронщиком. Как-то наткнулась на малюсенький магазинчик и вдруг увидела чудо — куклу, а рядом и ее автора. Тогда познакомиться не удалось, а потом магазин переехал. Три месяца Александра искала мастерицу в Интернете — и, наконец, нашла.

— Я начинала как коллекционер, — рассказывает Александра Бережнова. — Первую куклу привезла из Киева. Она стоила 800 долларов, но когда муж увидел мои глаза, он мне ее подарил. С тех пор, когда в семье был праздничный повод, я говорила мужу: «Ты знаешь, какой подарок я хочу». Сейчас в моей коллекции около двух десятков кукол.

Александра Бережнова создает кукол от А до Я: лепит лица, ручки-ножки, шьет им одежду, обувь, делает прически, снабжает украшениями. Исторически, рассказывает мастер, авторская кукла родилась как реплика на антикварную куклу, поэтому для одежды используют только старые материалы или специально их состаривают. Несмотря на такую заботу, куклы капризничают и диктуют мастерам свои условия.

— Кукла командует мастером, подчас рождается совсем не то, что планировалось. Как-то хотела сделать куклу-девочку, а получился мальчик. Более опытная мастер посоветовала мне смириться, раз уж он родился. Мастера в шутку желают друг другу легких родов — мы считаем, что куклы рождаются, — делится автор.

Ради кукол бросила работу


Светлана Дубровская тоже заразилась куклами внезапно и сильно — даже оставила работу.

— Я работала филологом в Харьковском литературном музее, случайно попала в частную галерею авторской куклы, — вспоминает Светлана. — Я была в восторге: даже не представляла, что такое можно делать. Первой моей куклой была дама с собачкой. Не знаю, почему, но этот образ для многих становится дебютным. Первая кукла у меня получилась ужасной. Такое случается у всех мастериц, поэтому, как правило, первенцев никто и никому не показывает.

Светлана  — автор нескольких ироничных работ на выставке. В их числе — грудастая и знойная соблазнительница Павлина с яркими павлиньими перьями на голове и в кружевных панталонах. Другая работа называется «Камилла с камеей и с камелией»: грациозная греческая женская статуя, примитивно замотанная в дешевый тюль с прилепленными к нему дурацкими розочками и нахлобученным на голову веночком.

— Как будто кто-то пожалел стоящую в саду скульптуру и решил украсить ее по-своему. Сейчас довольно часто встречается, когда по-настоящему ценные произведения искусства соседствуют с простыми, грубыми и даже пошлыми вещами. К слову, полгода назад Камилла заняла второе место в Киеве на конкурсе «Модная кукла».

Почему они пристально смотрят на людей


В коллекции работы Светланы Дубровской есть два портретных образа — кукольные копии актеров Евгения Миронова и Александра Вертинского. Не исключено, что кто-то из харьковчан вдруг узнает себя в каком-нибудь образе.

— Сначала я вынашиваю картинку, внутренне рисую образ — представляю, каким будет движение руки, ноги, каким будет поворот головы, в какую одежду одеть куклу, какого она будет цвета, — делится мастерица. — Бывает, кукла приснится, а бывает, кто-то привлечет внимание на улице: необычные глаза, нос. смотрю. Как-то одна мастер у меня поинтересовалась: «Это я одна такая ненормальная — еду в метро и присматриваюсь к лицам?». Я ее успокоила: «Все мы все такие». А люди, конечно, не понимают, почему мы так пристально к ним приглядываемся.