Для проведения переговоров представители Киевского и Московского патриархатов создали специальные комиссии. До самого диалога еще далеко, но в том, что он необходим, убеждены обе стороны.

Инициатором того, чтобы в очередной раз поднять вопрос объединения, стала православная церковь Киевского патриархата.

- Почти два месяца тому назад мы призвали наших братьев из Московского патриархата к возобновлению диалога с целью создания в Украине единой поместной православной церкви и преодоления существующего церковного разделения, - говорит глава Информационно-издательского управления Киевской патриархии архиепископ Евстратий (Зоря). - Соответствующее предложение от имени нашего синода в конце февраля было направлено в УПЦ МП, и в ответ на наше обращение синод УПЦ МП создал комиссию по проведению диалога с Киевским патриархатом. К сожалению, пока комиссии для диалога не собирались.

Священнослужители Московского патриархата в свою очередь заявляют, что на переговоры вполне настроены и всячески готовятся к встрече за круглым столом.

- Подготовка к диалогу уже идет: назначены представители церкви, разрабатывающие соответствующую документацию и рассматривающие методы возможного объединения, его детали. Эти вопросы обсуждаются уже много лет. Самым главным фактором в данном случае высказывается каноническое единение церквей, - отмечает доктор богословия, протоиерей Сергий Скупченко. - Вопрос автокефалии церкви от России - один из самых непростых, и поднимался он уже неоднократно. Причем было это не только после развала Советского Союза, но и в эпоху его зарождения, в 1917 году. Именно тогда впервые зашла речь о том, что украинская церковь нуждается в самостоятельности. Однако в связи с появлением нового государства, Советского Союза, такой шаг был невозможен. В 90-е годы ХХ века, когда сформировалось новое украинское государство, Митрополит Киевский и Галицкий Московской патриархии Филарет Денисенко вместе со священным синодом направил письмо в Москву, чтобы рассмотреть вопрос идентификации украинской церкви как национальной. Но появилось противодействие от православных общественных организаций, которые себя не идентифицировали с независимою церковью. Были распри, звучала критика. Реализовать проект канонической автокефалии в те годы не удалось.

С тех пор вопрос воссоединения православных церквей в Украине поднимался неоднократно.

- Вот уже в течение более чем 20 лет мы постоянно призываем к тому, чтобы в Украине была единая поместная церковь, как например в Болгарии, Румынии, Грузии, - говорит архиепископ Евстратий (Зоря). - По всем законам поместная церковь может появиться в независимом государстве, в котором большинство населения исповедует православную веру, а также имеется достаточное количество епископов, духовенства и монастырей. Украина на основании канонов имеет все права на свою единую поместную церковь, поэтому мы и призываем к этому постоянно. Последние события в стране активизировали работу в этом направлении. Это не просто наша позиция, а желание многих простых верующих, особенно в свете последних событий. Возникает вопрос: почему в независимом государстве украинская церковь должна подчиняться Москве? Так как диалог - это согласие двух сторон, то изменения в обществе повлияли и на позицию Московского патриархата. Сейчас пришло подходящее время, поскольку в обществе есть желание преодолеть в Украине церковное разделение.

Представитель Московского патриархата Отец Сергий, напротив, считает недопустимым, ориентируясь на политическую ситуацию в стране, форсировать переговоры об объединении и даже приводит исторические примеры, когда подобные шаги имели печальные последствия.

- У этого вопроса есть не только каноническая сторона, но и психологическая, - считает священнослужитель. - Мое личное мнение: до тех пор, пока не будет преодолен кризис в стране, а народ не успокоится, вопрос объединения церквей лучше не поднимать. Рана пролитой в Киеве крови еще слишком свежа в обществе, а в мире нет ничего более разделяющего людей, чем кровь. Возьмем, к примеру, разделение восточной и западной церквей в 1054 году, когда появились римско-католическая и восточная православная церкви. Если посмотреть на исторические события после этой даты, то до четвертого крестового похода христиане двух разных церквей продолжали общение, несмотря на взгляды священноначалия, до момента кровопролития, когда крестоносцы разрушили Константинополь. Именно с этого момента начинается полное отчуждение восточной и западной церквей. В регионах, где исторически было противостояние и попытки со стороны римско-католической церкви физическими методами обратить православных в свою веру, до сегодняшнего дня отношения в религиозном плане натянуты. Поэтому необходимо прежде всего дождаться, чтобы утихли страсти, бушующие между людьми. Ведь самыми ожесточенными войнами в истории человечества были именно религиозные. Так что желание провести диалог между Киевским и Московским патриархатами действительно есть, но начинать его нужно, только взвесив все «за» и «против».

Есть, по словам отца Сергия, и несколько организационных моментов, которые нужно обязательно учесть, прежде чем начинать диалог о возможности воссоединения церквей.

- Необходимо прежде всего смоделировать систему, понять, каким образом состоится это воссоединение, на каком основании, под чьим началом. Нужно определиться, кто будет лидером новой церкви - Патриарх или Митрополит, как будет назван титул, - отмечает протоиерей Сергий Скупченко.

В православной церкви Киевского патриархата к переговорам готовы уже сейчас.

- Мы, с одной стороны, продолжаем подготовку к диалогу и хотим, чтобы наши комиссии встретились. С другой стороны, мы абсолютно уверены, что достигать взаимопонимания и единства церкви нужно не только в рамках таких встреч. Это должен быть процесс намного более широкий, поэтому мы призываем и мирян, и священников, и епископов общаться между собой, налаживать простые человеческие отношения, встречаться, - говорит архиепископ Евстратий (Зоря). - Мы приглашаем верующих Московского патриархата приходить в наши храмы хотя бы познакомиться, увидеть своими глазами нашу церковную жизнь, понять, что Киевский патриархат - это такая же православная церковь, как и все другие. Единственное наше отличие в том, что мы административно независимы от Москвы и наши богослужения совершаются на современном украинском языке, а не на старославянском, который для большинства людей нынче не понятен.