Светлана Колыванова-Попеску в представлении не нуждается. И хотя восемь лет назад, после 40 лет работы, она оставила сцену, Светлана Ивановна все равно в строю — руководит балетом Харьковского академического театра оперы и балета им. Лысенко.
— Здравствуйте! Меня зовут Леонид Зареченский из Харькова. Светлана Ивановна! Капелью, первой ласточкой, весной вас поздравляю искренно и нежно. В душе пусть будет мир всегда, покой, а также в жизни будет пусть надежда. У меня к вам такой вопрос: что вы больше всего цените в людях?— Здравствуйте, Леонид! Больше всего ценю в людях искренность и доброжелательность.
— Это Инна. Светлана Ивановна, поделитесь секретом, как вам удается сохранять такую великолепную форму и такое жизнерадостное настроение? И насколько сильно балерины должны издеваться над своим организмом, чтобы не полнеть?
— Меня эта проблема не коснулось. Наверное, каждый организм по-разному существует и живет. Поэтому за других, тех, кто расположен к полноте, говорить не буду. По всей вероятности, все зависит от моей конституции. Я никогда не соблюдала никаких диет, питалась совершенно нормально, ела все, что хотела. Раньше спектакли вообще очень поздно заканчивались, ведь начинались они не в 18 вечера, как сейчас, а в 19.30. Мы приходили с Теодором после спектакля и у нас начинался поздний ужин. Большая нагрузка идет все-таки на ведущих солистов. Когда танцуешь спектакль, то и два и более килограмма всегда сбрасываешь. Конечно, нужно нормально питаться, чтобы восстанавливать свой организм и не превратиться в дистрофика.
— Меня зовут Маргарита Васильевна, мне чуть-чуть не хватает до 80 лет. Я ваша давняя поклонница — с того момента, когда увидела вас впервые с Теодором Попеску в опере «Фауст» в сцене Вальпургиевой ночи вскоре после вашего приезда в Харьков. С тех пор ходила на все ваши премьеры. Как верно сказал на одном из юбилеев Олег Демин: «Мы ходили на Колыванову!» Это была ваша эпоха. Спасибо вам большое душевное за то, что вы дарили нам свое искусство. А вопрос у меня такой: какими новыми балетами в репертуаре порадует нас ХАТОБ?
— Сейчас существуют очень большие трудности, потому что нам не выделяются деньги на новые постановки. Поэтому мы их чередуем. Сейчас будет выпускаться спектакль «Князь Игорь», и у нас там целый акт половецких плясок.
— Но я их уже видела.
— Да, пока будет этот оперный спектакль. А потом, на следующий сезон, будем выпускать балетный спектакль. Намечаем поставить «Спартак» Хачатуряна.
— Меня зовут Наталья Ивановна. Я коренная харьковчанка, любительница балета. Вот уже 50 лет посещаю балеты Харьковского оперного театра. Очень приятно вас услышать, Светлана Ивановна! Мы всегда вас только видели, а теперь можем поговорить. Хочу сказать от многих харьковчан, что вы — наша звезда и, если так можно выразиться, наша достопримечательность. Раньше, в 50-60-х годах прошлого века, были очень красивые балетные спектакли: «Бахчисарайский фонтан», «Шурале», «Красный мак», «Лауренсия» и другие. Их давным-давно у нас нет в постановке. Они что, сейчас сложны для постановки или уже несовременны?
— Когда я приехала в Харьков, то этих постановок уже не было. Правда, «Бахчисарайский фонтан» я застала и сама в нем принимала участие — танцевала партию Марии. А вот остальные спектакли, которые вы перечислили, их уже не было. Сейчас как-то так время прошло и не очень возвращаются к этим балетам.
— Но почему? Они что, неинтересны? Или это однодневки были?
— Нет, не однодневки, но есть периоды какой-то эпохи. В тот период они были, может быть, более актуальны. Ну и потом сложность еще в чем — это все должны ставить балетмейстеры. А они к этим спектаклям не очень-то возвращаются. Поэтому получается так, что эти спектакли ушли в прошлое.
— У меня еще вопрос. Я заметила, что очень много студентов приходит в театр. У них, видимо, есть курс истории культуры и они посещают спектакли. Но вести себя не умеют и не очень эрудированны: на спектакле «Танцы для Айседоры» мне показалось, что они вообще не знают, кто такая Айседора. Может быть, есть смысл в таких случаях, когда такая аудитория, какое-то вступительное слово кто-то скажет?
— Мы сейчас провели несколько таких лекций-концертов. Буквально вчера у нас был тематический концерт, где мы ученикам разных классов показывали отрывки из спектаклей. И к ним давали аннотации. Выходила искусствовед и рассказывала о композиторах, постановщиках, когда был поставлен балет. Так что видите, такая работа проводится. И я думаю, что все это мы делаем не напрасно, потому что молодое поколение надо воспитывать.
— Да, в стране перерыв был такой большой, наши дети были заброшены в плане культурного развития. И еще один вопрос. Мне страшно нравится балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Но его уже нет лет 20. Он был такой мощный — и музыка, и все остальное.
— Я еще танцевала этот спектакль.
— Нельзя ли его восстановить?
— Дело в том, что мы учитываем возможности нашей труппы. Сейчас у нас много студентов, которые принимают участие в спектаклях. Мы от них зависим, потому что старые мастера уходят по возрасту. А молодое поколение, случается, выезжает в другие страны. Получается, что мы здесь их учим, а потом они уезжают за рубеж.
— Меня зовут Елена. Скажите, жизнь советской балерины отличается от жизни нынешних балерин — в бытовом плане?
— Я не могу отвечать за кого-то. Все живут по-разному. У наших молодых балерин, которые удачно вышли замуж, есть все. Возможно, в каком-то плане им живется лучше, чем жилось когда-то нам. Так получалось, что я никогда не задумывалась о том, что мне чего-то не хватает. Особых замашек ни у меня, ни у Теодора никогда не было. Мы имели все, что нужно для жизни, а не для роскоши. Мы никогда о роскоши не думали и не думаем. Потому что у нас это не заложено внутри.
— Извините, а какова сейчас средняя заработная плата и пенсии в вашей профессии?
— Заработная плата артиста балета составляет в среднем 987 гривен. Но такую зарплату нам сделали совсем недавно. А вообще было и по 400 с чем-то гривен, и 600. Очень тяжело молодым, у которых нет ни льгот на проезд, ни квартир, ничего. А ведь публика привыкла, чтобы артист выглядел элегантно. Вот наш директор Георгий Валентинович Селихов ставит такую шутливую подпись «симфоНИЩЕНский» оркестр. Это и к артистам балета относится. Несправедливо, когда в Киевской Национальной опере ставки в три раза выше, чем в Харьковском оперном. В провинциальных театрах работают тоже талантливые люди. Мы, допустим, в свое время не уехали, хотя у нас была возможность попасть в Национальную оперу. Мы не хуже были, чем киевские артисты. Нас во многие столичные театры СССР приглашали. А сколько артистов уехало. Потому что молодые люди, как бы мы ни хотели, все-таки стремятся жить нормально. А не жить в нищете. А государственная пенсия у нас, как и у всех. Необходимый стаж для получения пенсии — 20 лет.
— Меня зовут Руслан. У меня подрастает маленькая дочка. Хочу узнать, где в Харькове учат на балерин?
— Вы хотите спросить, где учат балету? Сначала — в единственной в Харькове хореографической школе, которая находится на Павловом поле — на улице Есенина. Там директором — заслуженный деятель искусств Украины Наталья Александровна Ржевская. Дети там учатся азам классического танца. После окончания школы те дети, которые изъявили желание продолжить учебу и получить диплом артиста балета, поступают в училище культуры на отделение классической хореографии. Директор училища — Левченко Владимир Данилович. Училище было организовано в 1989 году при музыкальном училище имени Лятошинского. Лет через десять училище под свое крыло взял Владимир Данилович Левченко. Благодаря тому, что в Харькове существуют эти курсы классической хореографии, у нас есть кадры. Директор нашего театра Георгий Селихов бесплатно предоставляет студентам балетные залы для учебы по специальности.
Большинство студентов училища (12 человек) заняты в спектаклях ХАТОБа, потому что других артистов нам взять не откуда. К нам уже никто не приедет, потому что при таких зарплатах и отсутствии квартир никто из иногородних не заинтересован работать в Харькове. Слава Богу, что в свое время интуиция нам подсказала, что надо «выращивать» своих артистов. Сейчас у нас в труппе 27 женщин и 19 ребят, не считая студентов. И теперь без этого я не знаю даже, как все бы было.
— Светлана Ивановна, можно вам задать один нескромный вопрос? Есть ли у вас дети? Я знаю, что у балерин это болезненная тема…
— Нет детей. И я, в общем-то, не стесняюсь об этом говорить. Могу даже сказать более откровенно — как женщина я могла родить, была здорова. Вспомните биографии великих и не очень великих танцовщиц: в подавляющем большинстве ни у кого из них не было детей. Потому что, во-первых, балет — это тяжелый труд, который забирает все силы. Во-вторых, это каждодневный труд. Спектакли шли чуть ли не через день, или ежедневно. Мы с Теодором ездили на гастроли, танцевали в других театрах. А сколько мы по Харькову и области ездили! Сейчас, когда можно нанять няню, насыщенный график работы можно выдержать. А тогда с ребенком никто не мог сидеть, и я не могла себя «раздвоить», «разделить» — это было просто невозможно. Потому что мы были ведущими танцовщиками, где все время нужно быть в форме, в любом случае. Поэтому так, увы, случилось. Посмотрите, у Максимовой, Плисецкой, Улановой, Стручковой, Бессмертновой детей не было...
— Значит, это плата за популярность? Жертва искусству?
— Да. Я могу сказать, что, действительно, все было принесено на алтарь искусства.
Родилась 26 сентября 1940 г. в Воронежской области в простой рабочей семье. Отец — водитель, мама работала на складе. Когда отец вернулся с фронта, его направили работать в г. Самбор, а затем в Борисполь. В начальной школе военного городка, где училась Света, был балетный кружок для детей летчиков и штурманов. Его вел сержант Николай Саенко. На концерте он увидел, как девочка участвовала в «строительстве» модной в то время акробатической «пирамиды». Он познакомился с родителями, увидел, как бедно живет семья, и пригласил ребенка учиться в кружок бесплатно. «Крестный отец» Светы в искусстве увидел, что у нее есть призвание к балету и посоветовал отдать девочку в Киевское государственное хореографическое училище. В 1951 г. она стала его ученицей, а после окончания училища в 1959 г. начала работать в Киевском академическом театре оперы и балета имени Шевченко.
В училище Светлана познакомилась с будущим мужем и будущим народным артистом Украины — Теодором Попеску. После окончания учебы он работал в Киеве, а затем уехал в Ташкент. Они расписались 7 апреля 1960 г. на Благовещение. В 1963 г. по приглашению балетмейстера Михаила Сатуновского молодая семья переехала в Харьков, в академический театр оперы и балета. На все предложения работать в других столичных театрах перспективный дуэт отвечал «нет» и всегда возвращался в свой родной Харьков. За долгую творческую жизнь — 40 лет на сцене — Светлана Колыванова-Попеску исполнила в различных спектаклях более 50 партий. Рост балерины — 1 метр 59 см., вес — около 47 кг. Хобби — животные: «когда я училась, вечно какую-нибудь собачку или кота привозила домой». Сейчас у них живет 10-летний карликовый шнауцер Джуля. «Я никогда не могу пройти мимо собачки, не остановившись, — говорит Светлана Ивановна — Мне всегда радуют душу эти животные».