Актерское мастерство — волшебное искусство. Актеры выходят к зрителям, даже когда им больно, тревожно или одиноко. 9 июля великолепная украинская актриса, народная артистка СССР Ада Роговцева провела творческий вечер на сцене харьковского театра имени Шевченко.

Как Людмила стала Адой


— Семья долго решала, как меня назвать, сошлись на имени Людмила. Чтобы оформить документы, мама отправила в ЗАГС моего отца вместе с моим дядей Ваней, папиным братом, — вспоминает Ада Роговцева. — Пока мужчины шли по жаре от киоска к киоску, напрочь забыли, как меня решили назвать. Хулиганистый дядя Ваня предложил: «У меня есть подружка Адка. Классная такая! Давай так и назовем — Адой». Отцу идея понравилась — и в графе «имя» в ЗАГСе написали «Адда». Когда маме принесли документы, она приказала немедленно исправить имя на Людмилу. Отец и дядя Ваня пошли в ЗАГС снова, но с изменением имен были какие-то сложности. Решили, что проще будет зачеркнуть одно «д». Так я стала Адой.

К своему имени актриса не в претензии: Ада — имя запоминающееся, сценическое.

Чертовщинка ей досталась от Красной бабушки


— Когда началась война, мне было четыре года. Немцы были у нас на постое — жили в квартире, а нас выселили в холодную комнату. Я была хорошенькой — с ямочками на щеках. Немцы носили меня на руках, подбрасывали вверх, таскали шоколад. Я хохотала — они мне очень нравились. Мы были голодными, а немцы жировали. Как-то мой брат Славик, которому было полтора года, подошел к немцу — посмотреть, как тот пьет сырые яйца. Немец решил подшутить — проколол яйцо и выпил, а брату дал пустое. Скорлупа сломалась у малыша в руках, и он бросил ее немцу в морду. Фашист схватился за пистолет, но тут на сцене появилась моя Красная бабушка. У меня было три бабушки — Белая, Черная и Красная: мы так их и называли. У Черной бабушки (моей прабабушки) были абсолютно черные волосы до глубокой старости, Белая бабушка (папина мама) лет в сорок стала седой. Красная бабушка — мамина мама — была потрясающей красавицей с роскошной гривой рыжих волос до колен. Красная бабушка кинулась на немца, придавила его всем телом и так завопила, что он ретировался. Через несколько дней такая же история произошла с другим немцем. Моя тетка варила нам еду — жиденький клейстер из муки. Мимо шел немец и хлопнул ее по попе. Тетка в ответ треснула его по лбу поварешкой. Немец выхватил пистолет — Красная бабушка со страшными криками навалилась на немца, и он убежал с воплями «Партизаны!». Красная бабушка была настоящей львицей — безумной, невозможной по темпераментному мироощущению. Ее нельзя было ни остановить, ни унять. В целом я спокойный человек — это спокойствие я наследовала от Черной и Белой бабушек, но если во мне что-то клокочет и вибрирует, если появляется чертовщина, которая нужна в моей профессии — это во мне от Красной бабушки.

«Хочется быть молодой, как раньше»


— В детстве я была круглосуточно улыбающимся ребенком, легко расставалась с игрушками, с потерянными или украденными вещами, даже дорогими, — рассказывает актриса. — В школе училась легко, была максималисткой, отстаивала целомудрие и справедливость, но в институте влюбилась в педагога. Он ушел из семьи, оставив маленького ребенка. Это была любовь. Говорят, она всегда права, но чувство вины не оставляло меня всю жизнь. Странно, что не вспоминаю, что была бедна. Огорчалась, что нечего надеть, но не зацикливалась. Денег не накопила: люблю отдавать, помогаю людям чем могу. Солнце — моя потребность, а ночей побаиваюсь, — не люблю темноты. Не люблю ссор, скандалов и всю жизнь пытаюсь всех унять, умаслить, перемирить, только бы было тихо. Сама взрываюсь редко, но, говорят, страшно, свирепо. Знаю это о себе, боюсь таких проявлений. Просить прощения не стесняюсь, от других извинения никогда не требую. Старость принимаю плохо: фигура, лицо. Хочется быть молодой, как раньше, и чтобы зубы кусали, что хочется. Это нелепо, но мысли об этом постоянны.

Актриса прощалась с мамой ее любимым спектаклем


Ада Роговцева начала активно сниматься еще в середине 1950-х годов, остается в строю и сегодня. На ее счету около 90 фильмов и бесчисленное количество гениальных партнерских работ. Начав карьеру с амплуа «розовых» героинь, Ада Роговцева прошла все возрастные категории и достойно вошла в амплуа актрис третьего возраста.

— Мне посчастливилось играть очень много: я почти каждый день выходила на сцену. Только в спектакле «Варшавская мелодия» я выходила на сцену в роли Гелены 670 раз. Эта роль стала осуществлением моей мечты: когда девочки хотят стать актрисами, они мечтают, чтобы бурно рукоплескал весь зал. Это произошло на премьере «Варшавской мелодией». С этим спектаклем у меня связан огромный период жизни и много дорогих сердцу событий. Моя мама была парализована, и когда я выпускала этот спектакль, она захотела посмотреть. Мы привезли ее в кресле, и мама стала свидетелем моего успеха. О спектакле много писали. Через какое-то время мама снова захотела посмотреть спектакль. Я отговорила ее: на улице стояла страшная жара. В ту ночь она умерла. На следующий день в театре снова шла «Варшавская мелодия», мне предложили отменить спектакль, но я не отменила: мама хотела его посмотреть. Когда я взяла микрофон, чтобы спеть польскую песенку, у меня пропал голос. Зрители знали, что у меня произошло, и зал меня поддерживал. Произошло чудо: через несколько секунд голос снова появился, я доиграла спектакль — и так мы все вместе попрощались с моей мамой.

Дети сопровождали ее на съемках по всему Союзу


Актрисы гораздо более одиноки, чем о них думают зрители, говорит Ада Николаевна. Она прожила нелегкую жизнь. До последних дней беременности, прикрывая руками живот, играла в театре девочек. Когда не с кем было оставить маленьких детей, они сопровождали ее на съемках по всему Советскому Союзу. Несколько лет ухаживала за парализованной мамой. В 2004 году ушел из жизни ее муж — знаменитый актер Народный артист СССР Константин Степанков.

— Костю полюбила, будто второй раз родилась. Но счастье пришло с бедой: у Кости был туберкулез. Я сразу стала очень взрослой. Когда Костик ушел, я не знала, как жить: это была моя первая любовь, мы были вместе 46 лет, — делится Ада Роговцева.

Потом пережила другую страшную трагедию. У Ады Роговцевой было двое детей: сын и дочь. Два года назад она похоронила своего второго Костю — сына. Ему было 50 лет: он участник ликвидации Чернобыльской аварии, его унесла онкологическая болезнь.

— После этого я живу — не живу с колоссальным чувством вины, которое известно матерям, потерявшим детей: почему они живут, а дети уже нет, — говорит Ада Роговцева.

Ее спасают воспоминания, которые она пишет: мужу посвящена книга под названием «Мой Костя». Сейчас актриса работает над книгой о прекрасных людях, с которыми ее свела жизнь.

«С партнерами у меня ничего не было»


Ада Роговцева застала золотой век советского актерского мастерства, она бесконечно тепло говорит о своих коллегах. С великим актером Богданом Ступкой ружила почти полвека.

— Мы снимались вместе и в кино, и в театре, — рассказывает Ада Роговцева. — Он был очень верным моим товарищем. Когда мне нужно было уйти из театра Леси Украинки — Бодя открыл для меня свой театр имени Ивана Франко и сказал: «Что бы ты ни хотела выпускать — считай, что это твой театр», — вспоминает актриса. — Вадим Спиридонов, с которым мы играли в «Вечном зове», в 42 года ушел из жизни. Он был неуемным, безумным человеком, с таким обостренным чувством справедливости, что любая фальшь выводила его из себя. Если бы он прожил дольше, он был бы великим артистом. В «Вечном зове» он играл и мальчишку, и матерого Федора. Когда режиссер ему сказал: «Через три дня ты должен быть худым, как скелет», Вадик исчез на три дня и вернулся настоящим скелетом. Когда пришло время съемок матерого Федора, Вадик через три дня снова пришел заметно поправившимся. Казалось бы — пустяк, на самом деле это невыносимо трудно. Мне, например, это не дано, а он умел так перестроить свою психику. К слову, у меня были любовные сцены с Вадиком Спиридоновым, с Кириллом Лавровым — и никогда ни с одним у меня ничего не было. Боже упаси! Есть высшая любовь и уважение друг к другу. Они уже ушли из жизни, но я бесконечно благодарна им за трепетное отношение ко мне — никогда и никто ни вздохом, ни жестом, ни взглядом не переступил черты. Лет через 5–10 они, дураки, говорили мне: «Я так был в тебя влюблен!» Но это другое дело.

Она считает актеров удивительными людьми: при низких заработках они не могут жить без своей профессии.

— Не ругайте артистов за то, что они снимаются в сериалах, — просит Ада Роговцева. — Старики снимаются, потому что ушли их звездные роли, и им нужно где-то получать великую радость присутствия на съемочной площадке, а молодняку нужно где-то начинать — в хорошее кино можно за всю жизнь так и не пробиться, стать артистом и ничего не сыграть. Говорят: Вот, раньше были хорошие артисты! Раньше говорили точно так же, а теперь те, кто нам казался товарищами и корешами, ушли и стали легендой. Артисты, которые рождаются сейчас, тоже станут легендой.

Первая столица запомнилась не только общением со зрителями


— В Харькове самая театральная публика в мире, — считает Ада Роговцева. — Мне посчастливилось играть на сцене театра имени Шевченко в спектакле «Вишневый сад». Странное состояние — прошло много лет, но я помню каждый метр этой сцены, что говорила в этом спектакле, чьи глаза видела. Актеры этого театра стали мне родными на всю жизнь.

Впрочем, Харьков запомнился актрисе не только общением с харьковскими зрителями и талантливыми коллегами.

— В спектакле меня поднимали над сценой на гамаке, потом я скатывалась вниз, и на сцене меня подхватывали, — вспоминает актриса. — Во время представления я зацепилась за сетку гамака крупным кольцом на пальце и покатилась вниз. Палец сразу стал толстым, как микрофон, кольцо превратилось в серебряное месиво, и так я продолжала играть спектакль. А через неделю меня на ровном месте схватил приступ аппендицита, я была почти в бессознательном состоянии, и меня увезли в харьковскую больницу. Я сказала медикам: «Сегодня я поеду домой, а завтра обращусь к врачу». Харьковский доктор сказал мне: «Хорошо, вот только зайдем в этот кабинетик». Меня подтолкнули в двери — и прооперировали.

Людей задурили


Ада Роговцева с болью говорит о событиях в стране. Она побывала в харьковском госпитале — Военно-медицинском клиническом центре Северного региона. Признается, что ее потрясла самоотверженная работа харьковских волонтеров, помогающим восстановиться раненым.

Она продолжает ездить на гастроли в Москву и Санкт-Петербург.

— В России меня спрашивают: «Тебя выпустили?». Я удивляюсь: «Откуда?». Или интересуются: «Может, тебе дать какой-нибудь еды?». Я желаю всем нам мудрости, великого прощения, чтобы защитить своих детей, свою землю и не стать врагами для людей, которые просто задурены неверной информацией, — говорит актриса. — Что мы можем сделать на своем уровне? Не молчать и где только возможно проявлять свою доброту, а также говорить о своем понимании ситуации и будущего своего государства.