Организовать группу помощи школе № 24 Краматорска, в которую во время обстрелов попал снаряд, решила харьковчанка Людмила Телепнева, в свое время учившаяся в  ней в 5-м и 6-м классах.

На восстановление здания необходимо полтора миллиона гривен. Первыми откликнулись харьковские ученые.

Идею о помощи подсказали дети


Первыми варианты помощи начали обсуждать участники кружка «Молодежь Слобожанщины против ВИЧ-инфекции, туберкулеза и болезней, передающихся половым путем», который ведет Людмила Телепнева. Ее воспитаники загорелись этой идеей после общения с абитуриентами из Донецкой и Луганской областей. Да и сама Людмила Телепнева от родственников и друзей из Донецкой области знает о состоянии городов после проведения там военных действий.

– О том, что пострадала родная 24-я школа в Краматорске, я узнала от местной жительницы, дочери моей учительницы Валентины Шульгиной. Она и ее дочь почти весь июль жили на даче у моих друзей под Харьковом, – рассказывает Людмила Телепнева. – Так родился проект «Помоги родной школе».

Снаряд попал в биологический класс школы. Чтобы поддержать ребят морально, харьковчанка передала педагогам комплект фотографий ученых-биологов с подписями и пожеланиями от известных харьковских ученых и преподавателей. И  предложила всем состоявшимся людям науки, подписавшим портреты, помочь финансами. Откликнулись уже шестеро ученых и директоров научных институтов Харькова.

– Это хорошая инициатива, – говоорит директор института микробиологии и иммунологии им. И.И. Мечникова Николай Попов. – Окажем посильную материальную помощь. Если понадобится – передадим также необходимую для учебного процесса литературу.
Однако не только людей науки просит откликнуться Людмила Телепнева, ведь 24-я школа Краматорска имеет тесные связи с Первой столицы: многие ее выпускники поступают в харьковские вузы: ХАИ (ныне Национальный аэрокосмический университет имени Н.Е. Жуковского), ХИРЭ и  ХНАДУ.

В школе не осталось целых окон


Школа по-прежнему остается «кузницей кадров» для харьковских учебных заведений, подтверждает директор общеобразовательной школы № 24 г. Краматорска Алла Пирожок. Несмотря на отпуск, Алла Александровна большую часть времени проводит в школе. Работы много: нужно убрать осколки и мусор, подсчитать убытки и самое главное –  выполнить ремонт к началу учебного года.

– С начала военных действий 450 детей находились на дистанционном обучении. Снаряд прилетел в школу в ночь с 30 июня на 1 июля, поэтому никто не пострадал, –  рассказывает директор. – Он пробил стену на втором этаже, «пропахал» класс биологии и упал возле учебной доски, не взорвавшись. В кабинете теперь все верх дном, а в стене дыра метрового диаметра.

После боевых действий в школе не осталось ни одного целого окна. После двух субботников из школы вывезли два грузовика битого стекла.

– Ущерб составил полтора миллиона гривен. Теперь ищем деньги. На благотворительный счет поступило пока несколько тысяч, а только на одно окно необходимо 2,5 тыс. грн. Выделят ли нам бюджетные деньги в необходимом количестве, неизвестно, поэтому надеемся на спонсоров. Планируем закончить ремонт до 1 сентября. Если не успеем –  до отопительного сезона дети будут распределены по другим школам, – делится Алла Пирожок.

К слову, город, по ее словам, начинает оживать. Открылся рынок и магазины, убрали сгоревшие троллейбусы. Родители учеников уже приносят в школу документы, которые они забрали, когда уезжали из «военного» города.

В шестидесятых популярность школы была огромной
В школе № 24 Краматорска Людмила Телепнева, дочь советского военнослужащего, часто колесившего по разным уголкам страны, училась несколько лет.

– Школа была очень популярной. Однажды ученики написали письмо Юрию Гагарину и получили от космонавта ответ! – вспоминает бывшая воспитанница учебного заведения. – Детей было много, учились в три смены. Например, наш класс занимался с 20.00 до полуночи. Из-за нехватки помещений одно время мы даже занимались в комнате милиции по работе с трудновоспитываемыми детьми.