14 августа в организационно-методическом Центре культуры и искусства открылась выставка фаянса «Будянский петушок».

В экспозиции представлена внушительная коллекция лучших работ из фонда Будянского историко-краеведческого музея: декоративные тарелки, вазы, посудные сервизы и наборы производства Будянского фаянсового завода. Всего около 120 образцов фаянса -- произведения 12 мастеров разных поколений.

Будянский фаянсовый завод так и не отметил 120-летний юдилей


Производство в Будах основал в 1887 году предприниматель и промышленник Матвей Кузнецов, правнук основателя фарфорового производства в Гжели Якова Кузнецова. Будянская посуда славилась во всех уголках империи. В середине 1920-х годов завод получил название «Серп и молот». Во время Великой Отечественной войны он был разрушен, его восстановили к 1953 году. В СССР Буды были одним из признанных центров фаянсового производства, но в начале 2000-х предприятие прекратило  существование. Процесс был болезненным – неслучайно центральное место на выставке занимает скульптура художницы Ларисы Антоновой «Плач по заводу».

– Еще два десятилетия назад в Украине было 15 крупных предприятий по производству фаянса, – рассказывает директор организационно-методического Центра культуры и искусства Людмила Омельченко. – Но постепенно все они обанкротились. В 2006 году закрылся и крупнейший отечественный производитель художественно-бытового экологически чистой посуды АОЗТ «Будянский фаянс», который лишь год не дожил до своего 120-летия. На момент закрытия на производстве работали 1,5 тысячи профессиональных керамистов, технологов, скульпторов, художников. Благодаря энтузиазму сотрудников удалось сохранить значительную часть уникальной коллекции фаянса из музея истории Будянского завода. Когда возникла угроза уничтожения музея, многие экспонаты передали в Харьковские исторический и художественный музеи. Вскоре возникла идея создать в поселке историко-краеведческий музей – в Будах бросили клич нести в музей все, что осталось в частных коллекциях.

В музее хранятся исторические экспонаты


Будянский историко-краеведческий музей был создан в 2012 году на базе дома культуры.

– В нашем музее более шести тысяч экспонатов, -- рассказывает директор дома культуры, заведующая историко-краеведческим музеем поселка Буды Валентина Казыло. – Самые ценные экспонаты – изделия, выпущенные в 1890-е годы при Матвее Кузнецове. У нас хранится уникальная плитка, которой был отделан Свято-Николаевский храм, построенный в 1912 году Матвеем Кузнецовым (церковь разрушена в 1930-е годы). В этой церкви был очень красивый иконостас из голубого фарфора, изготовленного на заводе.

Ради новой технологии художники сражались с дирекцией


В разное время на предприятии работали почти два десятка членов Национального Союза художников Украины. Несмотря на то что будянские художники работали по утвержденным эскизам, они привносили в рисунки собственное видение. Блюда и вазы каждого художника легко можно узнать по творческому почерку, уверяет Валентина Казыло.

Галина Чернова – одна из старейших и опытнейших художниц Будянского фаянсового завода. Она не только талантливо расписывала фаянс, – она была упрямым экспериментатором. Училась у авторитетных мастеров, осваивала многочисленные техники декорирования керамики, изучала и один из самых древних способов декорирования, известный еще в Древнем Египте – фляндрование. Интерес к этой технике был неслучаен: художнице хотелось сделать свое, украинское, а фляндрование издавна использовали в центральных областях Украины и на Слобожанщине. Эксперименты Галины Черновой с освоением техники на фаянсе закончились громким признанием на международных выставках, а в Будах стали выпускать посуду с народными росписями. Едва переступив порог предприятия, Галина Денисовна заявила о себе на заводе как «революционерка». Она начала горячо отстаивать новую технологию – подглазурную роспись, которая, к слову, стала потом одной из главных фишек предприятия.

– Я попала на Будянский фаянсовый завод в 1953 году во время студенческой практики, а через два года после окончания Одесского художественного училища пришла туда на работу, – вспоминает Галина Чернова. – Тогда фаянс на заводе был просто кузнецовским, как и на других подобных предприятиях. А я мечтала делать украинский фаянс с подглазурной росписью. Для этого привычную технологию на заводе нужно было менять, и администрация завода противилась этому. В те годы вопрос о качестве продукции не стоял: людей нужно было обеспечивать посудой – выпускать ее быстрее, больше и дешевле. Однако мы, художники, настаивали на другом подходе. Днем мы выполняли план, а после работы занимались творчеством. Мы каждый день сражались с дирекцией завода, и в конце 1950-х нам удалось отстоять свое мнение. Вместе с коллегами мы стали членами Союза художников, и это было очень значимо – администрация завода стала к нам прислушиваться.

Художник остается творцом до последнего вздоха


Галина Чернова проработала на фаянсовом заводе почти четыре десятилетия. Сейчас она на пенсии, но по-прежнему занимается творчеством – графикой, живописью, много лет пишет стихи.

– Художник не может работать по плану. Вдохновение приходит неожиданно. Бывает, ночью вдруг проснешься – хватаешь ручку или кисть и начинаешь писать стихи, рисовать, – делится 83-летняя художница. – Художник остается творцом до последнего вздоха.
Пока перспективы восстановить предприятие не видно, но будянское искусство передается юным художникам. В Будах работает школа народного творчества, после окончания которой многие будянские дети продолжают учебу в художественном училище и вузе. Правда, теперь они рисуют не на керамике, а на бумаге. Нужной глины в Украине нет, ее возили из Белгорода.

Выставка будянского фаянса будет работать до 2 октября. Время работы: с 10.00 до 17.30, воскресенье – выходной.