Аналитика

  • 2505
  •  / 

Какой парламент получит Украина после досрочных выборов: мнение политологов

Какой парламент получит Украина после досрочных выборов: мнение политологов
Избирательная кампания в ВР уже стартовала, а механизм «очистки» парламента до сих пор не принят. Эксперты уверены: без изменений в избирательное законодательство о качественно новой Верховной Раде не стоит и мечтать.
В Украине началась избирательная кампания по проведению внеочередных выборов народных депутатов в Верховную Раду, которые состоятся 26 октября 2014 года. В соответствии с законом о статусе временно оккупированных территорий, в Крыму и Севастополе выборы проводиться не будут. С учетом того, что на этих территориях расположены 12 мажоритарных округов, на выборах в октябре будут избираться только 438 депутатов из 450.

Согласно действующему закону о выборах народных депутатов, выборы в парламент будут проходить  по смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе: половина парламентариев избираются по пропорциональной системе в общегосударственном многомандатном округе, вторая половина – по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах. Политические партии выдвигают своих кандидатов с 28 августа по 15 сентября, а самовыдвиженцы могут подавать свои кандидатуры с 28 августа по 25 сентября.

Верховной Раде нынешнего созыва пока не удалось изменить избирательную систему. 2 сентября парламент вновь попытается внести изменения в закон о выборах народных депутатов с тем, чтобы сменить действующую избирательную систему на пропорциональную с открытыми списками. Рассматривается и возможность снижения действующего 5-процентного барьера до 3%. А также планируется внести «технические изменения» в избирательное законодательство, чтобы была возможность провести выборы в условиях АТО в Донецкой и Луганской областях. В частности, это может касаться изменения границ избирательных округов в указанных областях.

В каких же корректировках нуждается нынешнее законодательство, дабы Украина получила качественно новый эффективный и работоспосбный парламент, «ВХ» выяснял у политологов.

Валерий Дудко, политолог:

- Если на сегодняшний день, когда мы уже вошли в выборную кампанию, не внести в закон отдельные поправки, то мы получим новый парламент со старыми лицами. Потому что, несмотря на то, что сегодня, казалось бы, некоторые политсилы (например ПР) потеряли общий вес в Украине, все же в отдельных регионах и областях сохранилось достаточно много людей этого партийного движения. И если не внести изменений в закон, то остается возможность в этом коридоре избрать тех же, кого избирали. А это очень плохо – парламент теряет свою работоспособность.

Поэтому я бы предложил такую норму: депутат не должен избираться в Верховную Раду более двух раз. Президент же у нас идет на два срока, вот и депутат так должен: допустим, два срока подряд он избрался – после этого должна быть пауза. А по нынешнему законодательству, один и тот же человек может баллотироваться в парламент неограниченное количество раз, и если будет набирать достаточно голосов -- может заседать в Раде хоть всю жизнь. По этой же причине должно существовать и квотирование партийного руководства в партийном списке: не может партия заполняться одними и теми же людьми в первых двух десятках. И самое главное: нужно вернуть в бюллетень голосования пункт "против всех". Поскольку исключив этот пункт из закона, человека лишили права выскаызвать свою позиию. Допустим, избиратель не нашел в списке партий тех депутатов, за которых хочет проголосовать – он должен иметь право проголосовать против всех.

Что касается избирательной системы, то я сторонник открытых списков на региональном уровне. Я сторонник пропориональной системы и полного отказа от мажоритарной. Поскольку существует практика прикармливания округов. Если же все-таки останется мажоритарная система, то необходимо, чтобы для прохождения в ВР кандидат набрал не менее одной трети голосов избирателей, а не 20%, как определено в нынешнем законе. Кроме того, нужно изменить расстановку сил по округам. У нас избирательные округа делятся на малые, средние и большие. И вот эта разница в количестве избирателей дает преимущество отдельным депутатам-мажоритарщикам, которые имеют больший вес поддерживающего его населения.

По действующему законодательству, новым политическим силам, которые были созданы меньше года назад, в выборах участвовать нельзя. Этот пункт я бы сохранил, потому что появляется много однодневок, которые участвуют в выборах, а потом ни к чему не приводят. Что касается прохождения в парламент новых немедийных лиц – активистов Майдана, волонтеров, просто каких-то молодых людей с активной жизненной позицией, то я сторонник того, чтобы депутат, прежде чем попасть в Верховную Раду, прошел несколько уровней. В противном случае, оказавшись в парламенте, он занимает кресло, а потом думает, что же ему делать. Не имея опыта депутатской рабты на нижних уровнях, таких как город, область, человек не склонен к законотворческой деятельности, что является основной обязанностью депутата ВР.

И еще: желательно чтобы мы перешли к схеме стабильно закрепленных округов, а не нарезали их каждый раз по-новому. Ведь сейчас, как правило, каждые вборы перераспределяют границы округов. В результате возникает такой момент, как борьба за влияние. Например, человек может быть популярен в округе, но если у него кусок округа отберут и отдадут другому, приведет к тому, то его просто не выберут.

Андрей Лукашев, политолог:

- Без сомнения, нужно возвращаться к пропориональной системе с открытми партийными списками. Это соответствует и Конституции, и логике построения государства: парламент не может быть построен мажоритарными депутатами. Потому что Украина – не федерация, а унитарное государство. Более того, согласно статье 83 Конституции Украины 2004 года, политику формируют коалиции. А коалиции формируются на основе партий. И в этом есть логика, поскольку партии определяют магистральное развитие государства, имея программу, позицию и так далее. Соответственно, выборы - это своеобразный соцопрос, который говорит, что большинство населения видит перспективы государства в таком-то направлении. А кандидат-мажоритарщик отвечает не за всю страну, а только за конкретный округ.

Если говорить о снижении проходного барьера – то это палка о двух концах. Потому что если снижать его до 3%, то понятно, что определенные маргинальные группы могут прийти в парламент, а это может поспособствовать политической коррупции. С другой стороны, повышение проходного процента до заоблачного уровня – это тоже не демократично.

Попасть в парламент новым социальным группам – тем же майдановцам, волонтерам, позволило бы введение блоков – избирательных объединений. Тогда в блоки могли бы входить различные общественные организации, имеющий определенный бренд (Майдан, например), которые сами по себе не являются субъектами избирательного процесса. Они могли бы таким образом привести своих представителей в парламент.

Виктор Небоженко, политолог:

- Изменения в избирательное законодательство нужно было вносить раньше – ведь уже началась избирательная кампания, а после драки кулаками не машут. Мы уже устроили одну русскую рулетку – в очень короткий срок избрали президента, теперь еще в более короткий срок избираем Верховную Раду. Все это плохо кончится для Украины. Я с тревогой смотрю на то, как людям придется разбираться на выборах, и какое качество этих выборов будет. И избиратели, конечно же, будут ошибаться, потому что все происходит бегом-бегом. Выборы нужно было делать спокойно, нормально, по новым законам.

Единственное, что может быть: президент в последний момент попытается сесть в уходящий поезд и создать Верховную Раду даже не в результате выбров по открытым спискам , не по пропориональной системе, а хотя бы появлением блоков, чтобы иметь свой – пропрезидентский блок.

Если же изменения в избирательное законодательство внесены не будут (а, скорее всего, так и произойдет) в новом парламенте будет много популистов, демагогов, людей, одетых в пятнистую форму, которые будут говорить о том, что они спасли восток, либо запад, либо север, либо юг Украины. То есть мы получим парламент довольно низкого качества. И уже на следующий день нардепам нужно будет принимать закон – а они этого не умеют, они в парламент не для этого идут.

Причем новый парламент сразу же вступит в конфликт с президентом. Поскольку президент вроде как уже «старенький», у него уже будет год жизни, а парламент приходит новый: «О, так у нас впереди пять лет, а у президента-то меньше, он через год уже уйдет – чего мы будем с ним церемониться; зачем нам торопиться куда-то – пусть покажет себя». Так происходило всегда – со всеми президентами. А сейчас они, конечно, все бегают в Администрацию Президента и клянутся, что будут только с ним.

Поэтому сейчас, когда в стране такая напряженная ситуация, президенту, может быть, и не стоило разгонять старый парламент – нардепы должны были пойти на какие-то жертвы, допустим, взять 10-15 наиболее оголтелых сторонников прежнего режима, лишить неприкосновенности, сдать их в прокуратуру. А в это время проводить реформы.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей20 августа

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.2941 грн
100 USD 2549.04 грн
100 EUR 2992.57 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи