Кишечная палочка, стафилококк и растительный жир вместо молочного – такие неприятные сюрпризы обнаружили эксперты ГП «Харьковстандартметрология» в пломбире, который продается в харьковских магазинах.
Благодатный сезон для производителей мороженого еще в разгаре. Прилавки ломятся от разных видов холодного лакомства – мороженое с курагой, сухофруктами, орехами, маком, мармеладом, сгущенным молоком. Специалисты ГП «Харьковстандартметрология» отобрали для экспертизы восемь образцов мороженого пломбир разных производителей, изготовленного в соответствии с требованиями государственного стандарта ДСТУ 4733:2007. Результаты экспертов разочаровали: четыре образца, то есть половина из протестированных, не соответствовали требованиям нормативной документации и информации, заявленной на этикетке.Так, в мороженом «Пломбір дитинства» ТМ «Мушкетер» выявлен растительный жир, что свидетельствует о грубой фальсификации продукта.
Образцы мороженого «Пломбір дитинства» ТМ «Мушкетер» и «Малюк-ам» ТМ «Ласунка» имели несоответствия по микробиологическим показателям. Так, в мороженом «Малюк-ам» обнаружены бактерии группы кишечной палочки, а в «Пломбірі дитинства» – патогенные микроорганизмы staphylococcus aureus (стафилококк), что недопустимо. Употребление такой продукции может привести к расстройствам пищеварения, дисбактериозу и кишечному отравлению.
Несоответствия по маркировке имели место в пломбирах «Малюк-ам» ТМ «Ласунка», «Золотой стандарт» ТМ «Ажур» и «Эскимо» ТМ «Геркулес». Так, на упаковке мороженого ТМ «Ласунка» нанесена недостоверная информация, вводящая в заблуждение потребителя, а именно: в составе продукта указано содержание кондитерской глазури 5,7% и приведен ее состав. Фактически же глазури на поверхности мороженого нет, да и в его названии не значится, что оно глазированное. Кроме того, на упаковке нет информации о калорийности в кДж.
На этикетке мороженого ТМ «Ажур» в составе продукта не указано содержание (в %) вафельного стаканчика от общей массы продукта, сорт пшеничной муки и класс разрыхлителя теста для ингредиента «натрий двууглекислый».
На «Эскимо» ТМ «Геркулес» маркировка нанесена очень мелким шрифтом, что не обеспечивает предоставление потребителю необходимой, своевременной и достоверной информации о продукте. В маркировке отсутствуют предельно допустимые отклонения от номинального количества продукта.
Подводя итоги потребительской экспертизы, генеральный директор ГП
«Харьковстандартметрология» Владимир Величко констатировал, что ситуация с мороженым на харьковском рынке далека от идеальной. Все несоответствия, выявленные при экспертизе, свидетельствуют о нарушении санитарных норм на предприятиях при производстве продукции, недостаточном уровне контроля за ее качеством и безопасностью со стороны руководства.
По результатам потребительской экспертизы также установлено, что на предприятиях имеют место нарушения технологической дисциплины при закладке сырья. В частности, молочные жиры заменяются растительными, то есть дорогое сырье – дешевым.
На чем экономят производители?
Пломбир с длительным сроком хранения «нафарширован» сильнодействующими консервантами, которые являются опасными для здоровья и детей, и взрослых, предупреждают эксперты.
В Украине действует три национальных стандарта на мороженое:
– ДСТУ 4733:2007 «мороженое молочное, сливочное, пломбир. Общие технические условия»;
– ДСТУ 4734:2007 «мороженое плодово-ягодное, ароматическое; шербет, лед. Общие технические условия»;
– ДСТУ 4735:2007 «мороженое с комбинированным составом сырья. Общие технические условия».
Производители могут выпускать мороженое на молочной основе (в зависимости от процента жира оно бывает сливочным, молочным, пломбиром); мороженое с комбинированным составом (кроме молочных компонентов, в него входят растительные жиры); замороженные фруктовые и ягодные соки.
– Казалось бы, есть возможность производить продукцию и честно информировать о ее составе на упаковке, – отмечает Владимир Велико. – Однако, как оказалось, чтобы выжить в конкурентной борьбе, производители идут на удешевление продукции любой ценой. На первом плане оказался внешний вид упаковки, ее оригинальное оформление, продление срока годности. А продукты с увеличенным сроком хранения, как правило, «нафаршированы» сильнодействующими консервантами, которые опасны для здоровья и детей, и взрослых. А вот, собственно, качество лакомства стало вопросом второстепенным. Мороженое может называться «пломбир», «сливочное», «молочное» только в том случае, когда оно изготовлено без применения растительных масел, что не всегда так.
Чтобы мороженое не стало причиной интоксикации и не привело к другим проблемам, Владимир Величко советует придерживаться следующих рекомендаций:
– не покупать деформированную продукцию (деформация свидетельствует, что мороженое неоднократно замораживали и размораживали);
– выбирать товар, который хранится в морозильной камере;
– обращать внимание на срок годности.
Кроме того, при выборе мороженого следует обращать внимание на качество маркировки. Если на упаковке не указаны сроки и условия хранения, если даты и вся информация нанесены нечетко, в недоступной для восприятия форме, отсутствуют сведения о производителе или импортере с адресом и телефоном, составе продукта – не стоит покупать такой продукт.
Владимир Велико отмечает, что сегодня требования к пломбиру регламентируются:
– национальным стандартом ДСТУ 4733:2007 «мороженое молочное, сливочное, пломбир. Общие технические условия»;
– Законом Украины «О защите прав потребителей»;
– ст. 38 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов»;
– Техническим регламентом относительно правил маркировки пищевых продуктов, утвержденным приказом Госпотребстандарта Украины от 28.10.2010 г. № 487, с изменениями и дополнениями.
Какой пломбир тестировали эксперты
Все мороженое, которое подвергалось экспертизе было закуплено в супермаркетах Харькова.
1. Мороженое пломбир «Эскимос», 12% жира, фас. в вафельные стаканчики массой 1/80 г ТМ «Рудь» (производитель ПАО «Житомирский маслозавод». Адрес производителя и адрес мощностей: Украина, 10002, г. Житомир, ул. Ивана Гонты, 4).
2. Мороженое пломбир «Белая бяроза», 15% жира, фас. в вафельные стаканчики массой 1/70 г ТМ «Белая бяроза» (производитель ООО «Ласунка». Адрес производителя и адрес мощностей: Украина, 49127, г. Днепропетровск, ул. Гаванская, 14).
3. Мороженое пломбир «Малюк-ам», 15% жира, фас. в вафельные стаканчики массой 1/70 г ТМ «Ласунка» (производитель ООО «Ласунка». Адрес производителя и адрес мощностей: Украина, 49127, г. Днепропетровск, ул. Гаванская, 14).
4. Мороженое пломбир «Пломбир 19», 19% жира, фас. в вафельном стаканчике массой 1/70 г ТМ «Хладик» (производитель ЗАО «Хладопром». Адрес производителя и адрес мощностей: Украина, 61099, г. Харьков, ул. Хабарова, 1)
5. Мороженое пломбир «Золотой стандарт» с ароматом пломбира, 12% жира, фас. в вафельные стаканчики массой 1/65 г ТМ «Ажур» (производитель ООО «Элит». Адрес производителя и адрес мощностей: Украина, 207021, Черкасская обл., г. Смела, ул. Розы Люксембург, 21).
6. Мороженое пломбир «Пломбір дитинства» в вафельном стаканчике массой 1/70 г ТМ «Мушкетер» (производитель ООО «Мушкетер». Адрес производителя: Украина, 49045, г. Днепропетровск, ул. Есенина, 24 Адрес мощностей: 49005, г. Днепропетровск, Лоцманский спуск, 6).
7. Мороженое пломбир с листовыми вафлями массой нетто 1/90 г ТМ «Три медведя» (Производитель ООО «Три медведя». Адрес производителя: Украина, 02099, г. Киев, ул. Оросительная, 7. Адрес мощностей: Украина, 13300, Житомирская обл., г. Бердичев, ул. Володарского, 65).
8. Мороженое пломбир «Эскимо» с массовой долей молочного жира в смеси мороженого 15% массой нетто 1/60 г ТМ «Геркулес» (производитель ЧАО «Геркулес». Адрес производителя и адрес мощностей производства: Украина, 83112, г. Донецк, пр. Ленинский, 69).
Продукция была закуплена в торговых сетях:
– ООО «Современный модерн», ТД «Рост»;
– ООО «Экспансия», гипермаркет «Фоззи»:
– ООО «Группа Ритейла Украины», магазин «Караван»;
– магазин ООО «Восторг».