В столетие Первой мировой войны, которая началась 1 августа 1914 года и закончилась 11 ноября 1918 года, ученые отмечают стремительное техническое развитие, пришедшееся на эти годы: стартовала Великая война кавалерией, шашками и пиками, а закончилась противостоянием «моторов».

— После окончания Великой войны стало понятно, что мировые войны будут нести тотальный характер, в них будет вовлечено все население, для их ведения понадобится громадное напряжение всех военных и экономических возможностей. Но главное — вместе с колоссальными жертвами глобальное противостояние принесло невиданный технический прогресс, — подчеркивает инициатор круглого стола, посвященного итогам Первой мировой, председатель Харьковского отделения ассоциации урологов Украины, доктор медицинских наук Василий Россихин.

Война как мать прогресса


В начале века великое и кровавое противостояние империй породило фантастические для того времени военные технические разработки. Например, финские военные придумали использовать перископ для ведения огня из окопов, американцы предложили танк-электромобиль, за которым тащился силовой кабель, а немцы в 1914 году изобрели первый тепловизор, который «видел» горячие трубы вражеских крейсеров на расстоянии 10 км. Томасом Эдисон разработал определитель положения самолета по звуку двигателей еще до его появления в зоне видимости. Солдаты армии США уже в то время пили очищенную в передвижной установке воду.

Известные орудия и приборы стали использоваться по-новому. Так, появились первые ПВО-пулеметы, нацеленные вверх. Мощные прожекторы применялись для того, чтобы слепить самолеты. Известные фотоприборы были доработаны для ведения аэрофотосъемки. В истребительной войне стали использовать огнеметы и химическое оружие. Только ядовитый иприт унес 90 тысяч жизней британских солдат. Широкое распространение получило скорострельное автоматическое оружие — пулеметы.
Совершенствовалась и экипировка – бронированные трусы для пилотов, защитные маски танкистов и прочие конструкции, положившие начало созданию полноценных бронежилетов. Свою силу показали подводные лодки, авиация, бронемашины, мощная артиллерия, а в разгар Мировой войны на полях битв появилось грозное оружие – танк.

Танки построили конструкторы кораблей


Как отмечает профессор Харьковского национального университета радиоэлектроники, любитель истории Олег Аврунин, с древнейших времен воины пытались найти эффективную защиту, но римский строй «черепаха», боевые слоны или осадные оружия не назовешь прототипами танка. Что-то похожее – броневую повозку спроектировал Леонардо да Винчи. Но к созданию танка можно было подойти только к началу ХХ века, когда появился двигатель внутреннего сгорания, первые автомобили и гусеничный движитель. Также танку нужна была компактная и прочная броня и легкие скорострельные пушки.

Боевым предшественником танка стал бронеавтомобиль, который англичане применили в первый год войны. Но колесный транспорт буксовал в грязи, поэтому, как и сейчас, он выполнял охранные или полицейские функции.

— Чтобы танк стал реальностью, нужна была сильная промышленная база. Ее имели такие развитые страны как Англия и Франция. Там, практически одновременно и появились проекты боевых машин. Что интересно, в Англии их разработкой занялось морское министерство, а впервые воспользовалась министерство авиации для охраны аэродромов, — рассказал Олег Аврунин.

Первый серийный танк Мк1 был разработан в 1915 году, а через год грозные машины вступили в бой. Жители Туманного Альбиона прозвали свое детище «водовоз» — при погрузке он напомнил им большой чан. Чтобы будущую грозу битв не подняли на смех, решили использовать слово «тенк», или бак. Танки стали применяться довольно массировано. В 1917 году в танковых атаках могло участвовать до 400–600 машин.
Первыми танками Великой войны, которые имели классическую компоновку, стали семейства французских «повозок». В 1917 году на вооружении этой страны появился легкий «Рено FT-17», экипаж которого состоял из двух человек. Этот танк и дал начало поколению бронированной техники. Примечательно, что в Российской империи проектировать танки начали в числе первых, но в серийное производство ни один из предложенных машин так и не был запущен.

Харьковский «гермафродит» без «хвоста»
Первым серийные танки Мк1 выпускались в двух вариантах: «самцы» и «самки». «Самцы» были вооружены пулеметами и пушками, а «самки» только пулеметами. Но первые бои показали безоружность «самок». Поэтому англичане вскоре заменили всех «самок» на «гермафродитов» — у них имелись и пушки, и тяжелые пулеметы. Именно такой английский «гермафродит Мк5» стоит на постаменте у харьковского исторического музея рядом с легендарной советской «тридцатьчетверкой». Только наш «гермафродит» без «хвоста»: изначально заморские разработчики прицепляли к танку задние колеса, которые предназначались для управления. Их называли «хвостом». Но вскоре выяснилось, что  в бою они легко выходят из строя, поэтому от них отказались.