Что делать, если товар пришел в негодность в течение гарантийного срока? Что считается существенным недостатком? При каких условиях некачественный товар можно вернуть? В течение какого срока должны поставить «диагноз» бракованной покупке?

С этими вопросами время от времени приходится сталкиваться каждому потребителю. Ответы на них «Вечерний Харьков» получил у специалистов.

Если гарантийный срок не указан – предъявить претензии можно на протяжении двух лет


Как объяснила специалист 1 категории отдела правовой работы, правового образования и систематизации законодательства Харьковского городского управления юстиции Оксана Болибок, статья 7 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что на протяжении всего срока гарантии товара он должен нормально работать и использоваться. Гарантийные сроки всегда указываются в паспорте продукции, на этикетке или любой другой сопроводительной документации.

Если поломка товара происходит до окончания срока гарантии, производитель, продавец или сервисный центр обязаны бесплатно отремонтировать бракованную вещь, а в случае невозможности устранения поломки – заменить ее на новую.

– Гарантийным сроком для пищевых продуктов является срок годности, который обозначаются на этикетке продукта или в сопроводительной документации. Срок годности пищевых продуктов считается с даты их изготовления. Употребление продуктов после окончания срока годности могут создавать опасность для здоровья и даже жизни потребителя. Гарантийные сроки есть у одежды и обуви. В данном случае они исчисляются с даты начала сезона использования, – рассказывает специалист. – Есть товары, на которые не распространяется гарантийный срок, но это не значит, что потребитель не вправе вернуть некачественную вещь производителю или продавцу. Главное – сделать это на протяжении двух лет с момента приобретения испорченного товара. Относительно объектов строительства, по мере эксплуатации которых были выявлены нарушения и несоответствия изначально заявленным критериям, возможность обращения с претензией установлена на протяжении десяти лет со дня передачи их потребителю.

Поскольку вернуть, обменять или отремонтировать некачественный товар, согласно статье 8 Закона «О защите прав потребителей», можно только при наличии расчетного документа, который выдается при покупке и удостоверяет факт и дату приобретения. Покупатель обязан сохранить товарный или кассовый чек, паспорт или гарантийный талон на продукцию.

Обнаруженные дефекты сначала попытаются устранить


Не менее важной обязанностью покупателя является правильная эксплуатация товара, так как при обращении в сервисный центр специалисты довольно часто доказывают, что порча товара произошла по причине нарушения потребителем правил использования или хранения товара.

– К таким нарушениям при обращении в сервисный центр могут быть отнесены как явные дефекты (сколы, вмятины, трещины), так и скрытые, которые сможет обнаружить только специалист при тщательном осмотре вещи, – рассказывает Оксана Болибок. – Довольно сложно доказать испорченность продукта в пределах сроков его годности, если пытаться сделать это через день или более после того, как продукт был приобретен. В данной ситуации руководство магазина пытается все списать на нарушение правил хранения продукта, которое ни доказать, ни опровергнуть практически невозможно.

В рамках закона потребитель в случае обнаружения дефектов товара или его поломки имеет право:

– на уменьшение стоимости этого товара;
– на бесплатное устранение выявленных недостатков;
– на возмещение расходов, связанных с устранением недостатков товара.

– Несмотря на то что покупатель имеет право на свое усмотрение выбирать одно из требований, на практике чаще всего именно продавец решает, какой вариант устранения проблемы является наиболее уместным, – говорит Оксана Болибок. – Например, если вы купили утюг, в котором не работает одна из опций и пришли к продавцу с требованием пропорционально уменьшить его стоимость и вернуть часть денег, будьте уверены – никаких денег вам никто не вернет. Скорее всего, покупателя отправят в сервисный центр, где выявленные дефекты будут бесплатно устранены.

Что является существенным недостатком?


Существенным недостаток признается только в том случае, если:

– он не может быть устранен;
– делает товар другим;
– на его устранение требуется более двух недель.

– Для подтверждения существенности обнаруженных дефектов должна быть проведена экспертиза, в ходе которой будет доказана непосредственная вина авца, – уточняет Оксана Болибок. – Естественно, сделать это можно только в пределах гарантийного срока, чтобы иметь возможность либо вернуть товар, забрав потраченные деньги, либо из числа имеющихся товаров выбрать аналогичный, совершив тем самым замену некачественной вещи.

Итак, ни производитель, ни продавец, ни сервисный центр не имеют права отказать покупателю в принятии на экспертизу некачественного товара, подчеркивает специалист. Причем доставить и забрать вещь весом более пяти килограммов (не говоря уже о крупногабаритных грузах) производитель, продавец или сервисный центр обязаны за свой счет.

Если брак товара можно доказать на месте – его должны заменить немедленно


Если брак товара можно доказать на месте, он может и должен быть заменен немедленно.

– Если товар могут заменить, но в данный момент его нет в наличии, замена должна быть осуществлена в течение 60 дней с момента подачи заявления от покупателя, – объясняет Оксана Болибок. – Если для изучения существенности недостатка требуется проверка, она должна быть выполнена в течение 14 дней с момента подачи заявления. Об изменении сроков проведения экспертизы покупатель может дополнительно договориться с производителем, продавцом или сервисным центром.

Если стороны договариваются о замене товара на аналогичный, то делать перерасчет стоимости нет необходимости. Если продавец может предложить только товар другой марки или модификации, то за основу берется более высокая цена.

– Если покупатель некачественного товара возвращает его в магазин и решает забрать деньги, средства должны быть возвращены немедленно, то есть в день расторжения договора или не позже семи дней с момента приобретения, – уточняет Оксана Болибок.