Внеочередные парламентские выборы в Украине состоялись. И хотя окончательные результаты голосования еще не известны, основные тенденции уже более или менее понятны.

Какой будет коалиция, к кому примкнет «Батьківщина», останется ли Арсений Яценюк в кресле премьера, чего ждать от нового правительства и долго ли продержится обновленный парламент – «Вечерний Харьков» поинтересовался у политологов.


Выборы признали и Европа, и Россия


Парламентские выборы в Украине состоялись – это признала не только Европа, но и Россия. Причем политологи считают, что Россия дала «добро» вовсе не под давлением Запада – на то у нее были свои причины. Однако если западные наблюдатели назвали нынешние выборы самыми прозрачными за всю историю независимости Украины, то Россия хоть и признала, но оценила их как достаточно «грязные».

– Думаю, что давление Запада в данном случае ничего не значит. Я не вижу оснований, по которым бы Россия не признала эти выборы, – говорит политолог Игорь Гридасов. – Традиционно Россия не делает ставку на оппозицию в соседних странах – она делает ставку на власть. Ей интересно, чтобы власть в Украине была и была готова наводить порядок и рассчитываться за энергоносители и.д.

При этом он отмечает, что с его точки зрения, это были первые выборы, в которых столь активно проявлялись насилие и беспредел.

– Люди не могли свободно проголосовать, потому что подвергались насилию и травле, – говорит он. – То есть была попытка просто задавить электорат страхом.

У политолога Валерия Дудко мнение прямо противоположное.

– Я вижу единственную причину, по которой наши выборы признала даже Россия – мы уже второй раз демонстрируем всему миру, что идем в правильном направлении, способны нормально организовать их проведение. У нас выборы действительно демократические, уменьшается процент админресурса. И эти выборы отличались от всех предыдущих тем, что мы стали бороться за чистоту их проведения, – говорит политолог Валерий Дудко. – Россия это оценила и вынуждена была их признать.

В свою очередь политолог Виктор Небоженко замечает, что на выборах не обошлось без админресурса, причем применялся он как одной, так и другой стороной – и теми, кто за единую Украину, и теми, кто придерживается иной точки зрения.

– Ноу-хау этих выборов стало то, что на этот раз админресурс в разных областях играл на разные политические силы. Например, в городах, контролируемых Партией регионов, админресурс, прекрасно понимая, что после выборов попадет под люстрацию, сделал все, чтобы подогнать выборы в пользу Оппозиционного блока. Вот и получилось, что в четырех восточных областях от правоохранительных органов до окружных комиссий все работали на Оппозиционный блок. Отсюда и 30% голосов. Россия тоже этим довольна, потому что для нее проход в парламент ОБ , созданного из сторонников Кремля, очень важен. Причем Оппозиционный блок даже ухитрился обмануть нашего несколько наивного президента. Он-то рассчитывал, что бывшие регионалы админресурс в четырех восточных областях используют только для победы по мажоритарным округам, а они захватили и общенациональный округ. В результате сейчас в ВР неожиданно появляется около 80-90 человек, которые будут агентами влияния Кремля. Зачем Порошенко на это поддался – уму непостижимо: это и ему неудобно, поскольку на этих людей нельзя опиреться, и Украине плохо, – рассуждает Виктор Нкбоженко. – А можно взять другой пример, когда Винницкая и Сумская области проголосовали исключительно за президента. Ну, как здесь могло обойтись без админресурса? Но в Киеве, Западной, Центральной Украине этого не было.

 

На какие крючки ловили избирателей политтехнологи


Да, выборы «грязные», но в конечном итоге они дали позитивный результат: Россия и Запад их признали, отмечает Виктор Небоженко.

– И для нас это очень важно, потому что мы показали, что, несмотря на войну, отсутствие реформ, чудовищный кризис, обострившиеся экономические проблемы, Украина оказалась способна провести нормальные выборы, – говорит он. – И за это нас хвалит Запад, а Путин доволен тем, что ему удалось провести своих агентов влияния в новый парламент, что было невозможно сразу же после Майдана.

При этом Виктор Небоженко придерживается мнения, что это даже неплохо, что сторонники Владимира Путина будут присутствовать в новом парламенте.

– Это лучше, чем если эти люди будут снабжать сепаратистов оружием и сражаться с нами на фронтах – пусть лучше сидят в ВР и там говорят, – аргументирует он свою точку зрения. – Таким образом победила демократия: в парламенте представлены депутаты от крайне проукраинских до крайне пропутинских взглядов. Я считаю, ничего страшного в этом нет.
В целом же парламент по мажоритарке и общенациональному округу выбрал себе депутатов, которые прекрасно понимают: если они работать не будут – то получат новый Майдан. И если не на Крещатике, то прямо в здании Верховной Рады.

Коалиция одна – вариантов несколько


По мнению политолога Виктора Небоженко, возможны два варианта создания коалиции. По его словам, президент рассчитывал, что получит в два раза больше голосов. Однако этого не случилось, поэтому он вынужден считаться с «Народным фронтом». Это, по мнению политолога, усложняет ситуацию и для НФ, и для президента.

– Либо президент возьмет за основу только одну партию (как это в свое время делали и Ющенко, и Янукович) , либо же Порошенко пойдет на коалицию, – рассуждает Виктор Небоженко. – Конечно же, второй вариант опасней, но более демократичный и менее конфликтный. Я думаю, было бы правильно, если бы он создал коалицию из трех политических сил: Объединение «Самопомощь» (которая неожиданно набрала много голосов по стране), Блок Петра Порошенко и «Народный фронт». Но возможен и другой вариант, когда президент может создать коалицию с Оппозиционным блоком или с Радикальной партией Олега Ляшко. И аргументирует это теми же словами, какими всегда объяснялось фактически предательство Ющенко: мол, нам нужны представители из разных регионов страны. То есть нужно включать Оппозиционный блок в коалицию, потому что они представляют восток Украины. Мол, это и есть проявление демократии. Но мы это уже проходили 15 лет подряд, и ничем хорошим это для Украины не обернулось.

Политолог Игорь Гридасов рассматривает возможность трех вариантов создания коалиции. Поскольку, по его словам, одного победителя на выборах не оказалось (конкуренцию составляют пропрезидентская партия «Блок Петра Порошенко» и партия премьер-министра Яценюка «Народный фронт»), а за этими политическими силами стоят разные экономические силы, то можно говорить о предстоящей довольно длительной и упорной торговле за монополию, за власть, вокруг создания коалиции и формирования правительства.

– Поскольку ресурсы, к которым у политиков будет доступ, ограничены (пряников никогда на всех не хватает, а хочется много), я вижу три варианта попыток создания коалиции. Первый и второй – попытки двух ведущих политических сил обойтись друг без друга. Возможна попытка Порошенко создать коалицию, не прибегая к услугам партии Яценюка, а опираясь на какие-то другие силы. Это могут быть та же «Самопомощь» либо Радикальная партия Ляшко, люди из Оппозиционного блока, мажоритарщики, которые не сильно связаны какими-то партийными обязательствами. Таким образом Петр Порошенко может попытаться избежать премьерства Яценюка, поставить на это место какую-то компромиссную фигуру, например Гройсмана, и обставить все так, чтобы в коалиции доминировал пропрезидентская партия. Либо возможна ответная попытка политической силы премьера создать коалицию, в которой не было бы президентской политсилы. Допустим, НФ может попробовать объединиться с теми же мажоритарщиками, с той же «Батькивщиной», – рассуждает Игорь Гридасов. – И только в случае, если эти попытки обойтись друг без друга успехом не увенчаются, будет реализован третий вариант: создана вынужденная коалиция на широкой основе, в которой Яценюк будет премьером и достаточно будет представлен Блок Петра Порошенко. А третьей силой может быть «Самопомощь», либо партия Ляшко, либо даже Оппозиционный блок.

 Тимошенко – «щука», которая будет смотреть за «коррупционерами-пескарями»


В вопросе о том, как поведет себя «Батькивщина» – будет с демократическими силами или примкнет к оппозиции – мнения политологов несколько разделились.

– Судя по заявлению Юлии Тимошенко, она, конечно же, войдет в состав демократических сил, – уверен Валерий Дудко. – Сейчас формирование демократического большинства будет проходить в несколько этапов. На первом произойдет выяснение, кто же там станет лидером? И Яценюк очень ошибается, считая, что «Народный Фронт» везде сможет занять лидирующее место. Как только НФ начнет «худеть» в силу комплектования различных структур власти, так сразу же его начнет замещать «Батьківщина». И вообще: как бы ни надувал щеки Арсений Петрович, он не обладает такой харизмой, как Юлия Владимировна. И как бы нам ни хотелось закрыть глаза и сказать, что ее нет – она всегда есть.

У Виктора Небоженко мнение иное: Тимошенко к оппозиции не примкнет, но будет критиковать всех – и правых, и левых, требовать реформ, потому что ей очень важно после таких неудачных для нее выборов поднять свой рейтинг.

– Поэтому, я думаю, она сейчас будет отчаянно заниматься законодательной деятельностью, – говорит он. – Это хорошо, что Тимошенко прошла, потому что это человек, который не стесняется называть вещи своими именами, а таких людей не так уж и много. Это та «щука», которая будет смотреть за нашими коррупционерами-пескарями.

Сколько жить новой Раде?


А вот долгую жизнь новому парламенту политологи не прочат.

По мнению Виктора Небоженко, Верховная Рада будет недолговечной из-за острой психологической несовместимости «между предателями Украины и патриотами», которые в нее войдут.

– Я помню, как в первые годы независимости Украины националисты и коммунисты избивали друг друга прямо в парламенте – возле туалетов, где много пространства. И вот сейчас это возвращается, – говорит он. – Потому что в зале будет сидеть холеный сытый украинопредатель, коррупционер, который ненавидит все украинское, эту страну, эксплуатирует ее, хвастает зарубежными поездками на отдых, а рядом с ним – представитель волонтерского движения или ветеран войны, человек, на руках которого погибали товарищи. Тут, конечно же, неизбежны личностные конфликты, драки и т. д. То есть в Верховную раду возвращается то, что было 20 лет назад – только на новом витке - острейшая чисто психологическая несовместимость между предателями Украины и патриотами. Ни в прошлом, ни в позапрошлом парламенте такого противостояния не было.

Валерий Дудко с коллегой солидарен: новый парламент должен стать не ареной политических разборок, а законотворческой структурой, способной правильно оценивать ситуацию в государстве и принимать правильные решения. Однако как раз это, по мнению политолога, ему не под силу.

– Парламент в силу своей разношерстности будет нестабильным. Потому что к формированию законодательного органа нужно было подходить согласно определенным критериям: там должны были оказаться не просто представители общественности и населения, а в большинстве своем юристы и люди, для которых законотворческая деятельность представляет смысл жизни, – говорит он. – Тогда парламент занимался бы не политическими разборками, а законотворческой деятельностью. Сегодня мы много говорим о формировании власти, забывая о том, что должны говорить об экономике и проблемах простых людей. Что мы будем есть завтра? Как у нас будут греть батареи? Это самые главные вопросы, которые в недалеком будущем выйдут на первый план. И закрыть на это глаза невозможно.

Парламентские выборы-2014 на Харьковщине: итоги и выводы


В работоспособности, а соответственно, и долговечности нового парламента сомневается и Игорь Гридасов. По его мнению, от ВР сейчас прежде всего требуется создать правительство и принимать довольно непопулярные решения в экономическом плане.

– Но насколько депутаты готовы голосовать за эти решения? Я думаю, работоспособной и сплоченной эта Рада не будет, – говорит он.-- Те партии, которые почувствуют себя обделенными, будут ждать новой политической конъюнктуры, где они могли бы набрать больше. Те партии, которые получат свою долю во власти, будут наоборот стремиться ее сохранить. То есть долговечность ВР будет зависеть от устойчивости коалиции.

Если премьер тот же, то министры другие


Что касается состава правительства, то в этом вопросе политологи единогласны.

– Правительство будет очень сумбурным, – высказывает свое мнение Сергей Небоженко. – Если Яценюк получит должность премьер-министра, то платой за это будет отсутствие его министров.

– Я думаю, что Яценюка оставят, а окружение министров вокруг него поменяют, – соглашается с коллегой Валерий Дудко. – Потому что те люди, которых на эти должности в свое время подбирали Турчинов и Яценюк, не совсем адекватные, они зачастую не могут исполнять свои обязанности.