Как  получить бесплатную консультацию по правовым вопросам и заручиться поддержкой бесплатного адвоката в случае задержания милицией?

В интервью «Вечернему Харькову» об этом рассказал директор Координационного центра по предоставлению правовой помощи Андрей Вишневский.

В 2011 году в Украине  был принят закон о бесплатной правовой помощи, предусматривающий предоставление первичной правовой помощи (консультаций и правовой информации), и вторичной правовой помощи (представительство и защита интересов граждан в судебном процессе – уголовном, гражданском и административном).

– Андрей Владимирович, где же  можно  бесплатно проконсультироваться по правовым вопросам, то есть получить первичную правовую помощь?

– Первичную правовую помощь, согласно закону, обязаны предоставлять все органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. При этом у органов местного самоуправления есть два особых инструмента для того, чтобы организовать предоставление первичной правовой помощи. Первый – путем создания специализированных коммунальных учреждений, которые ничем другим, кроме предоставления первичной правовой помощи, не занимаются. Второе – путем проведения открытого конкурса, по результатам которого избирается юридическое лицо (юридическая фирма,  адвокатское объединение, адвокатское бюро или общественная организация), которое будет предоставлять первичную правовую помощь. В обоих случаях финансирование происходит из местного бюджета. 

Хочу отметить, что в Харьковской области инициативу по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи предложили одними из первых в Украине. В Двуречанском районе, например, несколько сел и поселков городского типа скооперировались, приняли решение о выделении некоторой суммы из каждого местного бюджета на эти цели, совместно провели конкурс, отобрали провайдера, который, согласно оговоренному графику, выезжает в села и поселки и предоставляет населению бесплатную первичную правовую помощь.

В Харькове отделы по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи работают  и в органах исполнительной власти, в частности во всех управлениях юстиции.

– А как обстоят дела с предоставление бесплатной вторичной правовой помощи?

– С 1 января 2013 года  началось предоставление бесплатной вторичной правовой помощи в уголовном процессе, то есть лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении уголовных правонарушений, а также всем задержанным лицам – вне зависимости от того, применено к ним административное задержание или они задержаны  по подозрению в совершении уголовного правонарушения.

Кроме того, любой подозреваемый или обвиняемый на любой стадии уголовного процесса может заявить ходатайство и попросить адвоката за счет государства , если, например, из-за отсутствия средств или по иным объективным причинам он не может этого сделать самостоятельно.

– Но  бесплатный государственный адвокат предоставлялся и раньше...

– Да, но процедура была иная. До 2013 года  адвокаты через коллегии адвокатов в принудительном порядке привлекались для осуществления защиты по назначению. Тогда это была проблема следователя – найти такого адвоката. Зачастую он приглашал либо своего знакомого адвоката, либо обращался в коллегию, которая в принудительном порядке направляла, как правило,  кого-то из молодых сотрудников. Естественно, никакой мотивации делать эту работу качественно у адвокатов не было. Более того, связка – следователь и адвокат – в большинстве случаев печально заканчивалась для клиента. Ни об одном примере оправдания клиента, которого до 2013 года защищали адвокаты по назначению, к сожалению, неизвестно.

– Что же изменилось?

– Во-первых, по всей Украине была создана специальная система – 27 центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, которые работают в каждом  регионе Украины в круглосуточном режиме. И в течение двух часов каждому задержанному, в каком бы населенном пункте он ни находился, предоставляют адвоката.

– А как это происходит на практике? Задержанный должен написать заявление или адвокат ему предоставляется автоматически? 

– Автоматически. Статья 213 нового Уголовно-процессуального кодекса обязывает служебное лицо, проще говоря, милиционера, осуществившего задержание, немедленно сообщить об этом в центр бесплатной правовой помощи. Для этого существует единая круглосуточная бесплатная со всех стационарных телефонов и с большинства номеров мобильных операторов линия: 0800213103. Сразу же после регистрации сообщения центр обеспечивает прибытие адвоката к задержанному лицу.

Кстати, государство неплохо оплачивает услуги адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь. Так, за три года нам удалось увеличить бюджет на финансирование оплаты услуг адвокатов в 38 раз! На сегодняшний день годовой бюджет лишь на оплату услуг и компенсацию расходов адвокатов составляет почти 66 млн грн., из которых более 42 млн с начала 2014 года уже выплачены. То есть в месяц – в зависимости от количества вызовов – адвокат может зарабатывать до 10-15 тысяч гривен. Что, согласитесь, неплохо, особенно для сельских и отдаленных районов, где клиентов у адвокатов не так много, а платежеспособных еще меньше.

Подчеркну, деньги налогоплательщиков не расходуются зря: с начала текущего года наши адвокаты добились почти 100 оправдательных приговоров, а это более трети всех оправдательных приговоров, вынесенных судами Украины за этот период. Это значит, что сотня невиновных людей избежала незаслуженного уголовного наказания.

Обязательство предоставить бесплатную правовую помощь возложено на государство, а предоставлять ее могут только адвокаты. При этом адвоката никто заставить не может, он не обязан это делать – это его свободный выбор.

– Каким же образом находятся такие адвокаты?

– Мы привлекаем их через открытый конкурс, после успешного прохождения которого  адвокаты вносятся в реестр. Причем пребывание в этом реестре ни к чему не обязывает адвоката, а лишь дает право заключить контракт с центром и предоставлять бесплатную правовую помощь. Адвокат сам выбирает, на какой территории он будет работать в этом направлении, в каком объеме, сколько дел может брать, будет ли выезжать, например, в ночное время на задержание или нет. Все это – предмет переговоров между адвокатом и центром,  между которыми заключается гражданско-правовой договор. Такая модель позволяет сохранить полную независимость адвоката, гарантированную законом, и обеспечивает невмешательство государства в его или ее правовую позицию.

– Выходит, система предоставления вторичной правовой помощи очень гибкая. А какие возможности она дает адвокату?

– Во-первых, так совпало, что система начинала свою работу одновременно с внедрением нового Уголовного процессуального кодекса, что позволило адвокатам, задействованным в предоставлении бесплатной правовой помощи, очень быстро освоить новации уголовного процессуального законодательства  и повысить свою конкурентоспособность за счет большой практики, которую они прошли за короткое время.

Во-вторых, Координационный центр регулярно организовывает для всех адвокатов (а в масштабах Украины это 2200 человек) курсы повышения квалификации, тогда как  частный адвокат, который работает вне системы, а имеет только договора с частными клиентами, за повышение своей квалификации зачастую вынужден платить.

В-третьих, в системе адвокату работать проще, нежели по контракту с индивидуальным клиентом. Центр исполняет функцию бэк-офиса по отношению к адвокату, поэтому он чувствует себя более уверенно. Если возникают, например, правонарушения со стороны следователя, адвокат всегда может связаться с центром – и ему помогут решить эту проблему. За текущий год в результате такой работы восемь следователей были привлечены к  дисциплинарной ответственности. Таким образом, наш адвокат не «один в поле воин» – за ним стоит целая система защиты, организованной государством, которая является противовесом системе государственного обвинения. И в этом заключается фундаментальный принцип демократического правосудия, когда соблюдается равенство сторон в уголовном процессе – стороны обвинения и стороны защиты. И что важно – обеспечивается равный доступ к правосудию для всех граждан вне зависимости от их материального статуса.

При этом хочу отметить, что миссия бесплатной вторичной правовой помощи заключается  вовсе не в том, чтобы  виновное лицо избежало наказания, а в том, чтобы, во-первых, все права человека во время уголовного производства были соблюдены; во-вторых – чтобы лицо, виновное в совершении правонарушения, понесло наказание, пропорциональное его вине. И самое главное – чтобы невиновное лицо не понесло несправедливого наказания.

– Когда планируется расшить сферу применения бесплатной вторичной правовой помощи на гражданские и административные дела?

– Законом предусмотрено предоставление вторичной правовой помощи в гражданских и административных делах. На круг лиц, которые имеют на нее право, – это в основном социально незащищенные слои населения. Изначально внедрить ее планировалось с 1 января 2014 года. Затем, в виду сложностей с финансированием, этот срок был передвинут на 1 января 2015 года. А 14 октября 2014 года был принят Закон «О прокуратуре», согласно которому  представление бесплатной вторичной правовой помощи в гражданских и административных делах должно начаться в полном объеме с 1 июля 2015 года, поскольку функция интересов граждан в связи с реформой прокуратуры передается теперь в систему бесплатной правовой помощи.