Чтобы получить паспорт, сменить прописку или вклеить фотографию, теперь нужно обращаться не в паспортный стол, а в Центр предоставления административных услуг.

К сожалению, это ноу-хау, призванное облегчить жизнь харьковчан, привело к возникновению огромных очередей. 

«В очереди стою второй день»


Центр админуслуг Московского района можно узнать по огромной очереди у дверей. С 1 октября здесь принимают по вопросам оформления и выдачи паспорта гражданина Украины, в том числе в связи со сменой фамилии, а также в случаях замены утраченного или похищенного документа или вклеивания в него фотографии при достижении 25 и 45-летнего возраста. Здесь же происходят регистрация и снятие с регистрации по месту проживания.

Харьковчанке Светлане через несколько дней исполняется 25 лет. В очереди стоит уже второй день – чтобы вклеить фотографию в паспорт.

– Очередь движется очень медленно. Если так и дальше пойдет – я свое 25-летие пропущу, придется штраф платить за то, что паспорт просроченный, – волнуется девушка.

В этот момент из дверей в бешенстве выскакивает мужчина.

– Черт знает что творится! – возмущается он. – У меня паспорт просрочен на месяц – не вклеена фотография. Нужно составлять админпротокол и платить штраф. А у них тут, видите ли, бланков протоколов нет – за ним нужно ехать в районное отделение миграционной службы, а потом опять сюда – очередь занимать. 

Возникают у людей проблемы и с заполнением  бланков. Пенсионерка Евгения Семеновна, которой нужно сменить регистрацию, хоть и водрузила на нос очки с толстыми стеклами, никак не может разобрать, что написано – слишком мелкий шрифт.

– Обещали помощь консультанта, но пока все заняты, – жалуется женщина. 

И сотрудников не хватает, и бланков нет


По словам руководителя Всеукраинского проекта мониторинга Центров админуслуг, председателя Фонда местной демократии Ольги Мирошник, подготовительная работа по выдаче паспортов в ЦПАУ была проведена колоссальная – оборудованы места для регистраторов, проведено обучение работников. Во вторник она специально посетила ЦПАУ в пяти районах Харькова, чтобы понять, почему образуются очереди. 

По ее словам, в Октябрьском, Ленинском и Коминтерновском районах очередей нет.

– В Коминтерновском районе к 11.00 приняли 40 человек, очереди нет, – делится наблюдениями Ольга Мирошник. – По решению исполкома к консультированию граждан привлекают работников библиотеки (официальный консультант по штату не предусмотрен): они помогают заполнить бланки, подсказывают, куда обратиться.

А вот в Московском и Червоназаводском районах очереди действительно сумасшедшие.

– В Червонозаводском на месте оказалось всего два регистратора, третий заболел. Работники исполкома помогают в качестве консультантов, но это не спасает. Кроме того, люди путаются в множестве очередей. Так, человек, которому нужно сдать документы, полдня простоял в очереди за получением готового паспорта, – констатирует Ольга Мирошник.

В админцентре Московского района по штату предусмотрено пять сотрудников по паспортным вопросам, поскольку район густонаселенный. Но регистраторы все равно едва справляются с наплывом людей.

– Во вторник туда добавили регистраторов. Кроме того, часть людей перенаправляют в  ЦПАУ Червонозаводского района, который находится недалеко, – говорит Ольга Мирошник. – Но все равно очереди огромные.

Сказывается нехватка сотрудников, но все же главная причина, по ее мнению, – в блокировании процесса миграционной службой.

– Часто отсутствуют бланки, и людям приходится отправляться за ними в гостиницу «Металлист», чтобы купить в какой-то частной конторе, – поясняет Ольга Мирошник. –  Аналогично – с админпротоколами – в центрах бланков нет, за ними нужно ехать в миграционную службу района, где составляет админпротокол и принимает штраф лично начальник миграционной службы. Почему бы миграционной службе не выделить на админпротоколы человека, чтобы он выписывал штраф и принимал оплату по квитанции в админцентре?

С загранпаспортами – еще хуже


ЦПАУ Киевского района – пока единственный в городе центр админуслуг, где оформляют загранпаспорта – только в это подразделение Государственная миграционная служба направила своего представителя. Он принимал граждан в течение трех часов – с 10.00 до 13.00 по понедельникам и средам. Но в минувший понедельник представитель службы не явился. 

– Более сотни заявителей ожидали выдачи загранпаспорта, поскольку подавали документы в наш центр,  – говорит замначальника центра предоставления админуслуг Киевского района Зоя Павленко.

– К сожалению, миграционная служба отказалась принимать участие в работе терцентра, – заявил директор департамента предпринимательства и потребительского рынка горсовета Андрей Проскурин. – В настоящее время их консультантов и по другим вопросам паспортного обслуживания нет ни в одном из терцентров админуслуг Харькова. При этом распоряжение Кабмина предписывает государственным органам оказывать всяческое содействие.

По его словам, необходимое оборудование для выдачи загранпаспортов установлено в центрах админуслуг Ленинского и Орджоникидзевского районов, но без представителей миграционной службы оказывать подобную услугу там не могут.

– Ожидаем, что с 1 января 2015 года полномочия по выдаче загранпаспортов получат и администраторы центров, – отмечает Андрей Проскурин.

Паспортистов слишком мало


В Миграционной службе уверяют: они всячески помогали ЦПАУ – организовывали курсы для сотрудников центров, проводили консультации. А очереди возникли в связи с нехваткой в центрах паспортистов.

– Раньше в каждом районе было в среднем около десяти жэков, в каждом из которых принимали по две папортистки, – говорят в ГМС в Харьковской области. – Сейчас в одном ЦПАУ этой работой ведают всего три-пять администраторов на весь район. Конечно, они не справляются с наплывом людей. К тому же у них нет опыта работа, что тоже замедляет процесс. Отсюда и очереди.  

Прекращение выдачи загранпаспортов в ЦПАУ Киевского района в миграционной службе объясняют тем, что их сотрудник до сих пор совмещал эту работу с непосредственной – в управлении. Но сейчас объем работы в управлении из-за переселенцев вырос почти вдвое, поэтому отлучаться в ЦПАУ он уже не может.

В городском управлении предпринимательства и разрешительных процедур видят выход в увеличении штата администраторов, тем более что объем услуг, предоставляемых ЦПАУ, будет расширяться. Как сообщила руководитель управления Ирина Синицкая, в администраторы наберут еще 20 человек.