Новая система регистрации граждан по месту жительства создает очереди и несет риски для продавцов и покупателей жилья, говорят специалисты рынка недвижимости.

Центры административных услуг, которые сегодня выполняют функции «прописки-выписки», фактически не готовы к подобной работе.

– Новая процедура – это проект 2012 года. И разрабатывалась вся система для работы в электронном виде, то есть следовало создать единые электронные базы данных, программное обеспечение, обучить персонал и так далее. Все это действительно позволило бы совершать регистрацию или снятие с регистрации по месту жительства согласно  регламенту: в один день в одном месте, – говорит руководитель одного из харьковских агентств недвижимости Светлана Якимова. – Но технически центры административных услуг оказались к этому не готовы. И сегодня граждане вынуждены выполнять прежнюю процедуру, а вдобавок к этому выстаивать очереди в центрах админуслуг, роль которых фактически свелась к тому, чтобы поставить свою «галочку» в документах, оформленных в рамках прежней процедуры.

Как объяснила руководитель одного из харьковских агентств недвижимости Светлана Якимова, сегодня процедура регистрации граждан, покупающих жилье, по новому месту жительства выглядит следующим образом. Сначала – для снятия с регистрации – гражданин предоставляет в жэк паспорт, идентификационный код, а военнообязанные – еще и военный билет. Согласно новой процедуре снятия с учета и регистрации гражданин должен получить в жэке оригинал формы А (документа, на основании которого ведется регистрация), сделать его копию и возвратить оригинал паспортистке в жэк. Далее с паспортом и копией формы А (военнообязанный должен в военкомате поставить на ней отметку о снятии с учета) человек идет в центр предоставления админуслуг и подает документы о снятии с регистрации. Через три дня ему снова необходимо отстоять очередь в центре, чтобы забрать паспорт с отметкой, подтверждающей снятие с регистрации. Затем – снова в жэк, чтобы получить справку о составе семьи, которая выдается только после того, как паспортист жэка сверит информацию в паспортном столе о снятии с регистрации (сверка происходит один раз в неделю). Человек оформляет сделку купли-продажи и... повторяет процедуру – чтобы зарегистрироваться по новому месту жительства.

По мнению экспертов, оптимальным решением данной проблемы является возврат к прежней системе регистрации до тех пор, пока не будет создана техническая база для реализации новой процедуры.

– Прежний механизм регистрации нельзя назвать удобным и эффективным, но он работал четко, очереди отсутствовали и затраты по времени были  прогнозируемыми, – говорит Светлана Якимова. – Однако включение в этот механизм нового, и при этом абсолютно ненужного, участника усложняет и без того непростую ситуацию, сложившуюся на рынке недвижимости. Вот реальный пример, цитата человека, оформлявшего регистрацию: «Мы пришли утром и оказались в очереди восьмидесятыми. Повезло, что человек, который был сороковым, уходя, предложил занять его место. Выстояли целый день, и на нас прием закончился».

К тому же, по словам эксперта, отсутствие надлежащей технической базы несет риски для участников сделок с недвижимостью, поскольку увеличивает вероятность возникновения ошибок.

– Между центрами админуслуг и паспортистами отсутствует оперативный технический обмен информацией. Из-за этого может возникнуть ситуация, при которой, например, в справку о составе семьи, выдаваемой паспортистами и предоставляемой нотариусу при удостоверении сделки купли продажи, не внесут несовершеннолетнего члена семьи, который был прописан через центр админуслуг, – отмечает Светлана Якимова. – Подобные ошибки чреваты для продавцов и покупателей серьезными проблемами, вплоть до признания сделки недействительной.