Харьков знавал немало широкомасштабных архитектурных конкурсов, но самым представительным был, пожалуй, конкурс на проект театра массового музыкального действа.

Двадцатые годы — бурные и радостные, суровые и тревожные — неслись над столичным Харьковом. Подвалы и полуподвалы на Сумской были оккупированы театральными студиями, группами и театрализованными кабаре. На гребне революционной волны появлялись театры с претенциозными названиями «Свободный», «Молодой», «Героический». К концу 20-х годов советская власть решила упорядочить эту театральную вакханалию и превратить театр в орудие массового воспитания трудящихся. Поэтому в 1930 году был объявлен конкурс на проект невиданного дотоле чуда — театра массового музыкального действа в столице Украины.
По условиям конкурса требовалась вместимость театра не меньше четырех тысяч человек, зрительный зал и сцена предназначались не только для проведения спектаклей, но и для массовых мероприятий: митингов, демонстраций. Эти принципиально новые требования привлекли внимание архитекторов всего мира. Прислали свои работы даже такие знаменитости, как Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус. Всего набралось 144 участника, две трети которых были иностранцами. Такого размаха Харьков не знал ни до, ни после этого события. Для сравнения: на конкурс проектов здания Госпрома, шедевра конструктивизма мирового уровня, было подано всего семнадцать работ.
Большинство проектов театра массового музыкального действа были выполнены в стиле конструктивизма, созвучном той эпохе. Решения предлагались самые невероятные. Одни архитекторы предлагали отменить ярусы, ложи и даже сцену в привычном понимании этого слова. Некоторые новаторы предлагали вместо сцены большое пространство, связанное с улицей, чтобы можно было по ходу действия ввести небольшой танк, броневик и колонны войск. Другие авторы для большего эффекта предлагали поставить специальные запахораспространители и имитаторы звука. В японском проекте лифты должны были поднимать публику ни много ни мало — на тринадцатый этаж. А знаменитый немецкий архитектор Гропиус, предлагая в целом ординарное решение театра, изюминкой своего проекта считал кинофицированные стены, которые позволяли бы уличной толпе увидеть все, что происходило на сцене. Но вершиной архитектурного новаторства стал проект московских архитекторов братьев Весниных, признанный лучшим. Весниных в истории советской архитектуры было трое: старший брат Леонид, средний Виктор и младший Александр. К началу тридцатых годов они были в зените славы. Корбюзье, неоднократно соперничавший с ними во многих международных конкурсах, именно Весниных называл основателями конструктивизма. Действительно, и проект Днепрогэса, им принадлежащий, и проект харьковского театра, который сами Веснины называли лучшей своей работой, сочетали легкость, простоту, мощь и соответствие идеологическим требованиям времени.
Проект харьковского театра братьев Весниных предусматривал три варианта использования сцены и зала. Первый — с классической сценой, декорациями и четырьмя тысячами мест, — предназначался для академических постановок: оперы, музыкальной драмы, комедии. Второй — для спортивных праздников и цирка. Сцена при помощи специальных приспособлений превращалась в арену, а количество зрителей увеличивалось до пяти тысяч человек. Третий вариант предусматривался для заседаний, манифестаций и народных собраний. Здесь сцена превращалась в продолжение зрительного зала, а колонны демонстрантов должны были шествовать мимо нее через два боковых выхода, при этом вместимость зала увеличивалась до шести тысяч человек.
Для постройки этого феноменального сооружения была выбрана территория вдоль улицы Карла Либкнехта (так тогда называлась Сумская) между Совнаркомовской и Сердюковским переулком (ныне улица Скрыпника). Харьковский горсовет, не оценивший геометрической чистоты проекта Весниных, пожелал придать зданию более презентабельный вид и воплотить в нем трудовой порыв пятилетки. Результат оказался плачевным. Здание превратилось в тяжеловесного монстра. Сохранилась только идея трансформации сцены — она предусматривала теперь еще и опускание пола партера с превращением его в бассейн.
Пока проект корректировался, на отведенном участке начали строить подсобные помещения — артистические гримерные, выходящие на Чернышевскую. Но тут столица переехала из Харькова в Киев, и проект театра массового музыкального действа оказался благополучно похороненным. То, что успели построить, переделали в жилой дом, а на месте пустыря в 1939 году открыли депо для первой линии харьковского троллейбуса. В послевоенные годы здесь методом народной стройки был разбит сквер Победы с фонтаном и зеркальной струей, ставшей одним из символов города. А о грандиозном конкурсе с фантастическими идеями, многие из которых опередили свое время, напоминает лишь невзрачная серая коробка здания на улице Чернышевской да толстенный альбом с проектами в библиотеке им. Короленко.