Театр Романа Виктюка снова приехал в Харьков. В этот раз на суд зрителей был представлен спектакль «Саломея. Странные игры Оскара Уайльда», поставленный еще в конце 90-х.

Несмотря на то, что «Саломею» критиковали чуть ли не все СМИ, а журналисты давно намекали Виктюку о его творческом кризисе, в большом зале Харьковского академического театра оперы и балета свободных мест почти не было.
Конечно, хотя бы раз на спектакль театра Романа Виктюка сходить стоит, чтобы не быть невеждой и понимать, почему об этом режиссере столько говорят. Неважно — хорошего или плохого. Его знают и уважают во многих странах мира. А все постановки Виктюка обречены на аншлаг.
Некоторые критики именуют «Саломею» культовым спектаклем. Насколько это оправданно, каждый должен судить самостоятельно. Но то, что творение Виктюка не оставило никого равнодушным — просто неоспоримо. Здесь представлены две сюжетные линии — непосредственно «Саломея» Оскара Уайльда и судебный процесс по делу ее автора. Сюжет «Саломеи» — это библейская история об иудейской принцессе, потребовавшей за свой танец перед царем Иродом голову отшельника Иоканаана (Иоанна Крестителя), отвергнувшего ее любовь. Вторая сюжетная линия касается реалий британской жизни. В свое время талантливый писатель Оскар Уайльд обвинялся в преступной по тем временам гомосексуальной связи с лордом Альфредом Дугласом, что и привело его к гибели. Хитросплетение этих историй немного путает зрителя — ведь каждый актер играет две роли, практически не меняя одеяния и образа. Но несмотря на скучное, затянутое начало, неоправданные монологи на английском языке, отсутствие динамичности и захватывающего финала, спектакль спасают повторяющиеся музыкальные темы, которые придают спектаклю возвышенность трагического действа, и актер Дмитрий Бозин, который одновременно играет Саломею и любовника Уайльда. В спектакле он потрясающ, неотразим, сексуален, притягателен, гениален… Так сыграть прекрасную женщину вряд ли получилось бы у самой талантливой актрисы.
— Основная идея этой роли и этого произведения в том, — говорит Дмитрий Бозин о Саломее и «Саломее», — что плотская природа человека, земная природа, природа человеческой крови, человеческой боли — она-то и дает основу для высшей поэзии, для высшего взлета и высшего ухода в другие миры. Чем более земным является существо, тем выше оно летит.
Виктюк посвятил «Саломею» любви и страсти — тем чувствам, которые, по убеждению и героев, и актеров, и режиссера, правят миром. И ничего, что прочувствовать, насколько сильно Оскар Уайльд любил юного лорда и какой страстью иудейская принцесса пылала к Иоканаану, зрителям так и не удалось. Виновны в этом даже не актеры, а монотонно развивающееся действие. Главное, что все прониклись игрой смыслов и, как это задумал Роман Виктюк, не осуждали Саломею и Альфреда Дугласа, из-за прихоти которых погибли великий христианский пророк и талантливый писатель.
— У любви нет человеческого лица. У нее только есть лик Бога и лик Дьявола, — говорит Роман Виктюк. — Любовь неизреченна и необъяснима. Ее не замкнешь в Слова, как не расскажешь Музыку и не нарисуешь Солнце. Но только одно верно: тайна любви больше, чем тайна смерти, потому что Сердце захочет жить и умереть ради любви, но не захочет жить без любви. В роскошной панораме, исполненной яркого безумия, Оскар Уайльд показал нам лик Дьявола в любви.
Сочетая разные исторические эпохи и культурные знаки, режиссер попытался заставить зрителей провести параллели между двумя, практически ничем не связанными, сюжетами, где посредственность одерживает победу над талантом. Наверное, у него это получилось: ведь в финале зрители приветствовали артистов стоя.
Справка

Роман Виктюк — один из сильнейших современных режиссеров России. Окончил ГИТИС. Работал режиссером во Львовском и Киевском ТЮЗах, преподавал в студии при Киевском театре имени И. Франко. В начале 70-х поставил ряд спектаклей в театрах Калинина (Тверь), Вильнюса, Москвы, Киева. В 1991 г. создал собственный театр — «Театр Романа Виктюка». Единственный из режиссеров иностранного происхождения, награжденный международной премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии (1997 год). Обладатель театральной премии «Maratea» Центра европейской драматургии (1991). Награжден премией «Киевская Пектораль» и премией СТД Украины «Триумф».