
Миллионы телезрителей помнят Вячеслава Невинного по блестяще сыгранным ролям в фильмах «Берегись автомобиля», «Гараж», «За спичками», «Гостья из будущего» и многим другим. А театралы восхищались игрой артиста во МХАТе.
О том, каким человеком был всенародно любимый артист, рассказал его сын — режиссер и руководитель театра «Творческий дом Невинных» Вячеслав Вячеславович Невинный.— Вячеслав Вячеславович, в этом году вашему отцу исполнилось бы 80 лет. А как он обычно отмечал дни рождения?
— И дни рождения, и Новый год, и другие праздники отец любил отмечать дома, в семейном кругу. Он обожал маму, ему нравилось общаться с внуками. Но юбилеи, конечно же, отмечались и в театре. К примеру, шестидесятилетие праздновалось широко и пышно. Вячеслава Михайловича поздравляли все коллеги. И организовали нечто интересное.
Отец жил напротив Камергерского проезда, где находится МХАТ. Из-за болезни ног он не мог пользоваться подземным переходом. Когда Вячеслав Михайлович переходил Тверскую улицу, милиционер всегда выходил из будочки и жезлом останавливал движение транспорта. Сотрудники ГИБДД, конечно же, знали и любили народного артиста Советского Союза.
В день шестидесятилетия Вячеслав Михайлович, переходя улицу, увидел на дороге военный оркестр, который при его появлении заиграл марш. Такой подарок ему сделали коллеги. Машины останавливались, и водители, увидев, кого чествуют, начали сигналить. Поднялся невообразимый шум. С одной стороны — оркестр, с другой — автомобильные гудки.
А при входе в театр Вячеслава Михайловича уже поджидали артисты с цветами, хором скандируя приветственные слова. Торжество продолжилось на сцене, где Вячеслав Михайлович, мама и я в этот вечер играли в спектакле «Блаженный остров» по пьесе замечательного украинского драматурга Николая Кулиша.
— Знаю, что Вячеслав Михайлович очень любил бывать в Украине.
— Отец всегда с удовольствием вспоминал поездки в Киев, то, какая в этом городе замечательная, тонко чувствующая публика. Все наши спектакли в столице Украины шли с неизменным успехом. Мы приезжали и с постановкой «Блаженный остров». Киев — один из величайших и красивейших городов, куда хочется еще и еще возвращаться.
— В одном из интервью ваш отец рассказывал, что обожает вареники с вишней.
— Вообще нужно сказать, что Вячеслав Михайлович любил и узбекскую кухню, и грузинскую. И, конечно, очень нравилась ему украинская: вареники, борщ… Отец знал толк в еде. Умел и любил готовить. Например, очень вкусными получались у него деруны. Причем готовил все очень быстро.
— Какие подарки Вячеслав Михайлович любил получать в день рождения?
— Ему больше нравилось дарить. Ведь подарок — это проявление любви и заботы. А какие подарки могли отца обрадовать? Он любил ручки, карандаши, скрепки, дыроколы, степлеры… Обожал свой рабочий стол, где у него были аккуратно разложены пьесы, над которыми отец работал и как редактор: всегда что-то подправлял в тексте, кое-что менял местами. Потом все это предлагал режиссеру. И я не знаю ни одного режиссера, который отказался бы от этих находок.
— Вячеслав Вячеславович, вы рассказали, как праздновалось шестидесятилетие отца. Семидесятилетний юбилей, как понимаю, был уже не столь радостным по той причине, что артист серьезно заболел. А в последние годы вообще был прикован к постели, так как перенес ампутацию стоп…
— Да, неизлечимый и неумолимый диабет, с которым, к сожалению, сделать ничего было нельзя, брал свое. Но Вячеслав Михайлович до конца все равно оставался бойцом и борцом. Все невзгоды судьбы встречал смело и стойко. Помню момент, когда мы с моей женой Ларисой, которую он очень любил и называл не невесткой, а невестой, пришли к нему в палату после операции. Думали, как начать разговор.
Но когда вошли, отец первый заговорил: «А вот смотрите, как я уже освоился». И стал показывать, как кладет ногу на ногу. «Вот все в порядке, — говорит. — И так могу, и так». Таким образом снял напряжение. Но я представляю, каких сил и мужества стоило ему все это.
— Видела фото Вячеслава Михайловича в молодости, где он стройный, спортивный…
— В молодые годы отец увлекался и футболом, и велоспортом. Но после тридцати вдруг стали болеть, у него отказывали ноги. Врачи сказали, что проблема связана с нервно-проходящими системами из позвоночника в ноги и что это нужно лечить. Отец оказался перед выбором: либо лекарства на гормональной основе, от которых суждено сильно располнеть, либо без них — тогда остаток жизни придется провести в инвалидной коляске. Вячеслав Михайлович согласился, чтобы его кололи, лишь бы только ходить.