Как правило, общество охотно подхватывает любую информацию о рейдерстве. И верит первому же, кто произнесет это слово. А не надо бы. Потому что, как говорит поговорка, «все синички — птички, да не все птички — синички». Попробуем разобраться в этом на двух преданных огласке случаях о попытках рейдерского захвата харьковских предприятий.

ЗАО «Стома»
Это предприятие — бывший Харьковский завод медицинских пластмасс и стоматологических материалов. ЗАО «Стома» — единственное на Украине и самое крупное в СНГ предприятие этого профиля. Успешное. Постоянно занимается обновлением своей производственной базы и ассортимента продукции. В последние годы предприятие стало выпускать серию аэрозольных препаратов, таблеток из импортного сырья (аспирин, фталазол, нитроглицерин, активированный уголь и др.). Высокое качество продукции «Стомы» подтверждено сертификатами Госстандарта Украины, России, Беларуси, отвечает международным требованиям ISO-9001. В больших объемах продукция «Стомы» экспортируется в Российскую Федерацию, Казахстан, Беларусь, Литву, Латвию, Эстонию, Узбекистан, Армению и Киргизию.
Когда я пыталась выяснить у знакомых стоматологов, чем грозит исчезновение этого завода, то терапевты особенно не взволновались — пломбировочный материал они предпочитают импортный. А вот протезисты категорически заявили, что если, не дай Бог, со «Стомой» что-то подобное произойдет, материалы для зубного протезирования подорожают в 3-4 раза. Ведь это и оттискной материал, и пластмасса для искусственных зубов, и многое другое. Потребителями продукции предприятия является вся отечественная стоматология. В продукции «Стомы» особенно нуждаются люди пожилые, и не только они. Поэтому переоценить социальную значимость данного предприятия трудно.
На пресс-конференции в ИА «Статус-кво» председатель профсоюзного комитета завода сообщил, что предприятие сохранило за собой социальную структуру. Есть своя база отдыха на Салтовском водохранилище. По современным меркам она, может, и не очень благоустроенная — обычные домики, без пищеблока. Но сотрудники предприятия любят эту базу и она не пустует даже зимой.
Поскольку «Стома» — закрытое акционерное общество, ее акционером можно стать только при соблюдении некоторых процедур. «На сторону» акции могут уйти только в случае, если никто из нынешних акционеров «Стомы» не выскажет желания их приобрести. Акции также можно передать по наследству, можно и подарить.
И вот один из работников предприятия, отец троих детей, получающий среднюю зарплату и дивиденды от владения акциями «Стомы», вдруг решает «подарить» 3000 этих акций (номинальная стоимость 12600 гривен, текущая рыночная — 90 тысяч гривен) фирме «Бестселлер». Странный случай благотворительности, когда многодетный отец жертвует частной фирме шесть своих годовых доходов!
Весьма подозрительное дарение — если же это была продажа акций, то есть фиктивное дарение, то такая сделка не признается законной и суд восстанавливает статус кво — привело к тому, что на предприятие проникла фирма, начавшая скупать акции уже «изнутри». И снова — незаконными методами. Так как в руках у представителей «Бестселлера» — фирмы «Резон» — оказался список акционеров. Информация эта не для общего пользования и попасть в чужие руки могла только в результате подкупа или шантажа. (В соответствии со статьей 232-1 УКУ за разглашение или использование неопубликованной информации об эмитенте или его ценных бумагах предусмотрена уголовная ответственность.) По списку за акциями приезжали прямо домой к акционерам…
Кроме того, «Стому» «обездвижили»: 3 марта в Хозяйственный суд Харьковской области с иском к «Стоме» по поводу нарушения своих авторских прав обратилась компания Piper, пять лет до того безоблачно сотрудничавшая со «Стомой». Из искового заявления, как считает юрисконсультант Елена Шорох, понять суть претензий невозможно. Наверное, поэтому суд и решил провести экспертизу не в Харьковском НИИ судебных экспертиз имени Бокариуса, а в Киеве, в НИИ интеллектуальной собственности Академии правовых наук Украины. В нарушение процедуры — без предварительного заседания, не ознакомив с иском ответчика. Заодно суд накладывает арест на все виды принадлежащего предприятию недвижимого имущества, запретив не только отчуждение его, но и выдачу техпаспортов, регистрационных документов и т. п.
Далее следует второй иск — просьба признать сделку двухлетней давности, нарушающей права акционера. Этот спор по поводу корпоративных отношений, который должен рассматриваться исключительно Хозяйственным судом (изменения в Хозяйственно-процессуальный кодекс Украины от 29.12. 2006 года), почему-то принимает к рассмотрению Коминтерновский районный суд. При этом ни истец, ни ответчик в данном районе не проживают! Но зато суд выносит решение о наложении ареста на всю систему реестра ЗАО «Стома», то есть парализует деятельность регистратора.
Очевидно, в связи с тем, что, осознав угрозу, «Стома» в порядке самозащиты стала тоже выкупать акции у своих акционеров...
Итак, в случае со «Стомой» есть: благополучно работающее, социально значимое предприятие; вероятное незаконное приобретение первичного пакета акций; незаконное овладение закрытой информацией. Есть также и многочисленные нарушения процедуры рассмотрения судебных исков в судах, заставляющие заподозрить умышленные действия некой группы людей. Налицо все признаки рейдерства — операций вне поля закона. В отличие от нормального, по своей природе хищного, стремящегося расшириться, но остающегося в рамках закона, бизнеса.
Об этом и сообщили прессе представители ОАО «Стома» в ходе пресс-конференции в ИА «Статус кво» 3 марта 2007 года.
ОАО «Имтокс»
Фирма «Имтокс» — акционерное общество открытого типа. С момента своего образования оно ничем особенным в плане трудовых свершений не прославилось. «Лет пятнадцать корпуса с уникальным оборудованием простаивали и только в 2006-м начали оживать», пишет пресса. И вдруг — рейдеры…
Удивительно, как этим рейдерам вообще удалось узнать, что фирма «Имтокс» существует! В открытых источниках об ОАО «Имтокс» вы найдете всего две строчки на портале «Укрбизнес» — дескать, да, есть такое предприятие! — и серию статей с пресс-конференции, проведенной в ИА «Статус-кво» 1 марта 2007 года. Максимум информации, которую вы можете получить — два безымянных контактных телефона, высланных вам после сообщения вашего электронного почтового ящика. Полная конспиративность…
Дивидендов по акциям акционеры «Имтокса» пока в глаза не видели. Фирма существует в основном за счет сдачи в аренду помещений. Но в последние несколько лет на заводе — бывшем п/я авиационной промышленности, относительно молодом, с уникальным современным оборудованием — происходят некоторые тревожные события.
В ходе проверки хозяйственной деятельности предприятия в конце 2006 года отдел борьбы с экономическими преступлениями Киевского района г. Харькова выявил факты хищения. Было возбуждено уголовное дело по ст. 185 п. 5 УК Украины «Хищение в особо крупных размерах». И акционеры Общества начали бить тревогу.
«Вследствие непрозрачных и подозрительных действий определенных лиц из состава руководства предприятия производственные помещения Общества оказались фактически в собственности разнообразных «арендаторов», деятельность которых делает невозможной работу завода. В то же время нелегальный доход от этой аренды остается в карманах группы людей, захвативших контроль над предприятием, — говорится в коллективном письме акционеров ОАО «Имтокса». — Налицо также безусловные факты прямой и неприкрытой кражи имущества Общества, при котором эти же самые руководители разрушают и продают на металлолом станки и оборудование. Очевидно, будучи не в состоянии наладить работу предприятия, руководство старается выжать максимум денег из завода, не заботясь ни о судьбе предприятия, ни о дальнейшей судьбе акционеров».
По сути, у акционеров было только два пути — либо ждать, когда нынешнее правление дограбит завод до конца и объявит о его банкротстве, либо попытаться как-то остановить происходящий беспредел. Часть акционеров согласилась сбыть с рук бесполезные бумажки-акции, часть решила осуществить свои права и вмешаться в управление предприятием.
Председателю правления Общества Роману Цацкину акционеры направили письмо с уведомлением: хотим провести общее собрание с целью переизбрания руководства. Такое право им дает Закон «О Хозяйственных обществах». Двадцать дней, отведенных законом, ждали акционеры ответа. Не дождавшись, догадались, что никто из руководителей ОАО «Имтокс» не собирается блюсти их права в ущерб своим интересам.
Хотя кое-что, что можно считать ответом, все-таки произошло: «Завод «Имтокс» на осадном положении уже 3 месяца. Охрана — на входе, в цехах и даже коридорах бывшего оборонного предприятия», — информирует харьковчан АТН со слов Артема Цацкина, брата председателя правления. Такое вот «следствие» обращения к правлению с уведомлением об общем собрании акционеров — «никого не пущать!» Собрать акционеров на территории предприятия стало невозможно.
Да и во всем Харькове не нашлось бы для них места. Не говоря уже о том, что фактическое руководство фирмой осуществляет человек с криминальным прошлым, имеющий и в настоящее время неприятности с законом, за нынешним правлением стоят люди влиятельные. Каждый — по-своему. До июня 2005 года председателем наблюдательного совета Общества являлся Петр Ющенко, народный депутат. И, по словам акционеров, связей с предприятием он не утратил. Интересы правления защищает «Инюрполис» — юридическая компания, президентом которой является Татьяна Гавриш, советник губернатора Харьковской области по правовым вопросам и депутат городского совета от БЮТ. (Как тут не вспомнить слова народного депутата В. Черновола: «Я не уверен, назовет ли кто в Украине хотя бы одну рейдерскую атаку без участия депутатов-бютовцов из Верховного или местных советов?»
Может быть, поэтому Фемида решила приспустить повязку с глаз? Молниеносные рассмотрения исков в Хозяйственном суде и — точно также как на «Стоме» — вынесение решений об аресте имущества, обездвиживании реестра акционеров… Но — в отличие от «Стомы» — еще и запрет, наложенный судьей Хозяйственного суда на проведение собрания акционеров. Где бы то ни было — всем организациям Украины (!) запрещено сдавать в аренду акционерам помещения для таких собраний.
Тем не менее, как сообщают акционеры, данное правление уже низложено. До принятия судебных решений им, применившим «военную хитрость», все-таки удалось провести собрание в Ивано-Франковске, переизбрать руководство и изменить держателя реестра Общества.
Кто же тут кому — рейдер? Акционеры, реализующие свои законные права, или правление, стремящееся их проигнорировать?
Длительные судебные тяжбы и дискредитация акционеров в СМИ в данном случае — это попытка все еще действующего правления оттянуть момент фактической сдачи полномочий. Для самого завода, как считают акционеры, это чревато окончательным разграблением и гибелью.