В пятницу, 12 августа, в авиапромышленности Российской Федерации наконец-то свершилось «историческое событие», которого с нетерпением ждали почти семь лет, в том числе и украинцы... На аэродроме самарского авиационного завода состоялась презентация серийного регионального пассажирского самолета Ан-140 российской сборки, созданного не без участия харьковчан.

Самолет выполнил демонстрационный полет над летным полем «Авиакора» в присутствии большой группы высокопоставленных руководителей России и Украины и представителей авиастроения. Как сообщают информационные агентства, глава украинской делегации Александр Зинченко, приветствуя экипаж и самарских самолетостроителей после полета, сказал: «Я искренне аплодирую и экипажу, и заводчанам за замечательную работу по созданию нового самолета. Ан-140 — это символ. Он бросил вызов времени, авиационному рынку, этот корабль вобрал опыт двух братских народов. Мы вместе подняли на крыло блестящую машину, и я желаю, чтобы этому самолету всегда сопутствовал попутный ветер и на его пути было меньше турбулентности. В добрый путь». Александр Зинченко также отметил, что сотрудничество Украины с Россией не противоречит сотрудничеству с Германией и США в сфере самолетостроения. По его мнению, «нужно занимать столько рынков, сколько есть возможностей», тем более что российский рынок для Украины является бездонным. В свою очередь, исполняющий обязанности генерального конструктора АНТК им. Антонова Дмитрий Кива подчеркнул, что Ан-140 — это модель регионального лайнера, которая ни в чем не уступает, а по некоторым параметрам и превосходит аналогичные самолеты зарубежных производителей. Кроме того, самолет соответствует всем европейским и межгосударственным нормам.
Глубокое удовлетворение сотрудничеством с харьковским авиазаводом высказал губернатор Самарской области Константин Титов. По его мнению, Ан-140 — это пример научно-технической и производственной кооперации между Россией и Украиной, и задача такой кооперации — увеличить объемы производства и продаж. Полностью с ним согласен и генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Павел Науменко:
«Ан-140 — это юноша в хорошей спортивной форме. Первый товарный самолет стал плодом тесной кооперации российских и украинских самолетостроителей, и я не сомневаюсь в его большом будущем на российском рынке». Павел Науменко сообщил, что в тот же день он обсуждал с владельцем завода планы на ближайшее будущее. «В сентябре должно состояться большое совещание, и я уверен, что эти решения станут судьбоносными и для «Авиакора», и для программы Ан-140», — заявил он. По словам Павла Науменко, сегодня самое главное — это наладить темп выпуска самолетов как в Самаре, так и в Харькове. Павел Олегович выразил уверенность, что после восстановления технологического цикла в Самаре, когда будут переданы новейшие украинские технологии, завод сможет выпускать как минимум по самолету в месяц. «Сейчас там работают наши люди, задача которых — построить систему обучения самарских специалистов тем новинкам, которыми обладаем мы».
Ан-140 — первый и пока единственный успешный проект ко-операции между самолетостроителями Украины и России. ХГАПП совместно с ОАО «Авиакор — Авиационный завод» смогли определить единые принципы маркетинговой и ценовой политики, выстроить эффективную систему кооперированного производства. Харьковчане помогли восстановить и доукомплектовать производственную линию по сборке Ан-140 в Самаре, направили свой техперсонал для обучения коллег и помощи в создании первой машины, поставили 70% агрегатов на первый российский Ан-140, наконец, передали ОАО «Авиакор — Авиационный завод» оборудование летно-испытательной станции, без которого не состоялся бы первый полет. Покупателем первого российского Ан-140 стала авиакомпания «Якутия», которая начнет эксплуатацию самолета на регулярных линиях сразу после завершения его заводских испытаний. Этот дальневосточный перевозчик заказал три такие машины. В целом же потребности только авиакомпаний России в региональных 50-70-местных самолетах типа Ан-140 оценивается экспертами более чем в 100 машин в течение последующих десяти лет.
Планируется, что на авиационном салоне «МАКС», который откроется 16 августа в подмосковном городе Жуковском, среди 200 самолетов, которые представят на выставке, будет два новых Ан-140: первый самарский самолет Ан-140, а также новая машина повышенной комфортности Ан-140VIP производства Харьковского авиазавода. В авиасалоне «МАКС», который проходит в Подмосковье раз в два года, примут участие 42 страны — это немного меньше, чем во французском авиасалоне в Ле Бурже.
Первый серийный Ан-140 вышел на регулярные линии в 2002 году. Сегодня одиннадцать самолетов этого типа выполняют регулярные и чартерные рейсы под флагами авиакомпаний трех государств: «Аэромост-Харьков», «Ильич-Авиа» и «Мотор-Сич» (Украина), «АЗАЛ» (Азербайджан) и Safiran (Иран). 28 июля 2005 года число пассажиров, перевезенных самолетами Ан-140, достигло 200 тысяч человек. Отмечается, что Ан-140 имеет надежный двигатель, малошумный шестилопастный винт, вместительность самолета составляет 52 пассажира, практическая дальность полета 2320 км, короткий разбег 880 м и пробег 530 м, самолет имеет высокий уровень комфорта, шум на 15 дБа меньше аналогов.

Cправка


ОАО «Авиакор — авиационный завод» — одно из крупнейших авиационных предприятий России. Основная сфера деятельности — производство гражданских пассажирских самолетов Ту-154 и Ан-140, а также услуги по ремонту авиатехники. Реализация проекта производства нового регионального самолета Ан-140 началась на ОАО «Авиакор — Авиационный завод» в 1997 году. Переломный момент в развитии проекта Ан-140 наступил в июле 2003 года, когда между администрацией Самарской области, ОАО «Авиакор — авиационный завод» и ХГАПП было подписано соглашение о развитии программы Ан-140 в Российской Федерации.


В настоящее время ХГАПП производит региональные пассажирские самолеты Ан-140-100, а также многофункциональные Ан-74 и его модификации. За последние годы активная маркетинговая политика ХАЗа позволила увеличить заказы на поставки самолетов и тем самым повысить объем производства — его рост составил 190% по сравнению с 2003 годом. Продав за последние пять лет 19 самолетов, ХГАПП стало наиболее успешным предприятием СНГ, выпускающим гражданскую авиатехнику (для сравнения — суммарный объем производства всех российских производителей за этот период составил 20 машин). Портфель твердых заказов ХАЗа сегодня превышает 250 млн. долл., что обеспечит загрузку его мощностей на ближайшие несколько лет. В 2005 г. предприятие планирует поставить 10 машин в Азербайджан, Египет, Ливию и другие страны, а также самолетокомплекты для иранской компании HESA и самарского «Авиакора».