Одним из путей энергосбережения является установка приборов учета. Конечно, сами счетчики ничего не экономят, они просто подсчитывают объем потребления.

Однако один лишь факт их установки стимулирует к экономии. Кто должен устанавливать и оплачивать обслуживание счетчиков, «Вечернему Харькову» рассказали в ГП «Харьковстандартметрология».

Сегодня у большей части населения, промышленных предприятий и организаций Украины установлены счетчики воды, газа, электроэнергии и тепла. Это достаточно сложные приборы с установленными метрологическими характеристиками, которые, собственно, и обеспечивают достоверность коммерческих расчетов. Однако со временем точность этих приборов может снижаться. Например, из-за плохого состояния трубопроводов счетчики воды за несколько лет эксплуатации забиваются окалиной, ржавчиной, что приводит к износу деталей их проточной части и снижению точности измерений, а то и поломке прибора.

– Чтобы определить, пригоден счетчик к дальнейшему применению или нет, на основании контроля его метрологических характеристик проводится периодическая поверка прибора, — рассказывает генеральный директор ГП «Харьковстандартметрология» Владимир Величко. — Периодичность поверки для различных видов счетчиков разная и устанавливается из максимального срока эксплуатации, в течение которого точность измерений находится в пределах нормы. Счетчики, которые не прошли поверку или срок поверки которых истек, теряют статус приборов коммерческого учета, и потребители не могут применять их показания для расчетов за потребляемые энергоресурсы.

Кто же должен осуществлять и оплачивать обслуживание счетчиков? Однозначного ответа на этот вопрос нет — все зависит от того, что учитывает прибор и кем установлен.

Так, счетчики электроэнергии и газа в основном принадлежат предприятиям, которые предоставляют услуги по электро- и газоснабжению. Специалисты этих предприятий самостоятельно проводят техническое обслуживание (установку, ремонт и поверку) счетчиков в соответствии с утвержденным графиком. Расходы на выполнение этих работы заложены в тарифы на услуги по електро- и газоснабжению, поэтому дополнительно оплачивать поверку и все сопутствующие работы потребителям не нужно.

А вот владельцами индивидуальных счетчиков горячей, холодной воды и тепла являются непосредственно потребители, которые их установили. Они же несут ответственность за техническое состояние приборов и своевременную поверку. Монтаж, демонтаж, ремонт и поверка индивидуальных счетчиков проводятся по заявке владельца, которая направляется в «Водоканал» или районные «Тепловые сети». Оплачивать работы будет потребитель (во всяком случае, пока правительством не будут решены вопросы относительно источника покрытия финансовых затрат на указанные работы).

Что касается собственно поверки счетчиков, то ее проводят только специалисты, имеющие статус государственных поверителей. Положительные результаты поверки они подтверждают своей подписью в техпаспорте прибора и оттиском поверочного клейма на пломбе.

Кому выгодна установка водомера?


Установка счетчика позволяет снизить затраты на оплату услуг водоснабжения в два раза. Главная выгода от прибора учета – экономия как самого ресурса, так и денег. Если, например, семья из трех человек по нормам водопотребления платит 165 гривен в месяц за воду и канализацию (то есть за 30 кубометров воды), то после установки водомера затраты на оплату услуг водоканала снижаются примерно в два раза. Водомер дает возможность платить только за потребленную воду.

Однако чтобы добиться экономии –  перед установкой водомера было бы нелишним убедиться, что сантехника в исправном состоянии. Можно сократить водопотребление, установив экономичные смывные бачки и смесители на кранах.

Еще одно преимущество счетчик дает, когда жильцы на какое-то время уезжают. Тогда им не нужно собирать документы для перерасчета, пломбировать трубы, чтобы начисления по данному адресу не велись.

Особых требований к эксплуатации приборов учета нет. Поверку нужно делать раз в четыре года (чаще – для счетчиков, выпущенных ранее сентября 2006 года). Счетчик дисциплинирует потребителя, стимулирует к экономии или, по крайней мере, к рациональному водопотреблению. Вам уже будет не выгодно бросить кран открытым и заниматься другими делами.

У прибора учета должен быть техпаспорт


К эксплуатации допускаются только счетчики, которые прошли государственные приемочные испытания, и занесенные в Государственный реестр средств измерительной техники, разрешенных к применению в Украине.

Как объяснили в ГП «Харьковстандартметрология», в техпаспорте прибора учета обязательно должен быть отпечаток поверочного клейма и подпись государственного поверенного. При этом обозначение на пломбе прибора должно полностью отвечать обозначениям на отражении клейма в техпаспорте.

– Торговать средствами измерительной техники, срок поверки которых превысил половину межповерочного интервала, в Украине запрещено, – подчеркивают специалисты.

Отпечаток поверочного клейма должен быть круглой формы (диаметром около двух сантиметров) и содержать такие обозначения:

– основной элемент малого герба Украины – трезубец;
– две последние цифры года применения клейма;
– шифр организации или предприятия, которое осуществляет поверку;
– индивидуальный знак поверителя (буква);
квартал поверки (1, 2, 3, 4).

Как часто проводится поверка счетчиков


Периодичность поверки приборов учета зависит от типа счетчика и того, какой ресурс он учитывает. Так, счетчики газа необходимо поверять раз в 3–5 лет, приборы учета  тепла – раз в 4 года, «водомеры» – один раз в 3–4 года, а электросчетчик – раз в 4–8 лет.