50 лет назад на экраны вышел знаменитый украинский фильм «Тени забытых предков».

Самая поэтичная картина украинского кинематографа была снята режиссером с армянскими корнями Сергеем Параджановым. Премьера фильма «Тени забытых предков» состоялась ровно полвека назад в Киеве, в кинотеатре «Украина», вызвав небывалый ажиотаж среди зрителей и критиков. Ленту, снятую по одноименной повести Михаила Коцюбинского, назвали гениальной, а режиссер и оператор Юрий Ильенко и исполнители главных ролей Лариса Кадочникова и Иван Миколайчук получили зрительскую любовь. Историю любви гуцулов Ивана и Марички сравнивали с шекспировскими Ромео и Джульеттой.

Фильм полюбили и в Европе, где он шел под названием «Огненные кони». Многих из тех, кто создавал и снимался в «Тенях забытых предков», уже нет в живых. Память о фильме и съемках бережно хранит Маричка — народная артистка Украины Лариса Кадочникова.

Правда, Лариса Кадочникова с болью говорит о том, что, к сожалению, полувековой юбилей знаменитой ленты не удостоился внимания властей.

— Понятно, что после фильма вы стали узнаваемой, любимой зрителем. А богатство пришло?

— Я не стала богатой и, может быть, даже не хотела этого. Только не подумайте, будто я считаю, что бедность — это хорошо. Конечно, нет. После фильма я приобрела духовное богатство, потому что благодаря картине познакомилась и начала общаться с потрясающими, интересными людьми. С фильмом исколесила полмира. Безусловно, на мою жизнь повлияло знакомство с такими гениальными людьми, как Параджанов, Якутович, Ильенко и Миколайчук. В денежном смысле ничего особо не приобрела. Впрочем, в то время люди искусства меньше всего думали о деньгах. Даже стыдно было спрашивать, сколько ты получишь за роль. Считалось престижным называть имена людей, с которыми будешь работать. За съемочный день я получала 35 рублей, это были неплохие деньги.

Знаменитые советские актеры, например, Смоктуновский, в то время зарабатывали до ста рублей в день.

— Знаю, что иногда вы надеваете роскошное ожерелье, которое подарил вам Сергей Параджанов.

— Сейчас я его практически не ношу, оно висит у меня на стене. Это массивные кресты на толстой цепочке в несколько рядов — старинное украшение, которое Параджанов купил у гуцулов во время съемок. Когда мы работали над картиной, ожерелье надевала то я, то я Татьяна Бестаева, которая играла Палагну. А в последний день работы над фильмом Сергей подошел ко мне, протянул эти кресты и сказал: «Лариса, это тебе». На память о съемках у меня еще остались небольшое зеркальце и подносик.

— Где прошел ваш первый съемочный день?

— В Киеве, в павильоне киностудии имени Довженко. Были построены большие декорации лестничного спуска. Снималась сцена, когда я выхожу из церкви и впервые встречаю Ивана. Помню, страшно волновалась. Ведь решение о съемках в картине буквально перевернуло всю жизнь. Я тогда служила в «Современнике», жила в Москве и никого не знала в Киеве. Была достаточно избалованной актрисой, любимицей Олега Ефремова и Галины Волчек. А Сергей Параджанов казался мне довольно странным человеком и режиссером.

— Кто еще претендовал на роль Марички?

— Он не пробовал больше никого. Вот Ивана искал некоторое время, пока Ивченко не посоветовал ему посмотреть актера Ивана Миколайчука, сыгравшего перед этим Тараса Шевченко.

— В «Тенях забытых предков» небольшую роль сыграла и ваша мама, известная советская актриса Нина Алисова.

— Это стало для всех неожиданностью. Но Параджанов любил мою маму и ему хотелось снять ее в своей картине. Правда, было сложно представить себе маму (чеховскую героиню), играющую роль простой женщины. Но ведь Параджанов снимал не бытовое кино, а поэтичное, и мама быстро вжилась в свою роль, сыграв мать Ивана. Кстати, моя мама прекрасно говорила на украинском языке.

— Основные съемки проходили в Карпатах?

— Да, мы жили в горах несколько месяцев. Небольшое село Жабье на время превратилось в настоящую съемочную площадку. В картине снимались практически все его жители. Гуцулы обожали Параджанова. Дом, в котором он жил, был постоянно полон людей. Это место Сергей нашел вместе с художником картины Георгием Якутовичем, который знал и обожал Карпаты. Съемки продолжались круглосуточно. Если не работали на площадке, то делали это в доме Параджанова, где проходили постоянные совещания. Мне кажется, никто из нас не отдыхал ни минуты, но при этом все были абсолютно счастливы. За год работы над картиной я настолько полюбила Карпаты и Украину, что совершенно не скучала по «Современнику». По сути, у меня началась совершенно другая жизнь.
По материалам «Фактов»