Лариса Кадочникова рассказала про работу над фильмом «Тени забытых предков»

Лариса Кадочникова рассказала про работу над фильмом «Тени забытых предков»

50 лет назад на экраны вышел знаменитый украинский фильм «Тени забытых предков».

Самая поэтичная картина украинского кинематографа была снята режиссером с армянскими корнями Сергеем Параджановым. Премьера фильма «Тени забытых предков» состоялась ровно полвека назад в Киеве, в кинотеатре «Украина», вызвав небывалый ажиотаж среди зрителей и критиков. Ленту, снятую по одноименной повести Михаила Коцюбинского, назвали гениальной, а режиссер и оператор Юрий Ильенко и исполнители главных ролей Лариса Кадочникова и Иван Миколайчук получили зрительскую любовь. Историю любви гуцулов Ивана и Марички сравнивали с шекспировскими Ромео и Джульеттой.

Фильм полюбили и в Европе, где он шел под названием «Огненные кони». Многих из тех, кто создавал и снимался в «Тенях забытых предков», уже нет в живых. Память о фильме и съемках бережно хранит Маричка — народная артистка Украины Лариса Кадочникова.

Правда, Лариса Кадочникова с болью говорит о том, что, к сожалению, полувековой юбилей знаменитой ленты не удостоился внимания властей.

— Понятно, что после фильма вы стали узнаваемой, любимой зрителем. А богатство пришло?

— Я не стала богатой и, может быть, даже не хотела этого. Только не подумайте, будто я считаю, что бедность — это хорошо. Конечно, нет. После фильма я приобрела духовное богатство, потому что благодаря картине познакомилась и начала общаться с потрясающими, интересными людьми. С фильмом исколесила полмира. Безусловно, на мою жизнь повлияло знакомство с такими гениальными людьми, как Параджанов, Якутович, Ильенко и Миколайчук. В денежном смысле ничего особо не приобрела. Впрочем, в то время люди искусства меньше всего думали о деньгах. Даже стыдно было спрашивать, сколько ты получишь за роль. Считалось престижным называть имена людей, с которыми будешь работать. За съемочный день я получала 35 рублей, это были неплохие деньги.

Знаменитые советские актеры, например, Смоктуновский, в то время зарабатывали до ста рублей в день.

— Знаю, что иногда вы надеваете роскошное ожерелье, которое подарил вам Сергей Параджанов.

— Сейчас я его практически не ношу, оно висит у меня на стене. Это массивные кресты на толстой цепочке в несколько рядов — старинное украшение, которое Параджанов купил у гуцулов во время съемок. Когда мы работали над картиной, ожерелье надевала то я, то я Татьяна Бестаева, которая играла Палагну. А в последний день работы над фильмом Сергей подошел ко мне, протянул эти кресты и сказал: «Лариса, это тебе». На память о съемках у меня еще остались небольшое зеркальце и подносик.

— Где прошел ваш первый съемочный день?

— В Киеве, в павильоне киностудии имени Довженко. Были построены большие декорации лестничного спуска. Снималась сцена, когда я выхожу из церкви и впервые встречаю Ивана. Помню, страшно волновалась. Ведь решение о съемках в картине буквально перевернуло всю жизнь. Я тогда служила в «Современнике», жила в Москве и никого не знала в Киеве. Была достаточно избалованной актрисой, любимицей Олега Ефремова и Галины Волчек. А Сергей Параджанов казался мне довольно странным человеком и режиссером.

— Кто еще претендовал на роль Марички?

— Он не пробовал больше никого. Вот Ивана искал некоторое время, пока Ивченко не посоветовал ему посмотреть актера Ивана Миколайчука, сыгравшего перед этим Тараса Шевченко.

— В «Тенях забытых предков» небольшую роль сыграла и ваша мама, известная советская актриса Нина Алисова.

— Это стало для всех неожиданностью. Но Параджанов любил мою маму и ему хотелось снять ее в своей картине. Правда, было сложно представить себе маму (чеховскую героиню), играющую роль простой женщины. Но ведь Параджанов снимал не бытовое кино, а поэтичное, и мама быстро вжилась в свою роль, сыграв мать Ивана. Кстати, моя мама прекрасно говорила на украинском языке.

— Основные съемки проходили в Карпатах?

— Да, мы жили в горах несколько месяцев. Небольшое село Жабье на время превратилось в настоящую съемочную площадку. В картине снимались практически все его жители. Гуцулы обожали Параджанова. Дом, в котором он жил, был постоянно полон людей. Это место Сергей нашел вместе с художником картины Георгием Якутовичем, который знал и обожал Карпаты. Съемки продолжались круглосуточно. Если не работали на площадке, то делали это в доме Параджанова, где проходили постоянные совещания. Мне кажется, никто из нас не отдыхал ни минуты, но при этом все были абсолютно счастливы. За год работы над картиной я настолько полюбила Карпаты и Украину, что совершенно не скучала по «Современнику». По сути, у меня началась совершенно другая жизнь.

По материалам «Фактов»