Алексей Николаевич Бекетов — зодчий, автор многих прекрасных зданий нашего города. Человек, который без преувеличения является автором архитектурного лица Харькова.
Три харьковских здания входят в мировое достояние архитектуры ХIХ ст. — и все они спроектированы Бекетовым. Считается, что человек жив, пока жива память о нем. О Бекетове всегда будут помнить — ведь его дома будут напоминать харьковчанам о нем. Это не просто был талантливейший архитектор и художник, но и просто человек с большой буквы, человек, который преобразовал Харьков из провинциального города в город европейского уровня.
Родился Алексей Николаевич 3 марта 1862 г. в Харькове в семье известного русского ученого, основоположника физической химии — Николая Николаевича Бекетова. Род Бекетовых дал как науке, так и просвещению много замечательных имен. Уважение и любовь к культуре, литературе, науке, личности — в семье Бекетовых наследственны,
а не просто слова.
Семья Бекетовых имела дружеские отношения с писателем С.Т. Аксаковым, с семьями Тургеневых, Менделеевых, Блоков, а с Алчевскими (знаменитые меценаты) еще и родственные отношения, а когда Алчевский покончил жизнь самоубийством в 1902 г., будучи на грани разорения, Алексею Николаевичу пришлось продать особняки: нынешние Дом ученых и ДК милиции.
Свое художественное образование будущий академик архитектуры начал в школе харьковской художницы М.Д. Раевской-Ивановой, учившейся в Дрездене и ставшей первой женщиной России, которой Академия художеств присвоила звание художника. После Алексей Николаевич учился в Харьковском реальном училище, в котором рисунок и живопись преподавал ученик Карла Брюллова Дмитрий Бесперчий. А уже архитектурное образование Бекетов получает в Петербургской академии художеств, которую блестяще оканчивает в 1888 г. с золотой медалью за проект курзала на Черном море. После окончания академии молодому архитектору предлагают работать в Петербурге и Москве, возможность участвовать в конкурсах в столице, огромные перспективы и блестящее будущее. Но Бекетов, истинный патриот своего города, возвращается в родной, все еще провинциальный город с населением всего 120 тыс. человек, с пыльными окраинами и тесными улочками. Возвращается, чтобы построить свой Харьков — город европейского уровня. Алексею Николаевичу всего 26 лет, он полон энергии и сил, и работы — непочатый край.
А.Н. Бекетов спроектировал много зданий, без которых нынешний Харьков представить просто невозможно. Харьков до Бекетова и после него…Здание юридической академии (бывшее коммерческое училище) и сегодня покоряет красотой своей архитектуры в духе итальянского Возрождения — первое строение Бекетова в родном городе (1891 г.). Школа № 1 привлекает внимание использованием элементов мавританского стиля. Дом ученых (бывший особняк, 1897 г.) был украшен кариатидами, характерными для искусства древней Греции. А в некоторых строениях, например, Театр кукол (бывший Волжско-Камский банк, 1909 г.) и институт им. Мечникова (бывшее Медицинское общество, 1912 г.) Бекетов применяет модернизированные элементы архитектурного оформления. Карандашу Бекетова принадлежит и нынешнее здание ДК «Металлист». А сегодняшнюю площадь Конституции (кстати, эту площадь каждые поколения знали по-разному: первоначально это была Николаевская, потом Тевелева, еще позже — Советской Украины) вообще невозможно представить без таланта Алексея Николаевича, ведь 7 зданий, выходящих на площадь, были спроектированы Бекетовым.
Бекетовское наследие в Харькове велико. По его проектам сооружено более 40 монументальных общественных и жилых зданий, которые на сегодняшний день являются яркими памятниками архитектуры XIX в. — первой половины XX в. Все они отличаются монументальностью, прекрасными пропорциями и выразительными пластическими деталями, всегда органично вписываются в окружающую среду и активно формируют новые архитектурные ансамбли, навсегда сохраняют неповторимый почерк мастерства. Алексей Николаевич в совершенстве владел широчайшей палитрой архитектурных форм исторических стилей, вплоть до современного ему модерна, но зодчий вносил в нее собственные оригинальные элементы, отдавая при этом предпочтение традициям классицизма, т.е. он был функционалистом. Он проектировал свои здания не для маленького человечка, а для уважающего себя человека с высоко поднятой головой. Но, к сожалению, такие проекты Бекетов в основном имел возможность проектировать до 1917 года, позже пышная архитектура была не так востребована, да и общественные здания, сделанные Алексеем Николаевичем после революции, были с элементами римской архитектуры, а не греческой, как раньше. Вероятно, он чувствовал тоталитарность Советской власти и его здания отражали дух тоталитарного времени. А вот советский конструктивизм Бекетов не принимал.
Талант мастера был признан и среди профессионалов. В 1894 г. ему были присуждены за проект «Библиотеки на 1,5 млн. томов с галереей выдающихся людей и нумизматическим музеем» звание академика архитектуры и действительного члена Академии художеств. В 1898 г. А.Н. Бекетову присвоено ученое звание профессора, в 1934 г. — ученая степень доктора архитектуры и в 1941 г. — почетное звание заслуженного деятеля искусств УССР, члена Всесоюзного, Республиканского и Харьковского союза архитекторов. А еще в царской России в 1894 г. Алексею Николаевичу было присвоено звание академика Академии художеств.
А.Н. Бекетов сформировал облик Харькова. Его жизнь и творчество принадлежат нашему городу, но в то же время выходят за его пределы. Постройки в Белгороде, Симферополе, Баку, Алуште, Донецке, Днепропетровске тому свидетельство. Свой Харьков Алексей Николаевич строил до революции, после — в основном типовые домики для шахтеров. А для души строил в Киеве жилой дом на Грушевского для партийной элиты, которые греческий стиль и благородство форм ценили не меньше, чем дореволюционная знать.
В статье «Мои стимулы к работе», написанной в связи с 50-летием творческой деятельности, он пишет: «Непрерывная работа составляет основной закон искусства, как и закон жизни». Бекетов всегда следовал этому закону, был требователен и к себе, и к своим ученикам, среди которых много выдающихся архитекторов.
С 1889 по 1941 гг. А.Н. Бекетов преподавал в Технологическом институте (НТУ «ХПИ»), Художественном училище, в Инженерно-строительном институте и Институте инженеров коммунального хозяйства (ныне Академия городского хозяйства, где и расположен музей, посвященный Алексею Николаевичу Бекетову). Созданная им архитектурная школа и сегодня отличает харьковскую архитектурную школу своим творчеством и профессионализмом.
Алексей Николаевич был прекрасным художником-пейзажистом. Он очень любил
природу. На протяжении всей своей жизни он не расставался с кистью и красками. Крымские морские пейзажи, залитые солнцем, архитектурные постройки, интерьеры, маленькие этюды на дощечках — это целый мир красоты. Рисовал Бекетов
и пейзажи родного края.
Похоронен же А.Н. Бекетов довольно скромно: сейчас он покоится на 13-м кладбище (изначально его могила была на кладбище, на месте которого сейчас расположен Молодежный парк). Его могила соседствует рядом с захоронениями таких великих людей Харькова, как Д.И. Багалей, Ткаченко (художник), Данилевский (академик), Потебня, Алчевские.
Вот уже шестой год подряд в Харькове проводится «Бекетовские вечера», что стало доброй традицией, данью уважения к великому зодчему и ознакомлением простых харьковчан с творчеством и жизнью Алексея Николаевича Бекетова. Весь март был открыт музей, расположенный по адресу ул. Революции,12, который принимал достаточно много разных посетителей. А в метро «им. Архитектора Бекетова» была мини–выставка, посвященная этому великому архитектору, но довольно скромная. А вот к 150-летию (этот весомый юбилей будет через 5 лет) организаторы обещают, что все будет гораздо солиднее. В последний день проведения выставки — как заключения всего месяца, посвященного Бекетову — была проведена презентация, которая называлась ««На теплого Алексея» вспоминаем Бекетова». Название неслучайно, ведь, несмотря на то, что родился Алексей Николаевич в начале марта, по обычаям того времени отмечал он день своего святого, а не день своего рождения, который приходился на 30 марта. На презентации присутствовали в качестве почетных гостей и потомки великого архитектора — его внуки Владимир Семенович и Федор Семенович. Они так помнят великого зодчего: «Мы помним его не только по его постройкам, но и как своего дедушку. В 79 лет он был бодрым, много работал, по утрам по пояс голый обтирался холодной водой, делал зарядку, потом садился за работу, вечером к нему в мастерскую приходили помощники, студенты (он очень любил общение с молодежью, особенно со студентами-архитекторами). А еще, когда он прогуливался вместе с нами и проходил мимо Каплуновской церкви, то он незаметно крестился». На презентации также присутствовало и много студентов, будущих архитекторов, которые, увы, запомнились своим плохим поведением.
В целом — это очень хорошая традиция, которая, надеюсь, будет продолжаться и с каждым годом становиться все масштабнее.