Десять лет назад, 27 декабря 2004 года, трагически оборвалась жизнь Георгия Кирпы — министра транспорта и связи Украины, генерального директора «Укрзалізниці», который по праву заслужил звание «народного министра».

Смог убедить президента начать реформы


Известие о гибели Георгия Николаевича вызвало у многих — причем не только у транспортников и связистов — настоящий шок. Этот человек был своим для жителей всех регионов страны — запада и востока, севера и юга, он умел объединять людей. Уроженец села Клубовка на Хмельниччине получил высшее образование в Харькове — в институте инженеров железнодорожного транспорта. Молодого инженера-движенца в 1970 году направили по распределению на Львовскую железную дорогу, и уже в 26 лет, как прирожденного руководителя и профессионала, назначили начальником станции Чоп -- сложного приграничного узла, через который проходило более трети всех экспортно-импортных перевозок СССР. И Кирпа наладил работу так, что станция заработала как часы. Благодаря Георгию Николаевичу «окно в Европу» стало красивым и благоустроенным.

В 1990-х годах, после распада СССР, Георгий Кирпа работал начальником Львовской железной дороги. Это было тяжелейшее время для отрасли. Огромные долги перед бюджетом, бартер, грозивший полным развалом финансовой системы, раскуроченные электрички и «убитые» вокзалы, ничтожные объемы обновления основных фондов, более чем скромная заработная плата, выдаваемая с многомесячными задержками, зачастую — сахаром, мукой, уксусом, щебнем, давящее чувство безысходности — эти реалии девяностых железнодорожники помнят очень хорошо. Отрасль агонизировала, опутанная сетью посреднических структур.

И вдруг ситуация развернулась на 180 градусов — после того, как Указом президента от 24 апреля 2000 года первым заместителем министра транспорта Украины — генеральным директором Государственной администрации железнодорожного транспорта был назначен Георгий Кирпа. Человек, который обладал таким характером, силой и харизмой, что мог повлиять на ход самой истории.

Избавились от бартера и посредников


Началось стремительное преобразование железнодорожной отрасли. Первым делом последовали кадровые перестановки — из шести начальников дорог сменили пять, почти наполовину обновился административный аппарат «Укрзалізниці». Постановлением Кабмина начальником Южной железной дороги был назначен Виктор Остапчук. Пришедшая к управлению команда единомышленников, сформированная из людей прогрессивных, мыслящих по-новому и обладавших твердым характером, сумела в кратчайший срок переломить ситуацию.

– Мы сумели навести порядок на железных дорогах, — рассказывал Георгий Кирпа журналистам «Киевского телеграфа» в начале мая 2003 года. — 7,2 млрд грн. — столько мы отобрали у посредников и вложили в производство. Налогов всех видов за три года заплатили 6,6 млрд грн. Как видите, посредники берут больше, чем производитель платит налогов. Хотя все кругом и говорят о «неподъемном налоговом бремени», которое дескать не дает возможности развиваться производству.

Перемены ощутили все


Новая команда очень быстро и исключительно за счет внутренних резервов покончила с убыточностью железных дорог, долгами перед бюджетом, а последовательное повышение зарплаты железнодорожникам стало системой. Началась масштабная модернизация железнодорожного транспорта. К примеру, Южной железной дорогой в 2002 году, ставшей зенитом «кирпинской пятилетки», был пущен первый «Столичный экспресс» по маршруту Харьков — Киев из новых вагонов отечественного производства, реконструированы вокзальные комплексы Лосево и Лосево-2, которые, как и обновленную Привокзальную площадь с ее цветниками и фонтанами, назвали «визитными карточками» Харькова. Впрочем, все без исключения здания и сооружения – более 90 объектов, расположенные в зоне скоростного участка, были отремонтированы. Всего за полгода в рамках подготовки к пуску «Столичного экспресса» по его маршруту обновлена вся инфраструктура.

И уже лишь за это — возрождение железных дорог — Георгий Николаевич вошел бы в историю страны. Но он неутомимо обустраивал Украину, и в то, что очень скоро для страны наступят лучшие времена, поверили не только железнодорожники, но и миллионы граждан. А также работники авиационной, автодорожной отраслей и судоходства, специалисты тяжелого машиностроения, поскольку на заказах железнодорожников объемы производства возросли в разы. Поверили родители, чти дети в дни школьных каникул бесплатно будут путешествовать по железной дороге, пассажиры внутренних авиалиний, к которым отечественные авиакомпании благодаря Кирпе наконец-то повернулись лицом, прихожане православных храмов, построенных по его инициативе. Поверили селяне, для которых в рамках программы «Сельский автобус» были открыты десятки маршрутов.

«Он научил нас уважать себя»
В канун скорбной даты в Украине проходит много памятных мероприятий, организованных соратником и другом Георгия Николаевича, народным депутатом Украины, председателем партии «Відродження», которую создал в 2004 году Георгий Кирпа, Виктором Остапчуком.

Так, в Харьков и Купянск по приглашению Виктора Остапчука приезжает Национальный заслуженный академический народный хор Украины имени Григория Веревки (в свое время Кирпа помогал этому прославленному коллективу, как, впрочем, и многим другим украинским артистам). При поддержке народного депутата напечатан дополнительный тираж книги Германа Ключерова «Георгий Кирпа: прерванный полет» о незаурядной судьбе незаурядного человека. Тысяча экземпляров книги сейчас рассылаются в школы, библиотеки, ветеранские организации... Проходят тематические фотовыставки и радиопередачи, на различных региональных телеканалах демонстрируются фильмы о Георгии Николаевиче.

– Трагическую гибель Георгия Николаевича я считаю национальной трагедией. Но жизнь продолжается, – отмечает Виктор Остапчук. – И память о Георгии Николаевиче и его великих делах необходима прежде всего нам самим. На фоне того, что сейчас происходит в Украине, многие потеряли надежду на лучшее в обозримом будущем. Конечно, если бы мы все 23 года катились по нисходящей, можно было и опустить руки, мол, мы ни на что не способны. Но это не так! На самом деле у нас есть своя история побед, есть человек, который доказал: мы умеем быть успешными, умеем эффективно работать и достигать амбициозных целей. Георгий Николаевич для возрождения нашей страны сделал столько, что хватило бы на много жизней, но самое главное – он научил нас уважать себя, поверить, что нет ничего невозможного. Пример его жизни и деятельности на благо Украины – фундамент для оптимизма и веры, что из всех испытаний мы выйдем только сильнее.