Аристократическая кожаная папка для бумаг, украшенная бисером, бисерный чехол для стакана, расшитая медными бисеринками женская сумочка. В Харьковском художественном музее открылась выставка удивительно изящных вещиц.

Выставка называется «Бисер прелестный». В экспозиции — вышитые бисером декоративные композиции и предметы прикладного искусства, созданные мастерами XVIII–XXI столетий.

Вещи и бисера наполнены атмосферой дома


— Экспозицию можно условно разделить на две части, так как она представляет две коллекции – старинные вещи и современные. Около сорока изделий хронологически относится к так называемому золотому веку бисерного искусства: концу XVIII – началу ХIХ веков, — рассказывает завотделом декоративно-прикладного искусства Харьковского художественного музея Татьяна Литовка. – Этот пласт отечественного искусства связан с культурным укладом дворянской усадьбы, с такими направлениями, как сентиментализм и романтизм. Работы из бисера многообразны: из него делали и утилитарные предметы, и изделия для декоративного оформления. Например, в экспозиции представлены бисерные чехлы для стаканов, для бутылки и фляг. С одной стороны, эти вещи призваны были оберегать хрупкие предметы в путешествиях, с другой — они наполнены атмосферой связи с близкими людьми, хранят ощущение дома, тепло рук любимой женщины.

Часто предметы из бисера были на одно лицо


Тогдашние мастерицы использовали изысканный бисер из венецианского и богемского стекла, позднее бусинки стали делать из стали и меди. Родиной бисероплетения является Западная Европа, а изделия из бисера нередко представляют собой загадку даже для искусствоведов. Во-первых, очень сложно определить их возраст: композиции из старинного бисера могли распускать и использовать заново, вплетая в свои композиции. Трудно определить и место происхождения произведения. Дело в том, что гравюры, по которым в прошлые века искусницы создавали бисерные композиции, выпускали в Берлине, Париже и Вене, поэтому часто предметы из бисера были на одно лицо. Впрочем, некоторые работы славянских мастериц все же отличались от изделий скрупулезных и дисциплинированных европеек: украинки и россиянки позволяли себе отходить от стандартной предложенной схемы бисероплетения, подключая фантазию и творчество.
Старинные изделия из бисера необыкновенно изящны. Так, в экспозиции есть театральная сумочка в стиле модерн с вышивкой из редкого медного бисера, а также аристократическая папка для бумаг очень состоятельного человека. Папка сделана из кожи, декорирована вышитым из бисера гербом.

Украинская мастерица самостоятельно постигала основы бисероплетения


Во второй части экспозиции представлены современные работы. Это  необыкновенные по красоте колье, герданы, воротнички, созданные харьковчанками — заслуженным мастером народного творчества Украины Эдифью Каминской, Зинаидой Орловой, Надеждой Островской, Альбиной Полянской.

— Бисероплетение было очень распространено в западных регионах Украины. Центром изготовления бисера с ХIII века была Западная Европа, и для западной части Украины приобретение материала было более доступным, — рассказывает заведующая отделом народного искусства Слобожанщины художественного музея Ольга Евсеева. – Для Слобожанщины бисероплетение и ношение таких украшений не является традиционным видом народного творчества, и именно Эдифь Каминская является зачинателем этого вида творчества в нашем регионе. Толчком для нее стали сильные впечатления детства, когда она побывала на выставке изделий из бисера в Киево-Печерской лавре. Эдифь Каминская занялась этим искусством в конце 1970-х годов. В то время сложно трудно было найти литературу по изготовлению изделий из бисера, и она самостоятельно постигала сложные техники бисероплетения и вышивки бисером.

Выставка «прелестного» бисера продлится до конца февраля.

Любопытно
Бисероплетение, как и вышивка западных регионов Украины отличается ярким красочным бисером и стеклярусом, а слобожанские мастерицы используют в основном неброские, пастельные, белые цвета.