Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – народный артист Украины, почетный гражданин Харькова Феликс Чемеровский.

У праздников есть собственная драматургия


– Здравствуйте, Феликс Аркадьевич. Вам звонит Олег. Интересно, есть ли у праздников некие обязательные законы построения, которые существуют, может быть, с незапамятных времен?

– Структура праздников действительно сложилась с незапамятных времен. У режиссеров это называется архитектоникой или композиционным построением. Мы, режиссеры массовых зрелищ, являемся и драматургами: пишем сценарии по законам драматургии. В каждом празднике обязательна экспозиция, чтобы пришедшие на действо люди вошли в его атмосферу; завязка – толчок, который дает ход всему мероприятию; развитие действия; кульминация и, естественно, эпилог – как правило, фейерверки или лазерные шоу.

– Мне кажется, в структуре праздников есть еще один, возможно, негласный закон. По моим наблюдениям, в начале концертов ставят малоизвестных артистов, а под финал выступают «гвозди» программы. Не в претензии ли артисты, если их выступлениями начинают концерты, не выясняют ли они отношения друг с другом?

– Сложилась, на мой взгляд, неправильная практика – если у артиста больше званий или он популярнее, он должен выступать в финале. Из-за такой очередности бывали случаи, когда артисты били друг другу лица. Но я хочу привести другой пример. Несколько лет назад в День города в начале праздника мы сделали для ветеранов Великой Отечественной войны подарок – эпизод «Любимые певцы». На сцену тихо и спокойно поднялись одна за другой настоящие легенды: Валентина Толкунова, Нани Брегвадзе, Людмила Гурченко. Они пели в той части праздника, которая называется «завязка», но этих певиц принимали так, как больше никого в тот день.

Иногда зрелища нужны больше, чем хлеб


– Здравствуйте, Феликс Аркадьевич. Меня зовут Жанна. У вас богатый опыт проведения масштабных праздников. Скажите, пожалуйста, чем отличаются нынешние праздники от тех, которые проводили десятилетия назад?

– Праздники диктует время, но мы стараемся, чтобы в наших мероприятиях присутствовало главное – любовь к харьковчанам. Потому что это прекрасная возможность раскрыть огромные возможности наших замечательных творческих коллективов, открыть свою душу городу – и город повернется к тебе лицом.

В 1996 году мы впервые поставили на площади Свободы елку. Елка была живая, и дети художественных школ и школ города делали для нее игрушки. Я не знаю, что мощнее по эмоциональному заряду – достижения техники или настоящая елка, на которой каждая игрушка была сделана руками ребенка: в нее были вложены душа, фантазия и любовь. Праздники действительно изменились – теперь с другим наполнением, да и мы стали современнее.

Раньше зрители могли часами стоять возле сцены, потому что никуда не торопились – темп жизни был другой. Больше вслушивались в слова. Сейчас слов в сценариях стало меньше, большую часть занимает действие: мы должны постоянно чем-то поражать зрителей – множеством экранов, фейерверками, шоу, техническими приспособлениями. Но суть праздников остается та же – достучаться до зрителя. Зритель на праздниках – это не постоянная, а мигрирующая единица: если ему понравилось, он остановился, не понравилось – ушел, через час вернулся – а на празднике уже происходит другое действие. Прежде у режиссеров было время, чтобы, не торопясь, полностью раскрыть тему, сейчас праздник – это смена картинок, и мы должны так зацепить человека, чтобы он остановился и стал частью действа.

Люди приходят на массовые действа, чтобы получить удовольствие и зарядиться энергией, и подчас зрелища нужны им больше, чем хлеб. Я знаю харьковчан, которые в полдень занимают места перед сценой на вечерний концерт.

– Феликс Аркадьевич, добрый день. Меня зовут Елена. На мой взгляд, все нынешние массовые харьковские праздники до сих пор следуют традициям советских времен – например, они, как правило, начинаются с детских выступлений. Между тем хочется все-таки современных зрелищ с использованием новых технологий. Есть ли у вас такие идеи?

– Я не уверен, что все то, что было в Советском Союзе, в том числе детские выступления – так уж плохо. Каждое время имеет свои приметы, и самое лучшее стоит сберегать. 19 декабря, например, в ХНАТОБе прошел грандиозный гала-концерт школ эстетического воспитания Харькова, в котором принимали участие более 700 детей. Я не знаю, в какой другой стране можно было бы на сцене одновременно видеть симфонический оркестр, хор и хореографический коллектив. Что касается современных технологий, в Харькове впервые в Украине на здании ХОГА мы сделали 3D-шоу, на площади Свободы взлетали шары и били фонтаны. На праздниках, которые устраивает город, стараемся использовать все супер-новые технологии. Мы не можем себе позволить закупить все мировые технологии, например, те, что используют в Китае или в Японии, но растем очень серьезно. Главное, чем наши праздники отличаются от западных – у нас есть мысль, а не мелькание.

– Но, возможно, у вас на примете есть молодые талантливые режиссеры, с которыми вы вместе делали бы праздники, идущие в ногу со временем?

– Я уже 26 лет преподаю курс режиссуры массовых зрелищ в Харьковской государственной академии культуры, и у меня есть талантливые выпускники. Но прежде чем выйти в самостоятельное плавание, они должны пройти школу. Как говорил великий Всеволод Мейерхольд, режиссер начинается с 50 лет, и это тем более относится к массовому празднику на открытой площадке – технологически очень сложному зрелищу.

Главное – понять, чего ты хочешь и как это сделать


– Феликс Аркадьевич, добрый день. Вам звонит Алексей. Вы организовывали праздники с большим коллективами, в том числе и со сводными. Сложно ли соединить в одном действе не только сотни артистов, но и разные творческие группы?

– Любой праздник или большой концерт не дается, а подается. Мысль приходит или не приходит. Главное для режиссера – понять, чего он хочет и как это сделать. Стакан воды можно выпить по-разному, и это будут два разных спектакля. Опытному режиссеру работать с большим количеством коллективов не страшно. Например, в несостоявшемся в 2014 году праздновании Дня Победы на Площади было запланировано попурри из военных песен – в нем принимало бы участие 240 танцоров, и это не предел. Но дело не в количестве, а в качестве. Начало одного из празднований Дня города было уникальным. Зрители стояли справа и слева, по центру площади – на асфальте, который мы назвали взлетной полосой, – стояли огромные воздушные шары с газовыми горелками. На площадь вошли сотни стягоносцев – молодые, красивые, в белых костюмах, в это время взмыли воздушные шары, в небе летали вертолеты, разбрасывая поздравительные листовки. Главное в работе режиссера массовых праздников – найти правильный подход к постановке и работать в хорошей команде, которая создается не один год из специалистов своего дела: хореографов, дирижеров, хормейстеров, а режиссер должен соединить их умения и опыт ради воплощения своей идеи.

– Добрый день, Феликс Аркадьевич. Меня зовут Татьяна. Мне кажется, драматургия массовых праздников обязательно работает на стыке с психологией, особенно важно знание психологии толпы. Меня интересует, какими методами вы добиваетесь психологического равновесия зрителей, – чтобы разогреть, но не перегреть тысячи людей?

– С площадью нужно уметь работать – заводить людей лишь до определенного момента, иначе зритель превратится в толпу, а толпа – это неуправляемая масса людей. Это – Ходынка. Поэтому нужны исполнители, которые не перегревают зрителя, во время концерта важна их смена, чередование с танцевальными номерами.

Настоящие профессионалы работают, а не капризничают


– Здравствуйте, Феликс Аркадьевич. Вам звонит Алена. У вас богатый опыт организации больших праздников. Расскажите, пожалуйста, с какими звездами приходилось работать?

– Пожалуй, со всеми, кто был или находится сейчас на большой эстраде: с Иосифом Кобзоном, Александром Розенбаумом, Таисией Повалий, Николаем Басковым, Нани Брегвадзе, хором Турецкого, Людмилой Гурченко и многими-многими другими. Мне повезло: ставил Людмиле Марковне программу, и только сейчас я понимаю, с какой личностью работал.

– А знаменитости очень капризны?

– Это зависит от воспитания. Чем выше исполнитель, чем больше у него требований к себе и ответственности перед зрителем. Если требований и ответственности меньше – значит, это «звезда». Люди, с которыми я работал, в основном были не капризны. Они профессионалы и приезжают работать, а не капризничать. Когда мне рассказывают о каких-то бешеных требованиях исполнителей, бытовых райдерах – думаю, это директора исполнителей повышают их стоимость. Я работал со многими, и практически никогда не слышал особых претензий, тем более что Харьков создает все условия для наших гостей, и это отмечают все приезжающие к нам артисты.

– Феликс Аркадьевич, добрый день. Меня зовут Алексей. Интересно, кто из исполнителей, на ваш взгляд, настолько харизматичен, что может завести зал буквально только своим выходом на сцену?

– На это способны профессионалы высочайшего уровня, – например, София Ротару, хор Турецкого, Людмила Гурченко. Помню, когда на сцене на площади Свободы появлялась Людмила Марковна, она была как богиня. Аналогично и с Нани Брегвадзе: она своей энергией может зарядить слушателей. Сцена всегда раскрывает людей. Зрителей нельзя обмануть: они всегда видят, кто настоящий артист, а кто – пустышка.



Личное дело
Феликс Аркадьевич Чемеровский родился 12 августа 1950 года в Киеве. В 1967 году окончил киевскую школу № 71, в том же году поступил в Харьковский институт культуры на факультет культпросветработы («режиссер народных театральных коллективов»). После вуза год служил в армии, с 1973-го работал режиссером народного театра в ДК связи, с 1989-го работает доцентом на кафедре режиссуры Харьковской государственной академии культуры. В 1999 году получил звание заслуженного деятеля искусств Украины, в 2009 – народного артиста Украины. В 2014 году стал почетным гражданином города Харькова. Семейное положение — женат, есть сын, двое внуков. Хобби – чтение хорошей литературы.