Гости ВХ

  • 3024
  •  / 

На городских праздниках в Харькове используются новейшие технологии: видео

фото: Михаил Кучнев


На городских праздниках в Харькове используются новейшие технологии: видео
На городских праздниках в Харькове используются новейшие технологии: видео Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – народный артист Украины, почетный гражданин Харькова Феликс Чемеровский.

У праздников есть собственная драматургия


– Здравствуйте, Феликс Аркадьевич. Вам звонит Олег. Интересно, есть ли у праздников некие обязательные законы построения, которые существуют, может быть, с незапамятных времен?

– Структура праздников действительно сложилась с незапамятных времен. У режиссеров это называется архитектоникой или композиционным построением. Мы, режиссеры массовых зрелищ, являемся и драматургами: пишем сценарии по законам драматургии. В каждом празднике обязательна экспозиция, чтобы пришедшие на действо люди вошли в его атмосферу; завязка – толчок, который дает ход всему мероприятию; развитие действия; кульминация и, естественно, эпилог – как правило, фейерверки или лазерные шоу.

– Мне кажется, в структуре праздников есть еще один, возможно, негласный закон. По моим наблюдениям, в начале концертов ставят малоизвестных артистов, а под финал выступают «гвозди» программы. Не в претензии ли артисты, если их выступлениями начинают концерты, не выясняют ли они отношения друг с другом?

– Сложилась, на мой взгляд, неправильная практика – если у артиста больше званий или он популярнее, он должен выступать в финале. Из-за такой очередности бывали случаи, когда артисты били друг другу лица. Но я хочу привести другой пример. Несколько лет назад в День города в начале праздника мы сделали для ветеранов Великой Отечественной войны подарок – эпизод «Любимые певцы». На сцену тихо и спокойно поднялись одна за другой настоящие легенды: Валентина Толкунова, Нани Брегвадзе, Людмила Гурченко. Они пели в той части праздника, которая называется «завязка», но этих певиц принимали так, как больше никого в тот день.

Иногда зрелища нужны больше, чем хлеб


– Здравствуйте, Феликс Аркадьевич. Меня зовут Жанна. У вас богатый опыт проведения масштабных праздников. Скажите, пожалуйста, чем отличаются нынешние праздники от тех, которые проводили десятилетия назад?

– Праздники диктует время, но мы стараемся, чтобы в наших мероприятиях присутствовало главное – любовь к харьковчанам. Потому что это прекрасная возможность раскрыть огромные возможности наших замечательных творческих коллективов, открыть свою душу городу – и город повернется к тебе лицом.

В 1996 году мы впервые поставили на площади Свободы елку. Елка была живая, и дети художественных школ и школ города делали для нее игрушки. Я не знаю, что мощнее по эмоциональному заряду – достижения техники или настоящая елка, на которой каждая игрушка была сделана руками ребенка: в нее были вложены душа, фантазия и любовь. Праздники действительно изменились – теперь с другим наполнением, да и мы стали современнее.

Раньше зрители могли часами стоять возле сцены, потому что никуда не торопились – темп жизни был другой. Больше вслушивались в слова. Сейчас слов в сценариях стало меньше, большую часть занимает действие: мы должны постоянно чем-то поражать зрителей – множеством экранов, фейерверками, шоу, техническими приспособлениями. Но суть праздников остается та же – достучаться до зрителя. Зритель на праздниках – это не постоянная, а мигрирующая единица: если ему понравилось, он остановился, не понравилось – ушел, через час вернулся – а на празднике уже происходит другое действие. Прежде у режиссеров было время, чтобы, не торопясь, полностью раскрыть тему, сейчас праздник – это смена картинок, и мы должны так зацепить человека, чтобы он остановился и стал частью действа.

Люди приходят на массовые действа, чтобы получить удовольствие и зарядиться энергией, и подчас зрелища нужны им больше, чем хлеб. Я знаю харьковчан, которые в полдень занимают места перед сценой на вечерний концерт.

– Феликс Аркадьевич, добрый день. Меня зовут Елена. На мой взгляд, все нынешние массовые харьковские праздники до сих пор следуют традициям советских времен – например, они, как правило, начинаются с детских выступлений. Между тем хочется все-таки современных зрелищ с использованием новых технологий. Есть ли у вас такие идеи?

– Я не уверен, что все то, что было в Советском Союзе, в том числе детские выступления – так уж плохо. Каждое время имеет свои приметы, и самое лучшее стоит сберегать. 19 декабря, например, в ХНАТОБе прошел грандиозный гала-концерт школ эстетического воспитания Харькова, в котором принимали участие более 700 детей. Я не знаю, в какой другой стране можно было бы на сцене одновременно видеть симфонический оркестр, хор и хореографический коллектив. Что касается современных технологий, в Харькове впервые в Украине на здании ХОГА мы сделали 3D-шоу, на площади Свободы взлетали шары и били фонтаны. На праздниках, которые устраивает город, стараемся использовать все супер-новые технологии. Мы не можем себе позволить закупить все мировые технологии, например, те, что используют в Китае или в Японии, но растем очень серьезно. Главное, чем наши праздники отличаются от западных – у нас есть мысль, а не мелькание.

– Но, возможно, у вас на примете есть молодые талантливые режиссеры, с которыми вы вместе делали бы праздники, идущие в ногу со временем?

– Я уже 26 лет преподаю курс режиссуры массовых зрелищ в Харьковской государственной академии культуры, и у меня есть талантливые выпускники. Но прежде чем выйти в самостоятельное плавание, они должны пройти школу. Как говорил великий Всеволод Мейерхольд, режиссер начинается с 50 лет, и это тем более относится к массовому празднику на открытой площадке – технологически очень сложному зрелищу.

Главное – понять, чего ты хочешь и как это сделать


– Феликс Аркадьевич, добрый день. Вам звонит Алексей. Вы организовывали праздники с большим коллективами, в том числе и со сводными. Сложно ли соединить в одном действе не только сотни артистов, но и разные творческие группы?

– Любой праздник или большой концерт не дается, а подается. Мысль приходит или не приходит. Главное для режиссера – понять, чего он хочет и как это сделать. Стакан воды можно выпить по-разному, и это будут два разных спектакля. Опытному режиссеру работать с большим количеством коллективов не страшно. Например, в несостоявшемся в 2014 году праздновании Дня Победы на Площади было запланировано попурри из военных песен – в нем принимало бы участие 240 танцоров, и это не предел. Но дело не в количестве, а в качестве. Начало одного из празднований Дня города было уникальным. Зрители стояли справа и слева, по центру площади – на асфальте, который мы назвали взлетной полосой, – стояли огромные воздушные шары с газовыми горелками. На площадь вошли сотни стягоносцев – молодые, красивые, в белых костюмах, в это время взмыли воздушные шары, в небе летали вертолеты, разбрасывая поздравительные листовки. Главное в работе режиссера массовых праздников – найти правильный подход к постановке и работать в хорошей команде, которая создается не один год из специалистов своего дела: хореографов, дирижеров, хормейстеров, а режиссер должен соединить их умения и опыт ради воплощения своей идеи.

– Добрый день, Феликс Аркадьевич. Меня зовут Татьяна. Мне кажется, драматургия массовых праздников обязательно работает на стыке с психологией, особенно важно знание психологии толпы. Меня интересует, какими методами вы добиваетесь психологического равновесия зрителей, – чтобы разогреть, но не перегреть тысячи людей?

– С площадью нужно уметь работать – заводить людей лишь до определенного момента, иначе зритель превратится в толпу, а толпа – это неуправляемая масса людей. Это – Ходынка. Поэтому нужны исполнители, которые не перегревают зрителя, во время концерта важна их смена, чередование с танцевальными номерами.

Настоящие профессионалы работают, а не капризничают


– Здравствуйте, Феликс Аркадьевич. Вам звонит Алена. У вас богатый опыт организации больших праздников. Расскажите, пожалуйста, с какими звездами приходилось работать?

– Пожалуй, со всеми, кто был или находится сейчас на большой эстраде: с Иосифом Кобзоном, Александром Розенбаумом, Таисией Повалий, Николаем Басковым, Нани Брегвадзе, хором Турецкого, Людмилой Гурченко и многими-многими другими. Мне повезло: ставил Людмиле Марковне программу, и только сейчас я понимаю, с какой личностью работал.

– А знаменитости очень капризны?

– Это зависит от воспитания. Чем выше исполнитель, чем больше у него требований к себе и ответственности перед зрителем. Если требований и ответственности меньше – значит, это «звезда». Люди, с которыми я работал, в основном были не капризны. Они профессионалы и приезжают работать, а не капризничать. Когда мне рассказывают о каких-то бешеных требованиях исполнителей, бытовых райдерах – думаю, это директора исполнителей повышают их стоимость. Я работал со многими, и практически никогда не слышал особых претензий, тем более что Харьков создает все условия для наших гостей, и это отмечают все приезжающие к нам артисты.

– Феликс Аркадьевич, добрый день. Меня зовут Алексей. Интересно, кто из исполнителей, на ваш взгляд, настолько харизматичен, что может завести зал буквально только своим выходом на сцену?

– На это способны профессионалы высочайшего уровня, – например, София Ротару, хор Турецкого, Людмила Гурченко. Помню, когда на сцене на площади Свободы появлялась Людмила Марковна, она была как богиня. Аналогично и с Нани Брегвадзе: она своей энергией может зарядить слушателей. Сцена всегда раскрывает людей. Зрителей нельзя обмануть: они всегда видят, кто настоящий артист, а кто – пустышка.



Личное дело
Феликс Аркадьевич Чемеровский родился 12 августа 1950 года в Киеве. В 1967 году окончил киевскую школу № 71, в том же году поступил в Харьковский институт культуры на факультет культпросветработы («режиссер народных театральных коллективов»). После вуза год служил в армии, с 1973-го работал режиссером народного театра в ДК связи, с 1989-го работает доцентом на кафедре режиссуры Харьковской государственной академии культуры. В 1999 году получил звание заслуженного деятеля искусств Украины, в 2009 – народного артиста Украины. В 2014 году стал почетным гражданином города Харькова. Семейное положение — женат, есть сын, двое внуков. Хобби – чтение хорошей литературы.


Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали Как харьковчане новый год встречали

georgia



Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2614.95 грн
100 EUR 3052.95 грн
10 RUB 4.2405 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи