Как известно, Президент Украины Виктор Ющенко аргументировал свое решение о роспуске ВР «неконституционным процессом формирования и пере форматирования парламентского большинства», «постоянной практикой принятия нелегитимных, антиконституционных законов», «систематическим невыполнением договоренностей».

Вывод Министерства юстиции Украины говорит о том, что, в данном случае, свои полномочия превысил сам Президент.
 
Юридический вывод Министерство юстиции подготовило по результатам правовой экспертизы Указа Президента Украины от 2 апреля 2007 г. № 264 «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины» в ответ на запрос Кабинета Министров Украины.
 
Минюст утверждает, что в Указе Президента Украины от 2 апреля 2007 г. № 264 «нет даже ссылки на нормы части второй статьи 90 и пункта 8 части первой статьи 106 Конституции Украины, которые прямо определяют полномочие Президента Украины относительно условий и порядка досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины». Всего три ситуации, возникшие в работе высшего законодательного органа государства — Верховной Рады — и Кабинета министров. Таковыми являются, говорится в юридическом выводе Минюста: 1) на протяжении одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций соответственно статье 83 Конституции; 2) на протяжении шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета Министров Украины; 3) на протяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.
Таким образом, в указанном Указе отсутствуют правовые основания, необходимые для реализации соответствующего конституционного полномочия Президента Украины, которая удостоверяет нелегитимность принятого им решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины, говорится в юридическом выводе.
 
Кроме того, в выводе Минюста сказано, что Коалицией соблюдены условия формирования коалиций, определенные статьей 83 Конституции Украины, что удостоверяет «факт формирования коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины на основе согласования политических позиций трех депутатских фракций, сформированных по результатам выборов, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, в продолжение месяца со дня прекращения деятельности предыдущей коалиции депутатских фракций».
 
Также Минюст оценил законность ст. 2 Указа от 2 апреля 2007 г. № 264 «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины», в котором Президент предложил народным депутатам Украины «продолжать выполнять полномочия, которые непосредственно не связаны с полномочиями Верховной Рады», что лишает депутатов права реализовывать свои полномочия. Согласно ст.81 и ст. 90 Конституции Украины, полномочия народных депутатов Украины — в случае досрочного прекращения полномочий Верховной Рады — прекращаются лишь в день первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.
Итак, к моменту открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва Верховная Рада Украины является полномочной, т.е. правомочной принимать законы и реализовывать другие конституционно определенные полномочия.
И, наконец, Минюст оценил поручение Президента Кабинету Министров обеспечить финансирование внеочередных выборов в ВР Украины.
«Кабинет Министров Украины не уполномочен выполнять требования статьи 4 Указа Президента Украины от 2 апреля 2007 г. № 264 к моменту внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год», гласит вывод Минюста.
 
Окончательный вердикт Минюста:
«Учитывая вышеизложенное и на основании положений части второй статьи 8 Конституции Украины, соответственно которым законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны отвечать ей, Указ Президента Украины от 2 апреля 2007 г. № 264 «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины», издан Президентом Украины с превышением предоставленных ему Конституцией Украины полномочий и нарушает Конституцию Украины.
В связи с этим Министерство юстиции считает необходимым предложить Президенту Украины отменить Указ от 2 апреля 2007 г. № 264 «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины» как такой, который противоречит Конституции Украины».