В Харьковской муниципальной галерее открылась выставка мэтра фотоискусства Александра Супруна «Кадры прошлого. Ретроспектива».

Этот проект фотохудожник Александр Супрун считает самоотчетом: выставка совпадает по времени с двойным юбилеем: 70-летием со дня рождения и 50-летием активной творческой деятельности.

Александра Супруна называют живой легендой и титаном фотографии. На счету мастера — множество персональных выставок, сотрудничество с разными газетами и журналами, в советские годы его снимки публиковали и в газете «Вечерний Харьков».

Понять истинную глубину фотографии


Он стал знаменитым благодаря не только впечатляющим снимкам, но и ручному монтажу нескольких фото в одной работе. Для коллажа мастер  использует снимки из своего богатейшего архива, который начал собирать еще в 1960-е годы, и теперь нередко делает неожиданные находки.

— По молодости и по глупости мне казалось: вот это главное, а это второстепенное. Но теперь, по истечении времени, можно поднять сделанный костяк и понять истинную глубину фотографии, — говорит Александр Супрун. — Когда работаешь с фотоаппаратом, кажется — только кнопку нажимай, но отображается нечто другое, более значимое, чем ты даже можешь себе представить.

Его таланту дивятся даже коллеги.


— Александр Данилович — один из титанов фотографии, — делится фотограф Владимир Бысов. — Когда я впервые увидел его работы, я занимался физико — Как физик, примерно понял, как это сделать, но я не понял, сколько лет жизни нужно, чтобы сделать одну такую работу. Я даже не говорю о творчестве, а о ручной работе: аккуратненько вырезать, закрасить торцы, чтобы они не бликовали, а потом сделать так, чтобы тебе вручили за это ящик медалей и наград. — Все, кто начинал и начинает делать коллажи, сначала смотрят его работы и стараются сделать так, как он.

Черно-белые фото заставляют остановиться


Экспозиция выставки состоит из двух блоков. Один из них, «Ретроспектива», включает в себя лучшие работы, созданные в 1970-е–1990-е годы и выставлявшиеся на многочисленных отечественных и зарубежных фотовыставках и фотосалонах. Работы второго блока — «Кадры прошлого» — созданы за последние два года, но в них использованы материалы старого архива черно-белых пленочных негативов, которые были накоплены с 1965 по 1999 годы.

Черно-белые фото Александра Супруна заставляют остановиться и подумать. Его герои нередко трагичны и одиноки: деревенская старушка, согнувшаяся под огромной вязанкой стеблей кукурузы на спине; трогательная бездомная собачонка, мечтающая о хозяине; недолговечные бумажные кораблики в ручье; осуждающе глядящие на нас сквозь прутья решеток шимпанзе в зоопарке, раздавленный многоэтажным мегаполисом морщинистый старик.

— Я не люблю белозубых улыбок, — признается фотограф. — Что интересного в белозубом? Сейчас полно распрекрасных работ, но за ними —  пустота.

Сделать гениальный снимок может каждый


Не исключено, что маяться бессонницей, терзать душеньку сомнениями и грызть себя раскаянием — это только наше, ментальное. В 1990-е годы, например, у Александра Супруна было две персональные выставки в США.

— Американцы — очень добрые, отзывчивые, доверчивые люди: если им говорят, что это хорошо, они даже не сомневаются. Они как дети: сначала были под большим впечатлением от работ на выставке, а через две недели им дали другую цацку — следующую выставку — и они точно так же стали восторгаться абсолютно другой темой, — вспоминает фотограф.

В его арсенале множество уникальных фото, но мастер фотографии с полувековым стажем считает, что запечатлеть удивительное мгновение может каждый.

— Крутая фотография, которая не снилась даже самому крутому профи, может быть совершенно случайно сделана и непрофессионалом, причем обычным мобильным телефоном, — уверяет Александр Супрун. — Профессиональные фотографы просто больше подготовлены, у них больше материла, но это отнюдь не означает, что у непрофессионала не может получиться шедевр. В этом великий демократизм фотографии.

Выставка Александра Супруна продлится до 4 февраля.